Файл: «Мотивация и её теории».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5)Потребность в познании и понимании.

6)Эстетические потребности. Эстетические потребности непосредственно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и поэтому их точная дифференциация неосуществима. Такие потребности, равно как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

7)Потребность в самоактуализации. Понятно, то что музыкант обязан заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихотворение, в случае если, конечно, они стремятся существовать в обществе с собой. Человек должен являться тем, кем он способен быть. Человек ощущает, что некто обязан соответствовать своей натуре. Данную потребность можно охарактеризовать потребностью в самоактуализации. Несомненно, то что у различных людей данная потребность проявляется по-разному. Один индивид хочет быть безупречным родителем, второй старается достигнуть спортивных высот, третий стремится творить либо изобретать. Похоже, что на данном уровне мотивации описать границы персональных отличий практически нереально.

Рис. 2.2. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

Потребности одного типа обязаны быть удовлетворены целиком прежде, нежели иная потребность, наиболее высокого уровня, выразится и будет действующей.

Маслоу никак не настаивал на том, что его теория является, бесспорно, верной. Он согласен был, например, согласиться с тем, что иерархия потребностей может зависеть от обстоятельств, в каковых располагается человек. В определенных случаях потребность в удовлетворение нужд довольно высокого порядка может совершенно отпадать. Как пишет Маслоу, «у определенных людей уровень духовных потребностей может со временем уменьшаться либо исчезать. Другими словами, менее предпочтительные цели имеют все шансы быть просто утеряны… Индивидуума, привыкшего к жизни в весьма скромных условиях, способен удовлетворять на протяжение целой его жизни а также приобретение необходимого количества пищи» (Maslow, 1943, p. 386). Кроме прочего, некоторая разновидность характера и уровня нужд способен являться результатом культурных отличительных черт разных сообществ. Таким образом, «мотивационное содержание персонального сознания в рамках каждой конкретной культуры, как правило, стремительно отличается от подобного содержания сознания индивидов, показывающих иную культуру» (Maslow, 1943, p. 389). Тем не менее, несмотря на все сказанное, Маслоу сохранял уверенность в том, что идея иерархии потребностей позволяет правильнее понять мотивацию человека


2.3.Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Иной теорией мотивации, давшей главный акцент на потребности высших уровней, существовала теория Дэвида МакКлелланда. Он полагал, что народам присущи 3 потребности: власти, успеха и причастности. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под воздействием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность власти. Проявляется, как стремление воздействовать на остальных людей. В рамках иерархической структуры Маслоу необходимость власти поступает куда-то между потребностями уважения и самовыражения. Люди с потребностью власти больше всего проявляют себя как открытые а также активные люди, никак не боящиеся конфронтации и стремящиеся защищать первоначальные позиции. Нередко они отличные ораторы и еще требуют к себе усиленного интереса со стороны остальных. Управление весьма нередко притягивает людей с необходимостью власти, так как оно предоставляет большое количество возможностей проявить и осуществить её.

Люди с потребностью власти – это никак не обязательно рвущиеся ко власти карьеристы в отрицательном и наиболее часто используемом смысле данных слов. У них не имеется склонность к авантюризму или же тирании, а главной считается потребность к проявлению собственного влияния. Таких людей необходимо заблаговременно подготавливать к занятию высших руководящих должностей. Индивидуальное влияние может являться базой лидерства только в весьма маленьких группах. В случае если индивид желает быть лидером большого коллектива, он обязан применять значительно наиболее тонкие и социализированные формы с целью проявления собственного влияния. Благоприятный или социализированный облик власти лидера обязан выражаться в его заинтересованности в целях всего коллектива, в поддержки коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива методами и орудиями свершения целей, в создании у членов коллектива уверенности в личных силах а также компетентности, что дает возможность им результативно работать.

Потребность успеха. По отношению с иерархией потребностей Маслоу, потребность успеха располагается где-то среди потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Данная потребность довольствуется не провозглашением успеха данного человека, что лишь доказывает его статус, а процессом доведения деятельности вплоть до эффективного завершения.


Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умерено, любят ситуации, в которых они имеют все шансы взять на себя собственную ответственность за поиск решения трудности и хотят, чтобы завоеванные ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Непринципиально, насколько сильно развита у такого человек потребность успеха. Он способен никогда не добиться успеха, в случае если у него не будет для этого способностей, в случае если его предприятие никак не предоставит ему необходимую степень инициативы, и не будет вознаграждать его за то, что он делает.

Подобным способом, для того чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, нужно ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска либо перспективой неудачи, делегировать им достаточные полномочия для этого, чтобы развязывать инициативу в решении установленных задач, постоянно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация на основании потребности в причастности. Люди с развитой потребностью в причастности заинтересованы в компании друзей, налаживании товарищеских взаимоотношений, предложении поддержки другим. Такие люди станут привлечены такого рода работой, которая станет предоставлять им широкие возможности социального общения. Их главы обязаны удерживать атмосферу, никак не ограничивающую межличностные взаимоотношения и контакты. Руководитель способен также гарантировать удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и регулярно собирая подобных людей отдельной группой.

Для иллюстрации фактической значимости собственных исследований МакКлелланд указывал, что владельцы малого бизнеса, у которых производились потребности к достижению, оказались наиболее активными участниками муниципального управления, больше вложили в увеличение собственного бизнеса, давали трудовые места в два раза большему количеству людей согласно сопоставлению с группами, не освоившими такого курса обучения.

