Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и смысл мотива и мотивации
1.2 Исторические взгляды на мотивацию
2. Содержательные теории мотивации.
2.1. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
2.2.Теория человеческих потребностей Маслоу
2.3.Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
3. Процессуальные теории мотивации
3.2. Теория справедливости С. Адамса
3.3. Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера
Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) в том числе и у одного и того же лица не всегда схожа и зависит от ситуации и объекта деятельности. Кто-то подбирает непростые задачи по математике, а кто-то, напротив, ограничиваясь умеренными целями в точных науках, выбирает непростые темы по литературе, стремясь достигнуть непосредственно в этой сфере значительных результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной работе? Эксперты выделяют четыре фактора:
- значимость достижения успеха;
- вера в результат;
- индивидуально расцениваемая возможность достижения успеха;
- индивидуальные идеалы достижения.
Просоциальные (общественно важные) мотивы — мотивы, связанные с осознанием социального значения работы, с чувством долга, ответственностью перед командой либо окружением. В случае воздействия просоциальных мотивов совершается идентификация индивидуума с группой. Личность не только лишь себя считает членом конкретной социальной группы, не только лишь отождествляется с ней, но также живет ее трудностями, увлечениями и целями. Личности, которые побуждается к работе просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к массовым стандартам, принятие и сохранение групповых ценностей, желание осуществить групповые цели. Ответственные люди, как правило, считаются наиболее интенсивными, больше также добросовестнее осуществляют высококлассные прямые обязанности. Они полагают, что от их труда и стараний зависит совместное дело. Менеджеру достаточно немаловажно актуализовать коллективную атмосферу среди собственных подчиненных, так как без идентификации с группой (фирмой), а непосредственно — с ее ценностями, увлечениями, целями достигнуть успеха нереально. Общественный активист (политик), который сильнее других идентифицируется с собственной страной и живет ее трудностями и увлечениями, станет наиболее активным в собственной деятельности, станет совершать все без исключения возможное для процветания страны. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с командой, ощущением долга и ответственностью, считаются значимыми в побуждении человека к работе. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов может вызывать его активность в достижении общественно важных целей.
Мотив аффилиации (от англ. «affiliation» — присоединение) — желание к установлению либо поддерживанию взаимоотношений с иными людьми, желание к контакту и разговору с ними. Сущность аффилиации заключается в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое дает удовлетворенность, захватывает, нравится человеку. Человек, однако, способен контактировать и потому, что стремится урегулировать собственные дела, определить нужные контакты с нужными людьми. В таком случае взаимодействие побуждается прочими мотивами, считается средством удовлетворения иных нужд персоны и с аффилиативной мотивацией ровным счетом ничего единого не имеет. Целью аффилиативного общения может являться поиск любви (либо, во всяком случае, симпатии) со стороны компаньона по общению.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные пониманием вероятных проблем, неудобств, наказаний, которые имеют все шансы последовать в случае невыполнения деятельности. К Примеру, ученика к обучению могут мотивировать требования а также угрозы отца с матерью, страх получить неудовлетворительные оценки. Обучение под воздействием подобного мотива обретает характер защитного действия и считается принудительной. В случае воздействия отрицательной мотивации человека стимулируют к делу опасение перед возможными проблемами либо наказанием и стремление их исключить. Он рассуждает таким образом: «Если я этого не сделаю, то меня ждут неприятности». Вот то что стимулирует к деятельности под воздействием отрицательной мотивации.
Формы негативных наказаний, которые возможно применять и которые способны актуализировать отрицательную мотивацию, разнообразны:
- вербальное (словесное) наказание (порицание, замечание и т. п.);
- материальные наказания (неустойка, потеря привилегий, стипендии);
- социальное изолирование (игнорирование, пренебрежение, отрицание группой, общественное изгнание);
- лишение свободы;
- физическое наказание.
