Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Основы менеджмента в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

производственное товарные биржи фондовые биржи маркетинг

потребление

товаров

производственное специализированные

потребление услуг услуги

Рисунок 2.1. Виды предпринимательской деятельности

Основными признаками предпринимательства являются:

1. Систематичность - предпринимательство в течение конкретного периода.

2. Самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в ходе предпринимательства.

4. Легализованный характер - предпринимательство может осуществляться только лицами, зарегистрированными в предусмотренном законом порядке.

5. Ориентация на регулярное получение прибыли.

6. Получение дохода от конкретной деятельности: реализации продукции, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от пользования собственностью (к примеру, сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм – заключается в наличии у предпринимателя конкретных знаний и опыта.

Взаимосвязь менеджера и предпринимателя

Предприниматель и менеджер имеют много общего, и в первую очередь, это общий интерес в успешности организации, схожесть взглядов на методы ее достижения. Данное сходство в мелких организациях зачастую ведет к тому, что предприниматель сам осуществляет функцию менеджера.

Сходство предприниматели и менеджера также в том, что и тот, и другой руководят организацией в условиях рыночной экономики. Роль менеджера сводится к обеспечению эффективного развития организации путем проведения анализа вероятных направлений развития. Показателями эффективного менеджмента считаются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат.

Для профессионального менеджера необходимы разносторонние знания, наличие стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Соответственно, предприниматель и менеджер имеют ряд схожих черт. Это заметно в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, применяемой информации, стиле и способах управления и т.п.[8]

Цель настоящего предпринимательского поведения менеджера заключается не только в извлечении текущей прибыли, а в оптимизации потенциала прибыльности, т. е. обеспечении извлечения прибыли в течение довольно продолжительного периода времени. Так, предпринимательское поведение обеспечивает длительное и устойчивое функционирование организации.


Как и любая иная деятельность, предпринимательская деятельность менеджера отталкивается от некоторой системы информации. При этом главное внимание направлено на информацию о возможностях производства и сбыта, о рыночной конъюнктуре, а не о самой текущей деятельности. Согласно своим целям и методам их достижения предприниматель-менеджер применяет гибкие и меняющиеся организационные структуры и формы управления. Изменение организационных структур отталкивается от критического анализа имеющихся структур и преодоление традиционных стандартов мышления.

Каждый предприниматель одновременно бывает и менеджером. Для него свойственно профессиональнее знание области деятельности и наличие конкретных знаний в теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Собственные функции, права и обязанности предприниматель осуществляет сам или подключая менеджеров, занимающих необходимые должности и имеющих подчиненных им работников.

Менеджер имеет право управлять ими или как администратор (бюрократически), или демократически. В любой ситуации менеджер руководить порученным ему делом согласно договорным отношениям с владельцем бизнеса.

Таким образом, считать предпринимателя менеджером, а менеджера - предпринимателем можно лишь тогда, когда речь идет о единоличном владельце организации, который сам ей руководит и имеет наемных сотрудников. На сегодняшний день такая ситуация крайне редка и попадается в основном в малом бизнесе.

Менеджер как предприниматель должен иметь целый ряд разных качеств. Но самое важное - менеджер должен уметь управлять, организовывать и поддерживать работу сотрудников, быть готовым к действиям, риску. Он должен знать степень своих служебных полномочий, уметь действовать независимо от руководства.

    1. Принципиальные различия предпринимателя и менеджера

Когда увеличиваются масштабы производства, появляются его побочные виды, формируются филиалы, дочерние организации, продукция предприятия выходит за рубеж, предприниматель уже не справляется со своими функциями в одиночку. Каждая из функциональных направлений работы организации (снабжение, производство, сбыт и т.п.) становится самостоятельной областью, т.е. происходит делегирование функций на производственные и управленческие. Данные области нуждаются в профессиональном управлении ими. В таких случаях и появляются профессиональные менеджеры.

Таким образов, предприниматель и менеджер - это схожие понятия, но одинаковые.


Менеджмент осуществляет функцию предпринимателя, ориентируя все виды ресурсов туда, где они принесут больший результат. При осуществлении этой функции менеджмент сталкивается с вопросами: как сделать работу продуктивной и сотрудникам обеспечить возможность выполнения личных достижений. Он отвечает за воздействие организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых сформировано предприятие.[9]

По правовому статусу предприниматель и менеджер - разные субъекты бизнеса, имеющие разные деловые интересы. Учредители организаций реализуют свои интересы, выполняя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры - продавая свою рабочую силу.[10]

Главные различия:

- стратегическая ориентация. Предприниматель направлен на поиск новых возможностей при стремительной смене технологии, изменении спроса, социальных предпочтений и т.д.; менеджер - на реализацию плана и подсчет эффективности применения ресурсов;

- осуществление замысла. Предприниматель действует оперативно, рискует, не следует за идеей, не доказавшей свою эффективность в сжатые сроки; менеджер, обычно, неохотно берется за новое дело;

- использование ресурсов. Предприниматель внедряет новые ресурсы, обычно, поэтапно; менеджер получает фонды под работу подразделения в целом;

- форма привлечения ресурсов. Предприниматель широко использует аренду и иные формы временного привлечения ресурсов; менеджер заинтересован в накопительстве, избегает аренды;

- организационная структура. Предприниматель выбирает горизонтальную организационную структуру, которая характеризуется неформальными связями; менеджер – сформировавшуюся организационную структуру иерархического характера с соблюдением четкого распределения полномочий и ответственности.

Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности предприятия при помощи рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное применение кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности любого сотрудника.

Прибыльность организации характеризует ее эффективность производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем сокращения расходов и увеличении доходов от результатов производства -выпуска продукции и услуг.


Эффективный менеджмент - единство всех типов и стадий процесса управления как единство экономического; организационно-технического социально-психологического способов управления.

Менеджер и предприниматель имеют разные позиции в рыночной экономике и преследуют разные цели. Менеджер находится на предприятии, ориентирован на четкое функционирование производства товаров или услуг, ради которых сформирована организация. Предприниматель внимательно изучает область потребления и свою основную задачу видит в том, чтобы своевременно зафиксировать разницу между спросом и предложением, отследить появление новых потребностей, либо предложить (а иногда и навязать) новые стандарты потребления. Это зарождает в нем предпринимательские идеи, которые он в виде мотивов передает на предприятие, чтобы менеджеры их осуществляли. Роли предпринимателя и менеджера считаются полярными - менеджер стабилизирует деятельность, а предприниматель ее разрушает, в результате чего осуществляется постоянное обновление производства и расширяются возможности потребления.

Менеджмент дает возможность принимать грамотные управленческие решения. Как извлекать прибыль в условиях конкурентной борьбы, как избежать банкротства, как укрепить позиции фирмы на рынке - этими и иными вопросами постоянно задаются руководители. Для ответа на них необходимы современные знания, и менеджмент как наука способствует их формированию.

1.4. Проблемы современного менеджмента в РФ и пути их решения

В условиях непрерывно меняющейся внешней среды Россия пытается закрепиться как на национальном, так и на мировом уровне. При этом основа экономического и социально-культурного развития зависит от эффективной системы управления.

Россия, в отличие от зарубежных стран, имеет маленький опыт менеджмента в условиях рыночной экономики. Данный опыт значительно отличается от западного тем, что это не копирование в чистом виде, а переработка и синтез опыта зарубежных коллег с чисто российскими особенностями ментальности и структуры экономики. На основании того, что законы экономики зависят от непредсказуемого человеческого выбора, развития социума, можно сделать вывод, что проблемы менеджмента имеют большое значение.[11]


Подобно тому, как железная арматура скрепляет бетонные блоки здания, делая его крепким и устойчивым, так и менеджмент скрепляет общественные институты, обеспечивая социальную устойчивость. Речь идет о менеджменте на различных уровнях: начиная от государственного регулирования общественной жизни и заканчивая управлением на отдельно взятом предприятии.

Россия – уникальная страна, с неоднозначным и богатым историческим опытом, в том числе и в сфере менеджмента. Россия прошла и феодальную раздробленность, и монархический абсолютизм; интервенция западных концепций в российскую культуру и свои специфичные наработки в сфере научного управления; административная жесткость плановой экономики Советского Союза и хаос становления рынка в 90-е годы.

Наиболее важной проблемой современного менеджмента в РФ является проблема качества управленческих кадров, повышение требований к профессиональному уровню менеджеров, повышение уровня их компетенций, которые направлены на возможность приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду. Будущие управленцы стремятся получить образование в престижных бизнес-школах, формировать управленческое искусство, посещая управленческие поединки, приглашать в особо сложных ситуациях профессионалов-консультантов по управлению. Однако многие руководители не уделяют своему профессионализму и его росту достаточно внимания, считая, что главное – обладать властью.

Не менее актуальной проблемой, с которой сталкивается современный менеджмент, является проблема коррумпированности российской экономики на всех уровнях. На современном этапе коррупция присутствует практически во всех структурах, включая и государственные. Наличие ее признаков является негативным фактором не только для общества, но и для страны в целом. Она усугубляет социальное неравенство, препятствует развитию бизнеса и способствует политической нестабильности государства.

Важнейшей проблемой, снижающей эффективность российского менеджмента, является проблема увеличения численности государственных чиновников при постоянном сокращении аппарата управления. При данной проблематике остро ощущается нехватка профессиональных кадров, особенно из числа топ-менеджеров. В данном случае количество никоим образом не влечет за собой качество. Ссылаясь на исторический опыт, можно сказать, что численное увеличение управленцев в России в большинстве случаев не приводит к действенным результатам.