Выводы МакКлелланда возродили интерес западного общества к предпринимателю, к его основному свойству - инициативности и способности взять риск на себя.

Единственный из более значимых заключений исследователя относится непосредственно мотивации предпринимательских способностей в обществе в целом: Макклелланд заявлял, что общества с высокими мотивами к достижению порождают более энергичных бизнесменов, а эти предприниматели, в свою очередь, стимулируют экономический рост. Предприниматели обязаны подвергать себя риску, а готовность взять на себя определенную часть риска ассоциируется с наиболее значительной необходимостью достижения.


Кроме того, данные демонстрируют, то что люди с наиболее сформированными мотивами достижения сами верят в то, что у них больше вероятность преуспевания, нежели у тех, кто слабо верит в достижение. Подобные люди выражают большую энергию, работоспособность, активный и креативный подход. Также, в конечном итоге, данные люди приобретают больше удовлетворения от сознания того, что они успешны, чем от публичного признания и похвалы.

МакКлелланд обращался также к проблеме о том, каким способом формируются и могут совершенствоваться мотивы высоких достижений. Он считал, что для данных целей применимы принципы гуманистической педагогики: взаимоотношений в иерархии не руководства и подчинения, а педагога и целеустремленного учащегося. Во-первых, немаловажно, чтобы отец с матерью или менеджеры ставили высочайшие эталоны поведения, дружелюбно и незамедлительно обращали внимание, когда дети или сотрудники поступают в соответствии с этими эталонами. Во-вторых, результатом формирования у человека потребности в значительных достижениях должно быть воспитание самостоятельной личности, готовой к предпринимательству в любой области своей работы и значительным нормам производительности.

Для стран же, которые стремятся применять высокие эталоны поведения с целью форсирования экономического подъема, следует, по суждению МакКлелланда, следующее:

1)отказаться от ориентации на традицию и заинтересовывать развитие личности своих сограждан;

2)увеличивать потребность достижения путем таких операций, как утверждение принципов высокой производительности и определения стандартов высокой производительности;

3)достигать наилучшего распределения существующих трудовых ресурсов, ориентируя тех, кто наиболее пригоден к той или иной деятельности, в области, где они имеют все шансы оказать наибольшее влияние на организационную и социальную эффективность, а также признавая и награждая направленных на достижения людей в рамках компании и государства.

3. Процессуальные теории мотивации

3.1. Теория ожиданий В. Врума

Мотивационная теория ожиданий, огромный вклад в формирование которой внес В. Врум, считается одной из наиболее популярных теорий процесса мотивации.

Согласно мотивационной концепции ожиданий, мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором человек дает оценку действительности свершения установленной цели и извлечения ожидаемого вознаграждения.


Теория ожиданий утверждает взаимозависимость стараний, которые предпринимает человек, от осознания им действительности свершения установленной цели и желательности её достижения.

Классический пример: учащийся института готовится к сдаче экзамена. Предположим, это завершающий госэкзамен, все остальные без исключения были сданы на «отлично», и студент понимает о том, что в случае сдачи на «отлично» и этого экзамена, весь следующий семестр он будет получать высокую стипендию. На мотивацию учащегося оказывают большое влияние:

? вера в собственные силы, то есть в реальность получения оценки “отлично” на предстоящем экзамене, так как все без исключения предшествующие он сумел сдать с желаемым результатом;

?необходимость получения повышенной стипендии.


В случае если бы учащийся вуза не был убежден в том, что он способен получить “отлично” на экзамене либо в том, что отличная оценка даст ему повышенную стипендию, у него не существовало бы мотивации добросовестно готовиться к грядущему экзамену. 

Таким образом, мотивационная теория ожиданий анализирует 2 типа ожиданий индивидуума, оказывающих большое влияние на результативность его работы: 

? первый тип ожиданий связан с вопросом: обеспечат ли прилагаемые действия высокий уровень выполнения рабочих задач? Для этого чтобы ожидания оправдались, человек обязан владеть соответствующими способностями, опытом аналогичной работы, а кроме того необходимыми инструментами, оборудованием и возможностями для выполнения работы. В приведенном примере со студентом, предвкушение этого типа будет довольно велико, в случае если он будет убежден, что усиленная подготовка даст возможность ему получить на заключительном экзамене оценку “отлично”. В случае если же учащийся вуза полагает, что он не имеет ни соответствующих способностей, ни возможностей для подготовки, он вряд ли станет стремиться к отличной оценке;

? второй тип ожиданий связан с ответом на вопрос: приведет ли результативная работа к желаемым результатам? Например, индивид желает приобрести какую-то связанную с его работой выгоду. Для того чтобы приобрести желаемое поощрение, он обязан достичь конкретного уровня выполнения рабочих задач. В случае если данное ожидание велико, человек будет мотивирован к упорному труду. Если ведь он убежден, что работа пусть до “седьмого пота” никак не даст возможность ему получить нужные выгоды, мотивация станет значительно ниже. 
На степень мотивированности оказывает большое влияние также значимость или привлекательность для индивида полученных результатов. Если результаты, которых возможно достичь оптимальной работой и внушительными стараниями, никак не представляют для лица интереса, его мотивация находится на низком уровне. Наоборот, значимые для индивидуума результаты формируют мощную мотивацию.