Файл: «Мотивация и её теории».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) в том числе и у одного и того же лица не всегда схожа и зависит от ситуации и объекта деятельности. Кто-то подбирает непростые задачи по математике, а кто-то, напротив, ограничиваясь умеренными целями в точных науках, выбирает непростые темы по литературе, стремясь достигнуть непосредственно в этой сфере значительных результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной работе? Эксперты выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. вера в результат;
  3. индивидуально расцениваемая возможность достижения успеха;
  4. индивидуальные идеалы достижения.

Просоциальные (общественно важные) мотивы — мотивы, связанные с осознанием социального значения работы, с чувством долга, ответственностью перед командой либо окружением. В случае воздействия просоциальных мотивов совершается идентификация индивидуума с группой. Личность не только лишь себя считает членом конкретной социальной группы, не только лишь отождествляется с ней, но также живет ее трудностями, увлечениями и целями. Личности, которые побуждается к работе просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к массовым стандартам, принятие и сохранение групповых ценностей, желание осуществить групповые цели. Ответственные люди, как правило, считаются наиболее интенсивными, больше также добросовестнее осуществляют высококлассные прямые обязанности. Они полагают, что от их труда и стараний зависит совместное дело. Менеджеру достаточно немаловажно актуализовать коллективную атмосферу среди собственных подчиненных, так как без идентификации с группой (фирмой), а непосредственно — с ее ценностями, увлечениями, целями достигнуть успеха нереально. Общественный активист (политик), который сильнее других идентифицируется с собственной страной и живет ее трудностями и увлечениями, станет наиболее активным в собственной деятельности, станет совершать все без исключения возможное для процветания страны. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с командой, ощущением долга и ответственностью, считаются значимыми в побуждении человека к работе. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов может вызывать его активность в достижении общественно важных целей.

Мотив аффилиации (от англ. «affiliation» — присоединение) — желание к установлению либо поддерживанию взаимоотношений с иными людьми, желание к контакту и разговору с ними. Сущность аффилиации заключается в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое дает удовлетворенность, захватывает, нравится человеку. Человек, однако, способен контактировать и потому, что стремится урегулировать собственные дела, определить нужные контакты с нужными людьми. В таком случае взаимодействие побуждается прочими мотивами, считается средством удовлетворения иных нужд персоны и с аффилиативной мотивацией ровным счетом ничего единого не имеет. Целью аффилиативного общения может являться поиск любви (либо, во всяком случае, симпатии) со стороны компаньона по общению.


Негативная мотивация — побуждения, вызванные пониманием вероятных проблем, неудобств, наказаний, которые имеют все шансы последовать в случае невыполнения деятельности. К Примеру, ученика к обучению могут мотивировать требования а также угрозы отца с матерью, страх получить неудовлетворительные оценки. Обучение под воздействием подобного мотива обретает характер защитного действия и считается принудительной. В случае воздействия отрицательной мотивации человека стимулируют к делу опасение перед возможными проблемами либо наказанием и стремление их исключить. Он рассуждает таким образом: «Если я этого не сделаю, то меня ждут неприятности». Вот то что стимулирует к деятельности под воздействием отрицательной мотивации.

Формы негативных наказаний, которые возможно применять и которые способны актуализировать отрицательную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (порицание, замечание и т. п.);
  • материальные наказания (неустойка, потеря привилегий, стипендии);
  • социальное изолирование (игнорирование, пренебрежение, отрицание группой, общественное изгнание);
  • лишение свободы;
  • физическое наказание.

Главным минусом отрицательных наказаний считается краткосрочность их воздействия: они активизируют к деятельности (или ограничивают от ненужных действий) только лишь на промежуток их воздействия. Отрицательная мотивация тем мощнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности санкции. Подобным способом, отрицательная мотивация, в том числе и наказание, — довольно мощный мотивационный фактор, который способен мотивировать человека к деятельности, но никак не лишенный многочисленных недостатков и нежелательных последствий.

