Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Основы менеджмента в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день предпринимательство играет важную роль в секторе экономики. Без предпринимательской деятельности экономика и общество не способны стабильно развиваться.

Менеджмент как практика управления затрагивает весь механизм производства и обмена и содержит: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.

Понятие менеджмента как науки управления затрагивает изучение законов и закономерностей жизнедеятельности предприятий и отношений между сотрудниками в ходе управления.

Любое вновь созданное предприятие перестает существовать, если в ней не сформирована эффективная система управления. Любое действующее предприятие стремительно терпит крах, если оказывается неготовым к инновациям. Абсолютно на каждом предприятии требуется формирование системы управления для извлечения прибыли и последующего развития предпринимательской деятельности. Поэтому данная тема считается актуальной на сегодняшний день.

Понимание различий и сходств понятий менеджмента и предпринимательства согласно правовому статусу, выполняемым функциям и особенностям мотивации, упрощает задачи по осуществлению взаимодействия менеджера и предпринимателя в рамках одной организации.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, понятия, истории возникновения, сходств и различий предпринимательства и менеджмента.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность и менеджмент.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность предпринимательской деятельности и менеджмента;

- исследовать главные этапы развития управления в России;

- рассмотреть классификацию предпринимательской деятельности;

- изучить цели и задачи менеджмента;

- проанализировать сходства и различия менеджмента и предпринимательской деятельности;

- отразить проблемы современного менеджмента в Российской Федерации и пути их решения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Информационную базу исследования сформировали законодательные и нормативно-правовые акты федерального уровня, учебники, учебные пособия, публикации, представленные в периодических печатных и электронных изданиях.


1. Основы менеджмента в России

1.1. Понятие менеджмента

Менеджмент - сфера знаний и профессиональной деятельности, ориентированных на достижение целей предприятия благодаря грамотному применению имеющихся ресурсов.

На менеджмент оказывают воздействие две группы факторов:

- направление развития предприятия;

- особые национальные факторы развития экономики.

Содержание, формы и методы менеджмента связаны с иерархией его осуществления на предприятии. Обычно, в организации выделяют три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

Субъектами менеджмента являются руководители разного уровня, имеющие постоянную должность на предприятии и наделенные полномочиями в принятии решений в конкретных областях деятельности предприятия.[1]

К категории «менеджер» относятся:

- руководители предприятий;

- руководители структурных подразделений;

- организаторов конкретных типов работ.

Существует несколько разновидностей менеджмента.

По признаку объекта менеджмент классифицируют на общий и функциональный (Рисунок 1.1).

Общий или генеральный менеджмент - управление деятельностью предприятия в целом или ее самостоятельных хозяйственных подразделений.

Функциональный или специальный менеджмент - управление конкретными сферами деятельности предприятия. К примеру, инновационной деятельностью, сотрудниками, маркетингом, финансами и т. д.

Рисунок 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания менеджмент классифицируют на  нормативный, стратегический и оперативный.

Нормативный менеджмент - формирование и реализация философии предприятия, его предпринимательской политики, установление позиции предприятия в конкурентной нише рынка и создание общей стратегии.

Стратегический менеджмент  - выработка набора стратегий, их распределение во времени, создание потенциала успеха предприятия и осуществление стратегического контроля за их исполнением.[2]

Оперативный менеджмент - разработка тактических и оперативных мероприятий, ориентированных на практическое осуществление утвержденных стратегий развития предприятия.

Выделяют несколько подходов в управлении:[3]


- процессный подход: управление изучают как процесс, к примеру, планирование, организация, мотивация, контроль;

- системный подход: устанавливаются цели, задачи в показательной форме. Системный подход предусматривает адекватную постановку проблем и разработку эффективной стратегии их решения.

Ключевыми принципами эффективного менеджмента являются:

- принцип целостности;

- принцип иерархической упорядоченности;

- принцип целевой направленности и оптимальности;

- принцип сочетания централизации и децентрализации;

- принцип демократизации.

Цели и основные функции менеджмента

Ключевой целью менеджмента является обеспечение стабильности в развитии предприятия, другими словами, скоординированного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов предприятия.

