Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и смысл мотива и мотивации
1.2 Исторические взгляды на мотивацию
2. Содержательные теории мотивации.
2.1. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
2.2.Теория человеческих потребностей Маслоу
2.3.Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
3. Процессуальные теории мотивации
3.2. Теория справедливости С. Адамса
3.3. Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера
Введение
На данный момент одним их главных потребностей работодателей является эффективное управление персоналом. Сотрудники организации, их знания, навыки и опыт, едва ли не самый главный клад для работодателя они повышают эффективность и снижают издержки организации. Оплаты труда на основе компетентности персонала, качества выполнения сотрудниками задач, необходимы для улучшения организации на случай высокой конкуренции, а также если наступит кризис. От того, насколько эффективным и согласованным будет труд сотрудников, зависит весь путь организации. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально использовать возможности персонала. А прийти к этому можно только если работники сами заинтересованы в результатах труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, сподвигнуть к действиям.
Для таких целей есть специальный раздел «мотивационный менеджмент». И если мотивация – это совокупность факторов, побуждающих поведение человека, то мотивационный менеджмент – это мотивация как действие, а точнее как процесс. Истинные мотивы – это то, что есть внутри самого работника, то из-за чего он работает ,то что служит ему маяком. Суть мотивационного менеджмента заключается в том, чтобы активировать именно эти мотивы, которые уже есть у этих людей. Нам может казаться, что есть и такие методы, которые универсальны для всех, так скажем уже общепринятые. Например, сделаем какую-то часть вознаграждения переменной, зависящей от сотрудника, - и пробудятся в человеке важные мотивы, которые повышают его деятельность. Но на самом деле это является очагом азарта в одних и тревоги в других. И далеко не факт, что азарт будет повышать эффективность деятельности, а если и будет но на небольшой промежуток времени. К каждому человеку, которого мы пытаемся мотивировать, нужно подобрать тот метод который будет мотивировать именно его. Первая заповедь мотивационного менеджмента – успешное мотивирование должно быть индивидуальным. А следует, что в мотивационном менеджменте куда больше не воздействия, а исследования: если хочешь мотивировать правильно и эффективно – сначала исследуй того, с кем собираешься работать, и мотивируй точно в цель. Для кого-то ведущим окажется мотив честолюбия, для другого – независимости, для третьего – мотив познания и причастности к коллективу.
На сегодняшний день имеется большое количество способов воздействия на мотивацию любого человека.
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи – выживания фирмы в жестокой конкурентной борьбе и в условиях кризиса.
1. Введение в мотивацию
1.1 Понятие и смысл мотива и мотивации
Мотивация (от lat. «movere») – импульс к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, решающий его направленность, организованность, активность и устойчивость; умение человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация имеет под собой интеллектуальную основу, эмоции только отдельно действуют на целый процесс.
Мотив (от lat. «moveo» - двигаю) – это материальный либо лучший предмет, достижение которого выступает смыслом его деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания и желания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Теперь этот термин понимается всеми учеными по-своему. Мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как психологическое явление, есть совокупность мотивов.
Мотив – одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Н. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив зачастую путают с потребностью и целью, всетаки потребность – это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель – результат сознательного целеполагания. Скажем: жажда – это потребность, желание утолить жажду – это мотив, а бутылка с водой к которой личность тянется – это цель.
Существует несколько видов мотиваций.
Виды мотиваций:
* внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, однако обусловленная внешними по положению к субъекту обстоятельствами;
* внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности;
* положительная и отрицательная мотивации – основанные для положительных и отрицательных стимулах;
* устойчивая и неустойчивая мотивации.
Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Также ради нормального построения модели мотивационного менеджмента нужно ознакомиться и изучить некоторые типы мотиваций.
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Личность старается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный возвышенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Порой стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить либо поддержать возвышенный социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего мнимого и неформального статуса, к положительной оценке своей личности — главный мотивационный фактор, который побуждает человека активно работать и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, влиятельную личность (отца, преподавателя и т. п.). Этот мотив подталкивает трудиться и развиваться. Он является преимущественно актуальным для подростков, которые стараются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — важный мотив поведения, под воздействием которого индивид развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к добавлению энергетического потенциала индивида за счет условного «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, стремление трудиться и делать так, как совершал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, личность становится лучше. Наличие идеала, кумира, с которым стремились бы равнять себя люди и кого старались бы повторять, у кого бы учились жить, трудиться, и подавать себя — веское условие эффективного процесса социализации.
