Файл: Легальность и легитимность (Легальность государственной власти).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
Введение
Всякое состоящее из людей целевое единство нуждается в руководстве единой волей. Общество всегда нуждалось в государстве. Ему была необходима защита, организованность и единство. А где государство, там, конечно же, и власть. Но помимо существенных плюсов существования власти в государстве, всегда есть минусы и проблемы, которые зарождаются и развиваются вместе с появлением этой власти.
Цель моей курсовой работы на тему: «Легальность и легитимность» состоит в том, чтобы понять разницу между легальностью и легитимностью государственной власти путем рассмотрения различных примеров и непосредственного изучения теории.
Для реализации поставленной цели необходимо изучить следующие задачи, такие как:
- изучить понятие и сущность такого явления как государственная власть;
- рассмотреть легальность и легитимность государственной власти;
- определить происхождение, развитие и значение этих процессов;
А так же хотелось бы рассмотреть и раскрыть такие понятия, как легализация и легитимация, ведь существование легальности и легитимности без этих понятий трудно представить.
С первого взгляда тема выбранной мною работы может показаться довольно простой и изученной, но это совсем не так. Различие между легальностью и легитимностью всегда были спором учёных и историков как, пожалуй, большинство процессов входящих в предмет теории государства и права.
Проблема легитимности и легитимации институтов и структур государственной власти исследовалась в зарубежной и отечественной юридической, политологической и социологической науке. Практически любой исследовательский труд, посвященный изучению отношений власти и общества, так или иначе, затрагивает данную сферу, исследуя легитимационный аспект существования власти.
В настоящее время к теме легальности и легитимности политической власти обращаются достаточно часто. Среди отечественных авторов можно выделить: Т.А. Алексееву, АИ. Щербинина, Т.А. Яшкову, и многих других.
Сущность, основные признаки и типы легитимности, модели легитимации раскрываются в работах следующих авторов: М.И. Байтин, В.А. Бачинин. П. Бергер, М. Вебер, М. Доган, И.А. Исаев, М. Липсет, А.И. Овчинников, В.М. Розин, В.П. Сальников, А.В. Рябов, В.Е. Чиркин, Б.Н. Чичерин, М. Фуко, А.Г. Дугин.
Политологические аспекты легитимации органов государственной власти, анализ политической легитимности власти отражены в работах таких политологов, как В. Я. Гельман, А.-Н. З. Дибиров, С. А. Елисеев, З. М. Зотова, А. В. Кынев, Б. И. Макаренко, А. М. Салмин и др.
Но, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной проблеме, до сих пор вопросы легальности и легитимности государственной власти имеют острое звучание, и часто поднимается вопрос кризиса легитимности власти в РФ.
В настоящее время повышение количества употребления таких терминов как легальность, легитимность, законность и другие обуславливается как административно-правовыми изменениями в отдельных государствах, так и процессами суверенизации и глобализации, происходящими в современном мире. Данный процесс сопровождается постоянным расширением сферы использования слов и другими преобразованиями. В связи с этим возникает необходимость исследовать указанные категории и понятия, определять их содержание и значение, а также рассматривать теоретические аспекты их соотношения и взаимовлияния.
Предметом исследования данной работы являются понятие «легальность» и «легитимность», виды легитимности, вопросы соотношения указанных понятий и возникающие в связи с этим проблемам государственной власти.
Долгое время исследования в данной области не привлекали внимание учёных, однако в силу сложившейся политической обстановки в мире: противостояние мировых держав, приобретение некоторыми государствами суверенитета, проявление кризисных тенденций в ряде государств, вопросы изучения государственной власти и её свойств перешли на качественно новый уровень. Более того, сегодня проблема сущностной характеристики государственной власти приобрела всеобщий, наднациональный характер, так как прямо связана с эффективностью внутренней политики государства, а также признанием и укреплением его позиций на международной арене.
Таким образом, в настоящее время открывается возможность детального изучения соотношения легальности и легитимности, их взаимовлияния как с точки зрения национального, так и международного законотворчества, и принципов политического участия.
Глава 1. Легальность государственной власти
1.1 Понятие государственной власти
Государственная власть - продукт исторического развития общества, это постоянно развивающаяся организация, осуществляющая властные полномочия с помощью соответствующего аппарата управления и правоохранительного аппарата.[1] Государственная власть есть воплощение силы, воли и мощи государства. Государственная власть есть разновидность социальной власти и поэтому обладает всеми её признаками, но и, конечно же, имеет свои собственные особенности.
