Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Основы менеджмента в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Введение
На сегодняшний день предпринимательство играет важную роль в секторе экономики. Без предпринимательской деятельности экономика и общество не способны стабильно развиваться.
Менеджмент как практика управления затрагивает весь механизм производства и обмена и содержит: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
Понятие менеджмента как науки управления затрагивает изучение законов и закономерностей жизнедеятельности предприятий и отношений между сотрудниками в ходе управления.
Любое вновь созданное предприятие перестает существовать, если в ней не сформирована эффективная система управления. Любое действующее предприятие стремительно терпит крах, если оказывается неготовым к инновациям. Абсолютно на каждом предприятии требуется формирование системы управления для извлечения прибыли и последующего развития предпринимательской деятельности. Поэтому данная тема считается актуальной на сегодняшний день.
Понимание различий и сходств понятий менеджмента и предпринимательства согласно правовому статусу, выполняемым функциям и особенностям мотивации, упрощает задачи по осуществлению взаимодействия менеджера и предпринимателя в рамках одной организации.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности, понятия, истории возникновения, сходств и различий предпринимательства и менеджмента.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность и менеджмент.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность предпринимательской деятельности и менеджмента;
- исследовать главные этапы развития управления в России;
- рассмотреть классификацию предпринимательской деятельности;
- изучить цели и задачи менеджмента;
- проанализировать сходства и различия менеджмента и предпринимательской деятельности;
- отразить проблемы современного менеджмента в Российской Федерации и пути их решения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Информационную базу исследования сформировали законодательные и нормативно-правовые акты федерального уровня, учебники, учебные пособия, публикации, представленные в периодических печатных и электронных изданиях.
1. Основы менеджмента в России
1.1. Понятие менеджмента
Менеджмент - сфера знаний и профессиональной деятельности, ориентированных на достижение целей предприятия благодаря грамотному применению имеющихся ресурсов.
На менеджмент оказывают воздействие две группы факторов:
- направление развития предприятия;
- особые национальные факторы развития экономики.
Содержание, формы и методы менеджмента связаны с иерархией его осуществления на предприятии. Обычно, в организации выделяют три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.
Субъектами менеджмента являются руководители разного уровня, имеющие постоянную должность на предприятии и наделенные полномочиями в принятии решений в конкретных областях деятельности предприятия.[1]
К категории «менеджер» относятся:
- руководители предприятий;
- руководители структурных подразделений;
- организаторов конкретных типов работ.
Существует несколько разновидностей менеджмента.
По признаку объекта менеджмент классифицируют на общий и функциональный (Рисунок 1.1).
Общий или генеральный менеджмент - управление деятельностью предприятия в целом или ее самостоятельных хозяйственных подразделений.
Функциональный или специальный менеджмент - управление конкретными сферами деятельности предприятия. К примеру, инновационной деятельностью, сотрудниками, маркетингом, финансами и т. д.
Рисунок 1.1. Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания менеджмент классифицируют на нормативный, стратегический и оперативный.
Нормативный менеджмент - формирование и реализация философии предприятия, его предпринимательской политики, установление позиции предприятия в конкурентной нише рынка и создание общей стратегии.
Стратегический менеджмент - выработка набора стратегий, их распределение во времени, создание потенциала успеха предприятия и осуществление стратегического контроля за их исполнением.[2]
Оперативный менеджмент - разработка тактических и оперативных мероприятий, ориентированных на практическое осуществление утвержденных стратегий развития предприятия.
Выделяют несколько подходов в управлении:[3]
- процессный подход: управление изучают как процесс, к примеру, планирование, организация, мотивация, контроль;
- системный подход: устанавливаются цели, задачи в показательной форме. Системный подход предусматривает адекватную постановку проблем и разработку эффективной стратегии их решения.
Ключевыми принципами эффективного менеджмента являются:
- принцип целостности;
- принцип иерархической упорядоченности;
- принцип целевой направленности и оптимальности;
- принцип сочетания централизации и децентрализации;
- принцип демократизации.
Цели и основные функции менеджмента
Ключевой целью менеджмента является обеспечение стабильности в развитии предприятия, другими словами, скоординированного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов предприятия.