Мотив власти — стремление индивида воздействовать на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых основных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в коллективе, старание управлять людьми, определять и регламентировать их действия. Мотив власти занимает одно и важнейших место в иерархии мотивов. Действия некоторых людей (предположим, лидеров разных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление являться выше над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать трудности и прилагать громадные усилия. Личность много работает не для саморазвития либо удовлетворения своих познавательных потребностей, а для того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к работе может побуждать не желание принести выгоду обществу либо отдельному коллективу, не ощущение ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на достижение либо удержание власти и составляют угрозу, словно для дела, так и ради структуры, которую он возглавляет.
Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Людям нравится исполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную либо физическую активность. Его волнует суть того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может увеличивать мотивацию, однако они не имеют конкретного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, следовательно эти мотивы зовут внешними, либо экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и суть определенной деятельности. Предположим, персона занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются главными факторами успеха). Индивида толкают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, если вызывают удовлетворение действие и суть игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).
Экстринсивные (внешние) мотивы — подобная категория мотивов, когда побуждающие обстоятельства лежат за пределами деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности стимулируют не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые напрямую с ней никак не объединены (к примеру, престиж либо материальные факторы). Проанализируем определенные разновидности экстринсивных мотивов:
- мотив долга а также ответственности перед окружением, командой, отдельными людьми;
- мотивы самоопределения а также самоусовершенствования;
- стремление обрести одобрение прочих людей;
- стремление приобрести высокий социальный статус (престижная мотивация). При нехватке заинтересованности к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые способена принести деятельность, — к хорошим оценкам, к получению диплома, к популярности в будущем;
- мотивы избегания проблем а также наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся пониманием определенных проблем, неудобств, которые имеют все шансы возникнуть в случае невыполнения деятельности.
В Случае Если в ходе деятельности экстринсивные мотивы никак не будут подкреплены процессуально-содержательными, в таком случае есть заинтересованностью к содержанию и ходу деятельности, в таком случае они никак не гарантируют наибольшего эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна никак не деятельность сама по себе, а только лишь то, что объединено с ней (к примеру, престиж, слава, материальное благосостояние), а данного зачастую мало с целью побуждения к деятельности.
Мотив саморазвития – стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Это значимый мотив, который стимулирует индивидуума много функционировать а также совершенствоваться. Согласно мнению Абрахама Маслоу, данное желание к абсолютной реализации собственных возможностей и стремление чувствовать собственную компетентность. Как правило, с целью движения вперед постоянно нужна определенная решимость. Личность нередко держится за далекое прошлое, за собственные успехи, спокойствие и стабильность. Боязнь риска а также опасность лишиться всего без исключения ограничивают его на пути саморазвития. Таким образом, личность зачастую как будто бы «разрывается среди стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, но со второй — опасение перед угрозой и чем-то незнакомым, желание исключить риск ограничивают его движение вперед. Маслоу утверждал, то что развитие совершается в то время, когда последующий шаг вперед объективно дает больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, нежели прошлые приобретения а также победы, которые стали чем-то простым и даже приелись. Саморазвитие, движение вперед зачастую сопровождаются внутриличностным конфликтом, однако никак не являются насилием над собою. Движение на будущее время — это предвкушение, предчувствие новых приятных чувств и впечатлений. Когда получается актуализировать у лица мотив саморазвития, повышается сила его мотивации к делу. Талантливые тренеры, педагоги, менеджеры могут использовать мотив саморазвития, указывая собственным ученикам (спортсменам, подчиненным) на вероятность совершенствоваться и улучшаться.
Мотив достижения — желание достигнуть значительных результатов и профессионализма в деятельности; оно выражается в подборе трудных задач и стремлении их осуществить. Достижения в каждой работе зависят не только лишь от способностей, умений, запаса знаний, но и от мотивации достижения. Личность с значительным уровнем мотивации достижения, устремляясь приобрести значимые результаты, упорно трудится ради достижения установленных целей.