С Целью управления трудом на базе мотивации нужны такие предпосылки, как выявление предрасположенностей и заинтересованностей сотрудника с учетом его личных и профессиональных возможностей, установление мотивационных способностей а также альтернатив в коллективе и для определенной личности. Нужно полнее использовать индивидуальные цели участников рабочего процесса и цели компании.

Никакие поставленные извне цели не активизируют заинтересованности лица в активизации собственных стараний до тех пор, пока они не преобразятся в его «внутреннюю» цель и затем в его «внутренний» план действия. Поэтому с целью конечного успеха большую роль имеет схождение целей сотрудника и компании.

Для решения данной задачи необходимо формирование механизма мотивации увеличения эффективности труда. Под этим предполагается комплекс методов и приемов влияния на работников со стороны системы управления компании, побуждающие их к конкретному поведению в ходе работы с целью достижения целей компании, основанной на потребности удовлетворения индивидуальных нужд.


Таким образом, задача менеджера, который обязан мотивировать работников в том, чтобы обеспечить им возможность удовлетворить их индивидуальные потребности в обмен на высококачественную работу.

Практический менеджмент основывается на конкретные концепции мотивации, которые могут быть поделены на 2 группы. Содержательные теории стараются узнать причины того или же иного поведения лица. Зачастую их называют «теории потребностей». Процессуальные теории устанавливают во главу угла вопрос о том, как появляется тот или же иной тип поведения, что его ориентирует, поддерживает а также заканчивает.

1.2 Исторические взгляды на мотивацию

Установлено большое число различных течений в теориях мотивации, и в частности:

Исторически преждевременные взгляды на мотивацию к труду, к примеру политика «кнута и пряника». Их сторонники придерживаются взгляда о том, что индивид согласно собственной натуре ленив, хитер, эгоистичен, желает меньше предоставить и больше брать; таким образом, следует регулярно принуждать его к труду а также регулярно вознаграждать за достижение значительных результатов.

2. Содержательные теории мотивации.

2.1. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

Двухфакторная теория мотивации — психологическая система мотивации, разработанная в окончании 1950-х годов Фредериком Герцбергом. В Соответствии данной теории, на трудовом месте, наравне с установленными факторами, которые вызывают удовлетворенность от труда, в то же время, имеется специальный комплект факторов, который порождает неудовлетворение от труда.

Теория основывается на нуждах человека. Согласно его пожеланию двесте инженеров и бухгалтеров одной большой компании обрисовали условия, когда их труд доставлял им особенное удовольствие и когда она наиболее им не нравилась. В следствии исследований Герцберг подошел к заключению, что имеются 2 главные группы факторов оценки степени удовлетворённости от проделанной работы, факторы, удерживающие на службе и факторы, мотивирующие к работе:

  • факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политическая деятельность фирмы, условия работы, размер заработной платы, межличностные взаимоотношения с начальством, сотрудниками, подвластными.
  • факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — успехи, принятие заслуг, надежность, потенциал ради карьерного подъема.

Гигиенические факторы объединены с окружением, в котором производится работа. Согласно теории Герцберга, дефицит или же недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости лица собственной работой. Однако, в случае если они презентованы в достаточном размере, сами по себе они удовлетворение никак не активизируют и отнюдь не способны мотивировать человека к необходимым действиям.

Недостаток мотиваторов, а они объединены с характером и сущностью самой деятельности, не ведет к неудовлетворению людей работой, тем не менее их наличие в соответствующей мере порождает удовлетворенность и мотивирует сотрудников к необходимым поступкам и увеличению эффективности.

Главное значение двухфакторной теории состоит в том, что менеджеры должны быть весьма осторожны и никак не делать акцент на гигиенические факторы, как на главные, при удовлетворение нужд, когда потребности низшего уровня уже в достаточной мере удовольствованы. И напротив, менеджеры никак не обязаны расходовать время и средства, предлагая собственным служащим различные мотиваторы до того, как станут удовольствованы гигиеничные потребности.

