Файл: Легальность и легитимность (Легальность государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Легализация государственной власти - это юридическое провозглашение правомерности её возникновения (установления), организации и деятельности[6]. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями, особенно если она принимается на референдуме, как Конституция РФ 1993 года, легализовавшая ту государственную власть, которая сложилась после отстранения от власти коммунистической партии. Также легализация государственной власти может осуществляться путём принятия конституции учредительным собранием или парламентом, или иными правовыми актами. Например, законами, указами президента, постановлениями правительства, решениями судов.

Определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру её легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права.

Государственная власть должна быть законной. Во-первых, должно быть законным само её происхождение (установление). Узурпация, захват власти незаконны. Во-вторых, законной должна быть её организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например, без выборов важнейших органов. В-третьих, законными должна быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать.

Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей.

Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и так далее лишает государственную власть подлинной легальности. Нарушение принципа легальности государственной власти, предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться: в отставке, смещении высших должностных лиц; предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота; смещение с должности президента, других высокопоставленных лиц за злоупотребление властью, измену государству; возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти её различными органами и должностными лицами.


Исследование процессов легализации государственной власти способствует чёткому разграничению категорий «насильственный», «правовой», «законный», «незаконный», «узурпация государственной власти» и так далее относительно процедуры смены власти, что особенно актуально в свете войн на территории Ирака, Южной Осетии, Ливана.

Рассмотрим пример страны, где государственная власть легально, но не легитимна. Подобная ситуация характерна для современной Украины. Во время последних выборов Президента часть Украины, а именно Донецкая и Луганская области, в выборах не участвовали, что сделало власть нового Президента не легитимной. Однако при этом, она была легальной, так как выборы происходили по действующим в стране законам.

Таким образом, легитимное государство имеет полное право требовать от своих граждан соблюдения нормативно-правовых норм, поскольку в нем на первом месте стоит власть закона. Независимо от отношения граждан к отдельным личностям в политической структуре, народ обязан подчиняться законам, действующим в данном государстве.

Глава 2. Легитимность государственной власти

2.1 Понятие легитимности государственной власти

Как известно, ценность государственной власти проявляется в её социальном назначении, в обеспечении нормального существования общества. Однако государственная власть в обществе может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. С теоретической точки зрения, если всё это выражается в убеждённости, присутствующей в общественном сознании, то государственная власть соответствует социальному назначению.

В общественном сознании находит своё отражение легитимность государственной власти. Благодаря легитимности власти в государстве обеспечивается механизм передачи от одного поколения людей к другому права выбора того политического режима, с которым они согласны и который одобряют. Согласие общества на моральное право государственной власти управлять им определяется не столько соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей её оценке.[7]


Государственная власть, являющаяся законной и социально обоснованной, называется легитимной властью. Легитимная власть - это власть, установленная в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права. Требование легитимности власти возникло как реакция на насильственную смену власти и насильственную перестройку государственных границ. Легитимность - это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще неформальное. Признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная её характеристика.[8]

Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале 19 века во Франции для характеристики государственной власти как власти законной. С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. [9]

В демократическом государстве, где существует суверенитет народа, власть завоёвывается и осуществляется через свободные выборы. В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению фактически перечисляются условия проведения свободных выборов, которые, по сути, являются условиями легитимации, то есть условиями законного завоевания и осуществления власти.

Свободные выборы осуществляются с разумной периодичностью, предусмотренной законом; гарантируется всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании; предусматривается свободная состязательность кандидатов; уважается право граждан добиваться политических или государственных постов, создавать политические партии; обеспечивается проведение политических компаний в атмосфере свободы и честности и так далее. Как мы считаем, легитимность государственной власти представляет собой состояние, имеющее разные уровни. При этом уровень легитимности государственной власти определяются эффективностью форм реализации социальных ожиданий и оценок в отношении деятельности государственной власти.

Поддержание уровня обоснованности государственной власти невозможно без осуществления в реальности форм легитимации государственной власти, характеризующих способность субъектов коммуникативной системы находить и устанавливать конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие определённым критериям. От того, как взаимодействуют органы государственной власти, и общество зависит уровень легитимации государственной власти.


Источником процесса легитимации государственной власти, скорее всего, является государственное начало. Так как сущность легитимации заключается в признании и обосновании определённого интереса, то в случае легитимации государственной власти происходит объяснение собственной ценности, поэтому отсюда и возникает характерная направленность на государство.

Государственная власть при взаимоотношениях с обществом изначально направлена на достижение компромиссов, однако если сущность государственной власти заключается в том, чтобы обосновать собственные интересы, то легитимация представляет собой самообъяснение.

К вопросу о легитимации государственной власти следует подходить конкретно исторически. Так, власть монархов, считавшаяся легитимной, основывалась в одних случаях на правовых обычаях, в других законах о престолонаследии. В современных монархиях власть монарха, как правило, основывается на конституции. Власть, установленная вопреки процедуре, предусмотренной нормами права, является нелегитимной, узурпаторской. Узурпировать можно и легитимную власть, если злоупотреблять ею, то есть использовать в незаконных целях и незаконными методами, или грубо нарушать порядок смены носителей власти. Например, игнорировать сроки перевыборов, вводить новые акты легитимации, ведущие к смене носителей власти.

Легитимация государственной власти - это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, её деятельности определённым, прежде всего психологическим, установкам, ожиданиям общества, народа, людей[10]. Такие представления связаны, прежде всего, не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективом, менталитетом общества.

В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага (материальные, духовные) зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе, убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы. Поскольку интересы людей и различных слоёв населения неодинаковы, а в силу ограниченных ресурсов и других обстоятельств государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоёв общества, она удовлетворяет интересы либо большинства, либо меньшинства, определённых групп общества и только частично.


Поэтому легитимация государственной власти, за редчайшим исключением, не может иметь всеобъемлющий характер. То, что является легитимным для одних слоёв, будет являться нелегитимным для других. Поэтому обычно легитимность государственной власти оценивается с точки зрения её соответствия интересам большинства населения, её представителям и власти.

Следствием легитимности государственной власти является её авторитет у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающейся на большинство населения. Подтверждение поддержки власти выражается действиями, настроениями населения, проводимыми анкетированием, голосованием на выборах. А наоборот, отчетливой формой отсутствия легитимности власти являются различные социальные и политические революции.

Государственная власть должна иметь нравственное основание. Изречение римских историков о том, что власть существует только для добра, власть должна следовать за справедливостью, а не предшествовать ей, подчёркивает, что власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным нормам, безнравственна. Нравственно не обоснованная власть, как правило, является и властью нелегитимной. Безнравственная власть осуществляется только через насилие и тиранию. Ещё Руссо говорил о праве народа на восстание против тиранов. Во Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой ООН, это косвенно признаётся.

В преамбуле декларации сказано, что охрана законом прав человека необходимо для того, чтобы он не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения. В таком случае новую власть, полученную даже, например, через революцию, с определённой оговоркой можно признать легитимной. Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман).

Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Категория «легитимность» в настоящее время является очень популярной, она активно используется в политической, правовой литературе, а также часто упоминается в средствах массовой информации при характеристике многих явлений политического либо правового характера.[11] В зарубежной науке термин легитимность широко рассматривается и занимает почётное место в учебниках - как правило, анализу легитимность отводится отдельная глава или параграф. Между тем в отечественной науке ситуация иная - можно констатировать, что проблемы легитимности до сих пор не подвергнута глубокому анализу. Поэтому необходимо совершенствовать процесс изучения легитимности государственной власти.