Главным минусом отрицательных наказаний считается краткосрочность их воздействия: они активизируют к деятельности (или ограничивают от ненужных действий) только лишь на промежуток их воздействия. Отрицательная мотивация тем мощнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности санкции. Подобным способом, отрицательная мотивация, в том числе и наказание, — довольно мощный мотивационный фактор, который способен мотивировать человека к деятельности, но никак не лишенный многочисленных недостатков и нежелательных последствий.
С Целью управления трудом на базе мотивации нужны такие предпосылки, как выявление предрасположенностей и заинтересованностей сотрудника с учетом его личных и профессиональных возможностей, установление мотивационных способностей а также альтернатив в коллективе и для определенной личности. Нужно полнее использовать индивидуальные цели участников рабочего процесса и цели компании.
Никакие поставленные извне цели не активизируют заинтересованности лица в активизации собственных стараний до тех пор, пока они не преобразятся в его «внутреннюю» цель и затем в его «внутренний» план действия. Поэтому с целью конечного успеха большую роль имеет схождение целей сотрудника и компании.
Для решения данной задачи необходимо формирование механизма мотивации увеличения эффективности труда. Под этим предполагается комплекс методов и приемов влияния на работников со стороны системы управления компании, побуждающие их к конкретному поведению в ходе работы с целью достижения целей компании, основанной на потребности удовлетворения индивидуальных нужд.
Таким образом, задача менеджера, который обязан мотивировать работников в том, чтобы обеспечить им возможность удовлетворить их индивидуальные потребности в обмен на высококачественную работу.
Практический менеджмент основывается на конкретные концепции мотивации, которые могут быть поделены на 2 группы. Содержательные теории стараются узнать причины того или же иного поведения лица. Зачастую их называют «теории потребностей». Процессуальные теории устанавливают во главу угла вопрос о том, как появляется тот или же иной тип поведения, что его ориентирует, поддерживает а также заканчивает.
1.2 Исторические взгляды на мотивацию
Установлено большое число различных течений в теориях мотивации, и в частности:
Исторически преждевременные взгляды на мотивацию к труду, к примеру политика «кнута и пряника». Их сторонники придерживаются взгляда о том, что индивид согласно собственной натуре ленив, хитер, эгоистичен, желает меньше предоставить и больше брать; таким образом, следует регулярно принуждать его к труду а также регулярно вознаграждать за достижение значительных результатов.
2. Содержательные теории мотивации.
2.1. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
Двухфакторная теория мотивации — психологическая система мотивации, разработанная в окончании 1950-х годов Фредериком Герцбергом. В Соответствии данной теории, на трудовом месте, наравне с установленными факторами, которые вызывают удовлетворенность от труда, в то же время, имеется специальный комплект факторов, который порождает неудовлетворение от труда.
Теория основывается на нуждах человека. Согласно его пожеланию двесте инженеров и бухгалтеров одной большой компании обрисовали условия, когда их труд доставлял им особенное удовольствие и когда она наиболее им не нравилась. В следствии исследований Герцберг подошел к заключению, что имеются 2 главные группы факторов оценки степени удовлетворённости от проделанной работы, факторы, удерживающие на службе и факторы, мотивирующие к работе:
- факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политическая деятельность фирмы, условия работы, размер заработной платы, межличностные взаимоотношения с начальством, сотрудниками, подвластными.
- факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — успехи, принятие заслуг, надежность, потенциал ради карьерного подъема.
Гигиенические факторы объединены с окружением, в котором производится работа. Согласно теории Герцберга, дефицит или же недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости лица собственной работой. Однако, в случае если они презентованы в достаточном размере, сами по себе они удовлетворение никак не активизируют и отнюдь не способны мотивировать человека к необходимым действиям.
Недостаток мотиваторов, а они объединены с характером и сущностью самой деятельности, не ведет к неудовлетворению людей работой, тем не менее их наличие в соответствующей мере порождает удовлетворенность и мотивирует сотрудников к необходимым поступкам и увеличению эффективности.
Главное значение двухфакторной теории состоит в том, что менеджеры должны быть весьма осторожны и никак не делать акцент на гигиенические факторы, как на главные, при удовлетворение нужд, когда потребности низшего уровня уже в достаточной мере удовольствованы. И напротив, менеджеры никак не обязаны расходовать время и средства, предлагая собственным служащим различные мотиваторы до того, как станут удовольствованы гигиеничные потребности.
