Файл: Легальность и легитимность (Легальность государственной власти).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
Ярким примером легитимности государственной власти может являться власть СССР. Существуют огромные статьи на эту ему, в которых подробно рассказывается, как это было достигнуто и обречено на успех.
В большей степени, страны, в которых государственная власть является легальной, власть также и легитимна. Никакая нация не будет рада коренным переворотам в вопросе власти. Ведь здесь нужна стабильность, ясность и уверенность в «завтрашнем дне».
Свидетельством того, что в государстве существует достаточный уровень общей легитимности, могут быть многочисленные примеры стабильного функционирования коалиций, обладающих незначительным преимуществом над оппозицией, и даже правительств меньшинства, в странах Западной Европы. А в условиях украинских реалий функционирование коалиции с несущественным преимуществом в количестве депутатов сразу вызывает безумное сопротивление оппозиционных сил, которое свидетельствует об отсутствии консенсусного поля сотрудничества в украинском парламенте. Консенсусное поле отсутствует также и в образах реальности политических сил, что приводит к проблеме легитимности.
2.2 Виды легитимности
Легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании. Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
- легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например монархическая, власть);
- легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;
- легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.
В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновидности. Такой тип был свойственен Российской империи, когда власть передавалась от отца к сыну. Формируется на основе веры людей в святость и незыблемость власти и необходимой неизбежности подчиняться ей. В этом случае власть получает статус традиции. Царь или император считался помазанником Божьим и «отцом» народа, неподчинение которому было невозможно для простого крестьянина. Если говорить о современном мире, то традиционная легитимность наблюдается в Японии.
Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, реже их коллективов, пророку, связана, в первую очередь, с личностью политического лидера, с верой населения в его исключительные личностные достоинства и авторитет. Харизма руководителя накладывает отпечаток на всю его политическую систему, население испытывает желание неукоснительно подчиняться ему. Примером таких людей могут являться Будда, Цезарь, Наполеон, Ленин, Гитлер. Харизма может быть связана с определённой идеологией (например, культом личности секретаря ЦК КПСС И.В.Сталина в СССР, «социалистического вождя» Ким Ир Сена в Северной Корее).
Для укрепления харизмы широко используются ритуальные обряды, такие как факельные шествия в фашисткой Германии, парады, демонстрации в определённой униформе и с определёнными знаменами, знаками и так далее. Люди убеждены в их необыкновенном даре.
Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму. Исторический опыт убедительно показал, что харизматические вожди очень быстро перерождаются в тиранов, а их харизма - в хорошо организованный культ возвеличивания лидера. Примером харизматической легитимности в наши дни может служить начало правления В.В. Путина. Доверительное отношение к Президенту народа перешло и на партию «Единая Россия», программу которой поддерживает сам Президент.
Рациональная легитимность - это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Она основана на разуме. По отношению к этому последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность». Возникает в результате признания населением справедливости действий и поступков лиц, стоящих у власти. Народ понимает необходимость выработки правил общего поведения (норм), следование которым создает возможность для реализации его собственных целей.
Таким образом, рациональная легитимность имеет под собой правовую основу и характерна для сложно организованных обществ. Пример такого типа легитимности можно наблюдать в США, где существует всего две партии: республиканская и демократическая. Лидеры этих партий со временем могут сменяться, поэтому на выборах население обращает основное внимание на те программы, которые предлагает каждая партия, а не на того деятеля, который ее представляет.
Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
Одновременно со сказанным современная рациональная (или легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно в последнем типе легитимности выделяются четыре разновидности:
- плюралистические демократии, которые признаются большинством граждан как легитимные;
- авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;
- тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;
- режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.
Помимо трёх основных типов, выделяют и другие. Например, французский автор Ж.Л. Шабо различает типы демократической, технократической, онтологической и идеологической легитимности.
Наиболее важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на основе законности. Это структурная легитимность. Она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Такая легитимность может выступать в двух формах. Во-первых, это традиционная легитимность. Во-вторых, это чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность, то есть общественное признание передачи власти в соответствии с установленными законами о выборах органов власти.
Однако приобретение правителями полномочий на законной основе ещё не гарантирует сохранение доверия и поддержки, или иначе легитимности. Злоупотребление властью, нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия - утрату легитимности.