Государственная власть как власть социальная является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публично действует от всего общества и редко от имени определённого класса или классов. Государственная власть едина по своему содержанию и организации. В государстве не может быть двух, трёх разных государственных властей со своими структурами, как свидетельствует история, в том числе России. Власть реализуется и воплощается в действительность через государство и его органы. Следует заметить, что только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяется на всех без исключения граждан страны. Власть публична, и здесь подразумевается специфический смысл, означающий, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта, то есть общества. Конечно же, власть суверенна. Она полновластна, самостоятельна и нет ничего выше неё. Также данный вид власти универсален, поскольку распространяется на всю территорию и всё население страны. Обладает монопольным правом, призванным реализовывать общественные интересы, стабилизировать отношения в обществе, защищать граждан во внутренних и внешних сношениях.[2]
Государственная власть – это фундаментальная категория государствоведения, является самым труднопостижным феноменом общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений.[3] Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей. Рассматривая термин «государственная власть», следует обратить внимание и на методы её реализации, которые достаточно разнообразны. На сегодняшний день роль методов морального и особенно материального стимулирования очень возросла. Тем самым государственные органы воздействуют на интересы людей и подчиняют их своей воле. К традиционным методам можно отнести убеждение и принуждение. Эти методы исторически идут вместе с термином «государственная власть».
Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека нравственными способами для возникновения у него взглядов, которые основываются на понимании сущности государственной власти, ее функций и предназначения[4]. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки.
Принуждение, в свою очередь, это навязывание своей воли властью на подвластных. Происходит данный процесс с помощью психологического, материального и насильственного (физического) метода. Принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным. Примером государственного правового принуждения является следующее: меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях, правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск, меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Одним словом, государственная власть является организмом с большим количеством функций, особенностей, полномочий, включающим в себя общество, взаимосвязь людей. И лишь при соблюдении всех правил и обязанностей, этот организм будет существовать долго и плодотворно.
1.2 Легальность государственной власти
Длительное время в теории юридической науки легальность государственной власти не выделялась в качестве самостоятельной политико-правовой категории. «Зарождение легальности власти отмечается уже в родоплеменных сообществах и связывается с формированием первобытных мононорм. Ретроспективный анализ возникновения права и законодательства дает основание для выделения, по крайней мере, трех эволюционных форм (уровней) легальности:
1. Протогосударственный (деятельность ранних государственных образований по санкционированию обычаев). На этом этапе принцип легальности еще недостаточно четко выделен;
2. Государственный (в этот период происходит формирование государством целостной разветвленной системы права путем нормотворчества, становления системы прецедентного права и т.д.);
3. Конституционный (связан с появлением особых форм нормативно-правовых актов, обладающих специфическими признаками и целями)»[5]
Понятие легальность впервые получила оформление в рамках немецкой административной доктрины 20 века. В юридическом смысле легальность представляет собой объективное качественное состояние государственно-правовых отношений, выражающееся в соответствии порядка организации и функционирования институтов государственной власти правовой системе общества. Легальность выступает самостоятельным политико-юридическим процессом узаконивания власти и обладает в силу этого уникальным набором признаков (рационально-правовая основа, политико-юридический характер, специфический субъектный состав). Легальность включает в себя следующие элементы:
Во-первых, наличие самой власти в государстве должно быть закреплено соответствующими законами, в том числе актом, обладающим особым статусом, например, Конституцией Российской Федерации. В тех случаях, когда нормативные акты указанного статуса отсутствуют, функционирование власти в обществе подтверждается и обеспечивается, как правило, историческими и правовыми традициями народа.
Во-вторых, имеющиеся в государстве способы формирования органов государственной власти должны быть официально закреплены (например, институт выборов). Данный аспект также включает в себя характеристику реальной исполнимости. Иными словами, в обществе должны действовать нормативные акты, конкретизирующие и обеспечивающие исполнение продекларированных в Конституции процедур.
В-третьих, механизмы формирования органов государственной власти должны строго соответствовать юридической процедуре, нарушение которой входит в сферу конституционной ответственности.
В-четвертых, должностные лица, осуществляющие государственную власть, обладая компетенцией, полно закрепленной законодательными актами, не могут выходить за ее рамки. При этом компетентность должностного лица должна обеспечиваться как мерами общего порядка (гражданскими), так и мерами в силу его специального статуса. Опыт ряда государств показал, что такая система является надежным гарантом эффективного исполнения полномочий государственными служащими и должностными лицами.
В-пятых, должностные лица несут собственную ответственность за действия, осуществляемые в рамках должностных полномочий. Данное положение свидетельствует о необходимости стимулирования органов государственной власти и должностных лиц к общественно полезной деятельности в рамках полномочий. Каким же процессом государственная власть приобретает легитимность?
Легализация государственной власти, неразрывно связанная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного режима. Термин «легализация» происходит от латинского слова «Legalis», что значит законный. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения уже в 4-3 веках до нашей эры использовались школой китайских легистов в споре с конфуцианцами, требовавшими такого поведения, которое соответствовало бы вселенской гармонии. Элементы своеобразной легализации присутствовали в противоборстве светской и духовной властей в Западной Европе в средние века, на нее ссылались в новое время сторонники «легитимной монархии» Бурбонов, выступая против «узурпатора» Наполеона.