Процесс управления начинается с определения целей и задач деятельности предприятия на конкретный временной период. Далее планируются мероприятий, ориентированные на достижение поставленных целей развития. Реализация данных мероприятий нуждается в формировании конкретных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы.[4] Эффективная реализация запланированных мероприятий в рамках установленных организационных структур нуждается в учете, непрерывном контроле за ходом выполняемых процессов и регулирования деятельности предприятия. Любая из пары взаимозависимых общих функций представляет собой замкнутую систему управленческих решений, действующих в цикле «цель — средства» (Рисунок 1.2).

Рис. 1.2. Взаимосвязь общих функций менеджмента

Регулирование отношений между работниками в процессе функционирования предприятия обеспечивают социально-психологические функции менеджмента.

Социально-психологические функциям менеджмента включают делегирование и мотивацию.

Делегирование - процесс передачи задач и установление компетенции лица или группы лиц, отвечающих за их исполнение.

Мотивация - процесс стимулирования всех работников предприятия, ориентированный на достижение поставленных целей развития предприятия.

Содержание процессов и методов управления характеризуют технологические функции менеджмента.[5]

Они содержат два главных элемента: коммуникации и решения.

Коммуникация - функция менеджмента, рационально организующая информационные потоки в организации для эффективного управления инновационными процессами.


Управленческое решение представляет собой выбор подходящего с точки зрения принимающего вида состояния и поведения управленческой системы.

История становления менеджмента в РФ

Управление в России развивалось с древних времен.

Начало развития управления в России было положено в XVI в., который ознаменовался уничтожением феодальной раздробленности и объединением рынков.

Мысли по улучшению государственного управления отобразили в своих трудах в XVIII в., A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Они отображали специфику развития России и отдавали главную роль в управлении хозяйственными процессами государству.

В XVIII в целях улучшения управления Россия была поделена на 50 губерний во главе с губернаторами, было сформировано «Учреждение для управления губерний Российской империи.

В 1861 – 1870 гг. для упорядочения звеньев управленческого аппарата были созданы министерства.

В период «военного коммунизма»(1919–1921) для устранения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.

В период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) управление организациями со стороны государства было спровоцировано чрезвычайными обстоятельствами. После окончания войны продолжение данного курса было спровоцировано преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз практически до начала 90-х гг., когда начали признавать многообразие форм собственности.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин предложил принять меры по разгосударствлению собственности, созданию рыночной среды и новых форм управления на всех уровнях.

Законным основанием для свободы предпринимательской деятельности стала Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., утвердившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) стало внедрение местного самоуправления, организационно изолированного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открыла новые возможности для модернизации менеджмента организации. [6]

В настоящее время имеются положительные тенденции в экономическом развитии России. Такие как:

- включение хозяйства РФ в мировую экономику;


- создание и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем;

- взаимодействие методов государственного управления и рыночного регулирования;

- развитие рыночных отношений при действующем многообразии форм собственности;

- увеличение промышленного производства;

- формирование предпринимательского класса.

Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, российский менеджмент все еще проходит этап формирования и развития.

1.3. Менеджмент и предпринимательство

Сущность и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, ориентированная на регулярное получение прибыли от пользования имуществом, реализации продукции, исполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в предусмотренном законе порядке.

Предпринимательство классифицируют по разным признакам: по видам или назначению деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовой и организационно-экономической формам, степени использования наемного труда и т. п.[7]

По виду или назначению предпринимательство бывает производственным, коммерческим, финансовым, консультативным и пр. (Рисунок 2.1).

Производственное предпринимательство - производство товаров и услуг, формирование конкретных духовных ценностей.

Коммерческое предпринимательство - операции, сделки по купле-продаже, т. е. продажа товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство - обращение, обмен стоимости.

Консультативное предпринимательство – менеджмент-консалтинг - предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления.

По формам собственности имущество организации делится на частное, государственное.

По количеству собственников предпринимательство делится на индивидуальное и коллективное.

Предпринимательская деятельность

Производственная

Консультативная

Финансовая

Коммерческая

инновационная коммерческая банковская общее управление

научно-техническая торговая страховая администрирование

производство торгово- аудиторская финансовое

товаров закупочная управление

оказание торгово- лизинговая управление кадрами

услуг посредническая