В настоящее время появляются новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности-формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется перепись национальной принадлежности.
Глава 3. Соотношение легальности и легитимности государственной власти
Легальность и легитимность - это критерии, которые являются оценочными, позволяющие дать представление о содержании и сущности государственной власти. Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня латинского lex, то есть закон.
Легитимность является однокоренным словом с понятием легальность, поэтому зачастую в отечественной и зарубежной науке ряд учёных их отождествляли.[12] Даже применительно к власти и государству, где в политологии уже более ста лет эти категории наполнены различным содержанием, в работах ряда отечественных правоведов они употребляются как синонимы. Между тем отождествление категорий легальность и легитимности в современной правовой и политической культуре нельзя признать обоснованным, хоть ранее эти понятия и рассматривались как синонимы. Начиная с работ М. Вебера в конце 19 века и по настоящее время, в общественных науках утверждается подход, различающий легальность и легитимность.
Рассматривая соотношение двух ключевых терминов моей курсовой работы, стоит сказать, что власть может быть нелегитимной и легитимной, но легальной она должна быть всегда.
Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Ещё один интересный момент. Легальность и легитимность могут расходиться во времени. Например, не принимая власть в определённый период времени, думая, что она противоречит человеческим ценностям и тому, что действительно необходимо населению, через некоторое время власть могут принять, пересмотрев своё к ней отношение. Тем не менее, легальность и легитимность всегда рассматриваются вместе. Эти два понятия тесно связаны и во многом определяют положение государственной власти в той или иной стране.
В юриспруденции к вопросу о соотношении понятий легальности и легитимности государственной власти следует подходить с учётом существования различных подходов к пониманию права. С позиции нормативного подхода рассматриваемые понятия будут тождественны независимо от содержательных характеристик при условии формального соответствия действующему законодательству. Иная ситуация будет в том случае, если соотношение этих понятий рассматривать с позиции широкого право понимания, в рамках которого имеет место противопоставление права и закона. В данном случае легитимной будет признаваться лишь та государственная власть, которая опосредована законом, полностью соответствующим праву.
Легальность и легитимность государственной власти являются смежными, но не совпадающими понятиями. Легальность проявляется в юридическом оформлении государственной власти, которая выражается в принятии различного рода нормативных правовых актов, в том числе конституции. Также стоит заметить, что легализованная государственная власть не всегда может быть легитимной, как и легитимная власть не обязательно легализована. Но каждая только что учреждённая власть, в первую очередь, старается легализовать себя на территории государства, что и происходит в большинстве случаев без особой сложности, в то время как обрести легитимность значительно труднее.
В таких характеристиках, как легальность и легитимность наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов государственной власти. Качество легальности выражает способность государственной власти действовать в рамках ею же устанавливаемых пределов, готовность нести ответственность.
Нивелирование государственной властью этих аспектов нарушает коммуникативную систему отношений государственной власти и общества, и, следовательно, предопределяет дальнейшую неэффективность и неприемлемость этой власти для общества, а в конечном итоге -не легитимность. В связи с этим справедливо возникает вопрос о первичности легитимации и легализации государственной власти. Если легализация представляет собой следствие легитимации, то это, по сути, содержательное наполнение её форм, а если легитимация есть следствие легализации, тогда это представляет собой процесс легитимации государственной власти по содержанию.
Для более чёткого уяснения соотношения понятий легитимации и легализации государственной власти обратимся к проблеме функционирования правового государства. По нашему мнению, в правовом государстве легитимация первична: современное правовое государство становится правовым тогда, когда государство заботится о том, чтобы государственная власть была легитимирована. Это подразумевает, во-первых, внутреннее объяснение целесообразности той или иной деятельности государственной власти, во-вторых, её законодательное оформление. В неправовом государстве всё происходит совсем наоборот: сначала издаются законы и только потом идёт их объяснение.
В целом концептуальное различие между легализаций и легитимацией государственной власти не всегда улавливается сторонниками юридического подхода. Это происходит потому, что постоянное взаимодействие политического и правового регулятивных механизмов порождает их относительную самостоятельность. Возникает круговая зависимость легализации (легитимации) государственной власти и права в целом.