Процесс управления начинается с определения целей и задач деятельности предприятия на конкретный временной период. Далее планируются мероприятий, ориентированные на достижение поставленных целей развития. Реализация данных мероприятий нуждается в формировании конкретных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы.[4] Эффективная реализация запланированных мероприятий в рамках установленных организационных структур нуждается в учете, непрерывном контроле за ходом выполняемых процессов и регулирования деятельности предприятия. Любая из пары взаимозависимых общих функций представляет собой замкнутую систему управленческих решений, действующих в цикле «цель — средства» (Рисунок 1.2).
Рис. 1.2. Взаимосвязь общих функций менеджмента
Регулирование отношений между работниками в процессе функционирования предприятия обеспечивают социально-психологические функции менеджмента.
Социально-психологические функциям менеджмента включают делегирование и мотивацию.
Делегирование - процесс передачи задач и установление компетенции лица или группы лиц, отвечающих за их исполнение.
Мотивация - процесс стимулирования всех работников предприятия, ориентированный на достижение поставленных целей развития предприятия.
Содержание процессов и методов управления характеризуют технологические функции менеджмента.[5]
Они содержат два главных элемента: коммуникации и решения.
Коммуникация - функция менеджмента, рационально организующая информационные потоки в организации для эффективного управления инновационными процессами.
Управленческое решение представляет собой выбор подходящего с точки зрения принимающего вида состояния и поведения управленческой системы.
История становления менеджмента в РФ
Управление в России развивалось с древних времен.
Начало развития управления в России было положено в XVI в., который ознаменовался уничтожением феодальной раздробленности и объединением рынков.
Мысли по улучшению государственного управления отобразили в своих трудах в XVIII в., A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Они отображали специфику развития России и отдавали главную роль в управлении хозяйственными процессами государству.
В XVIII в целях улучшения управления Россия была поделена на 50 губерний во главе с губернаторами, было сформировано «Учреждение для управления губерний Российской империи.
В 1861 – 1870 гг. для упорядочения звеньев управленческого аппарата были созданы министерства.
В период «военного коммунизма»(1919–1921) для устранения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.
В период Великой Отечественной войны (1941 – 1945) управление организациями со стороны государства было спровоцировано чрезвычайными обстоятельствами. После окончания войны продолжение данного курса было спровоцировано преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.
Управление продолжало осуществляться сверху вниз практически до начала 90-х гг., когда начали признавать многообразие форм собственности.
В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин предложил принять меры по разгосударствлению собственности, созданию рыночной среды и новых форм управления на всех уровнях.
Законным основанием для свободы предпринимательской деятельности стала Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., утвердившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.
Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) стало внедрение местного самоуправления, организационно изолированного от органов государства.
Свобода экономической деятельности открыла новые возможности для модернизации менеджмента организации. [6]
В настоящее время имеются положительные тенденции в экономическом развитии России. Такие как:
- включение хозяйства РФ в мировую экономику;
- создание и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем;
- взаимодействие методов государственного управления и рыночного регулирования;
- развитие рыночных отношений при действующем многообразии форм собственности;
- увеличение промышленного производства;
- формирование предпринимательского класса.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, российский менеджмент все еще проходит этап формирования и развития.
1.3. Менеджмент и предпринимательство
Сущность и виды предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, ориентированная на регулярное получение прибыли от пользования имуществом, реализации продукции, исполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в предусмотренном законе порядке.
Предпринимательство классифицируют по разным признакам: по видам или назначению деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовой и организационно-экономической формам, степени использования наемного труда и т. п.[7]
По виду или назначению предпринимательство бывает производственным, коммерческим, финансовым, консультативным и пр. (Рисунок 2.1).
Производственное предпринимательство - производство товаров и услуг, формирование конкретных духовных ценностей.
Коммерческое предпринимательство - операции, сделки по купле-продаже, т. е. продажа товаров и услуг.
Финансовое предпринимательство - обращение, обмен стоимости.
Консультативное предпринимательство – менеджмент-консалтинг - предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления.
По формам собственности имущество организации делится на частное, государственное.
По количеству собственников предпринимательство делится на индивидуальное и коллективное.
Предпринимательская деятельность
Производственная
Консультативная
Финансовая
Коммерческая
инновационная коммерческая банковская общее управление
научно-техническая торговая страховая администрирование
производство торгово- аудиторская финансовое
товаров закупочная управление
оказание торгово- лизинговая управление кадрами
услуг посредническая