Более поразительным и внезапным открытием, приобретенным в следствии проделанных Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги несомненно были причислены к уровню гигиенических факторов, а вовсе не мотиваторов.

Таблица 2.1. Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов

Как показано в таблице 3.1, результаты проведенного исследования на основе опроса служащих можно использовать в качестве подтверждения выводов Герцберга о различиями между мотиваторами и гигиеническими факторами.

2.2.Теория человеческих потребностей Маслоу

Согласно Маслоу, «человеческие потребности размещаются в виде иерархии. Другими словами, возникновению одной потребности как правило предшествует удовлетворение другой, наиболее существенной. Человек — это животное, регулярно испытывающее те либо иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу устанавливает 5 наборов целей, которые он называет базовыми нуждами. К ним он причисляет: физиологические потребности, потребность в защищенности, потребность в влюбленности, потребность в удовлетворении чувства собственного совершенства и, в конце концов, потребность в самоактуализации. Иерархическая сущность этих нужд или целей значит, то что «доминантная цель монополизирует сознание а также конкретным образом побуждает и формирует разнообразные возможности организма, потребные для её достижения. Менее существенные потребности минимизируются, либо даже забываются, или же отрицаются» (Maslow, 1943, pp. 394–395).


Потребности в порядке их очередности:

1)Физиологические потребности. Заключаются в ключевых, изначальных потребностей человека, в некоторых случаях даже бессознательных. Порой, в трудах нынешних исследователей, их именуют биологическими потребностями. Маслоу считает физиологические потребности причиной данной иерархии. Вот, то что он сообщает:

«Вне любых колебаний, физиологические потребности считаются наиболее существенными изо абсолютно всех потребностей. В первую очередь это означает, то что для человеческого существа, никак не имеющего вообще ровным счетом ничего, базой мотивации станут непосредственно физиологические нужды, а не то что-то другое. Человек, лишенный еды, защищенности, влюбленности а также уважения, естественным образом, в первую очередь , станет устремляться к получению еды. Влечение к писанию стихов, стремление получить авто, заинтересованность к американской истории, стремление приобрести новые туфли в срочных случаях абсолютно забываются или становятся второстепенными. Для человека, переживающего мощное чувство голода, никак не существует другого интереса, помимо еды. Он желает и мыслит о ней, он вспоминает её и стремится к её обретению… Независимость, влюбленность, чувство общности, уважительное отношение, — все они отметаются как мишура, поскольку ими невозможно заполнить желудок. Действительно такого рода человек существует только хлебом единым.(Maslow, 1943, pp. 373–374)».

2)Потребность в защищенности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивида захватывают необходимости иного уровня, которые в самом общем варианте возможно совместить в категорию безопасности (необходимость в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги а также хаоса; необходимость в структуре, порядке, законе, ограничениях; прочие потребности).

3)Потребность в принадлежности а также любви. Индивид желает наитеплейших, товарищеских взаимоотношений, ему необходима общественная группа, которая гарантировала бы его такими взаимоотношениями, семья, которая приняла бы его равно как своего.

4)Потребность в признании. Любой человек (за редкими исключениями, сопряженными с патологией) регулярно имеет необходимость в признании, в стабильной и, как правило, значительной оценке личных качеств, каждому из нас нужны и уважение находящихся вокруг нас людей, так и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, почтении порождает у индивида ощущение уверенности в себе, ощущение своей важности, мощи, адекватности, ощущение, то что он может быть полезен и нужен в данном обществе. Потребности этого уровня разделяются на 2 класса. В 1-ый вступают стремления и желания, объединенные с определением «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему необходимо ощущение уверенности, самостоятельности а также свободы. В 2-ой класс потребностей мы вводим необходимость в репутации либо в престиже (мы устанавливаем эти определения как уважение окружающих), необходимость в завоевании статуса, внимания, известности, популярности.