Более поразительным и внезапным открытием, приобретенным в следствии проделанных Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги несомненно были причислены к уровню гигиенических факторов, а вовсе не мотиваторов.
Таблица 2.1. Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов
Как показано в таблице 3.1, результаты проведенного исследования на основе опроса служащих можно использовать в качестве подтверждения выводов Герцберга о различиями между мотиваторами и гигиеническими факторами.
2.2.Теория человеческих потребностей Маслоу
Согласно Маслоу, «человеческие потребности размещаются в виде иерархии. Другими словами, возникновению одной потребности как правило предшествует удовлетворение другой, наиболее существенной. Человек — это животное, регулярно испытывающее те либо иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу устанавливает 5 наборов целей, которые он называет базовыми нуждами. К ним он причисляет: физиологические потребности, потребность в защищенности, потребность в влюбленности, потребность в удовлетворении чувства собственного совершенства и, в конце концов, потребность в самоактуализации. Иерархическая сущность этих нужд или целей значит, то что «доминантная цель монополизирует сознание а также конкретным образом побуждает и формирует разнообразные возможности организма, потребные для её достижения. Менее существенные потребности минимизируются, либо даже забываются, или же отрицаются» (Maslow, 1943, pp. 394–395).
Потребности в порядке их очередности:
1)Физиологические потребности. Заключаются в ключевых, изначальных потребностей человека, в некоторых случаях даже бессознательных. Порой, в трудах нынешних исследователей, их именуют биологическими потребностями. Маслоу считает физиологические потребности причиной данной иерархии. Вот, то что он сообщает:
«Вне любых колебаний, физиологические потребности считаются наиболее существенными изо абсолютно всех потребностей. В первую очередь это означает, то что для человеческого существа, никак не имеющего вообще ровным счетом ничего, базой мотивации станут непосредственно физиологические нужды, а не то что-то другое. Человек, лишенный еды, защищенности, влюбленности а также уважения, естественным образом, в первую очередь , станет устремляться к получению еды. Влечение к писанию стихов, стремление получить авто, заинтересованность к американской истории, стремление приобрести новые туфли в срочных случаях абсолютно забываются или становятся второстепенными. Для человека, переживающего мощное чувство голода, никак не существует другого интереса, помимо еды. Он желает и мыслит о ней, он вспоминает её и стремится к её обретению… Независимость, влюбленность, чувство общности, уважительное отношение, — все они отметаются как мишура, поскольку ими невозможно заполнить желудок. Действительно такого рода человек существует только хлебом единым.(Maslow, 1943, pp. 373–374)».
2)Потребность в защищенности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивида захватывают необходимости иного уровня, которые в самом общем варианте возможно совместить в категорию безопасности (необходимость в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги а также хаоса; необходимость в структуре, порядке, законе, ограничениях; прочие потребности).
3)Потребность в принадлежности а также любви. Индивид желает наитеплейших, товарищеских взаимоотношений, ему необходима общественная группа, которая гарантировала бы его такими взаимоотношениями, семья, которая приняла бы его равно как своего.
4)Потребность в признании. Любой человек (за редкими исключениями, сопряженными с патологией) регулярно имеет необходимость в признании, в стабильной и, как правило, значительной оценке личных качеств, каждому из нас нужны и уважение находящихся вокруг нас людей, так и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, почтении порождает у индивида ощущение уверенности в себе, ощущение своей важности, мощи, адекватности, ощущение, то что он может быть полезен и нужен в данном обществе. Потребности этого уровня разделяются на 2 класса. В 1-ый вступают стремления и желания, объединенные с определением «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему необходимо ощущение уверенности, самостоятельности а также свободы. В 2-ой класс потребностей мы вводим необходимость в репутации либо в престиже (мы устанавливаем эти определения как уважение окружающих), необходимость в завоевании статуса, внимания, известности, популярности.