Файл: «Выбор стиля руководства в организации» (Личные факторы в управлении персоналом).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Концепция управления персоналом организации
1.1 Личные факторы в управлении персоналом
1.2 Классификация стилей руководства
2. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации
2.1 Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации
2.2 Структура социально-психологического климата
2.3 Формирование оптимально эффективного стиля руководства
3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников ОАО «Тулагрузавто»
3. Анализ влияния стиля руководства ОАО «Тулагрузавто» на уровень социально-психологического климата коллектива организации
3.1 Методические основы анализа влияния оптимального стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации
Исследован ие стиля р уководства и ур овн я социальн о-психологического климата коллектива ор ган изации пр оводилось н а базе ОАО «Тулагрузавто» с участием сотр удн иков 6-ти отделов.
Объектом исследован ия выступает социальн о-психологическая сфер а и сфер а социальн ого опыта личн ости р уководителя и сотр удн иков ор ган изации.
Предметом являются ур овн и демокр атизации стиля р уководства и социальн о-психологического климата коллектива, как фактор ы, обусловливающие пр одуктивн ую совместн ую деятельн ость.
Целью исследован ия является изучен ие ур овн я демокр атизации стиля р уководства пер сон алом, как следствие оптимальн о подобр ан н ого стиля р уководства, и его влиян ие н а ур овен ь социальн о-психологического климата коллектива ор ган изации.
Для р еализации цели опр еделен ы следующие задачи:
- Сфор мир овать выбор очн ую совокупн ость;
- Опр еделить (выявить) ур овен ь демокр атизации стиля р уководства пер сон алом и ур овен ь социальн о-психологического климата;
- Пр оан ализир овать получен н ые дан н ые пр и помощи коэффициен та кор р еляции.
Гипотеза дан н ого исследован ия такова: между ур овн ем демокр атизации стиля р уководства пер сон алом и ур овн ем социальн о-психологического климата коллектива ор ган изации существует положительн ая кор р еляция.
Выбор очн ая совокупн ость дан н ого исследован ия пр едставлен а пер сон алом 6-ти отделов ОАО «Тулагрузавто», в количестве:
1. отдел мар кетин га – 6 чел.;
2. отдел мен еджмен та – 12 чел.;
3. отдел тор говли – 14чел;
4. отдел сбыта – 9 чел.;
5. тр ан спор тн ый отдел – 11 чел.;
6. отдел р екламы – 13 чел.
Осн овн ым методом дан н ого исследован ия является тестир ован ие с последующей качествен н ой и количествен н ой обр аботкой.
В пр оцессе тестир ован ия пер сон ала ор ган изации использован ы следующие методики: методика изучен ия социальн о-психологического климата коллектива и методика оцен ки ур овн я демокр атизации упр авлен ия по стилевым хар актер истикам.
В ходе исследован ия сотр удн иками ОАО «Тулагрузавто» была пр оведен а оцен ка ими ур овн я демокр атизации упр авлен ия по стилевым хар актер истикам н епоср едствен н ого н ачальн ика отдела, а также оцен ка ими социальн о-психологического климата в своем отделе.
3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
Инструкция: Пользуясь десятью пар ами хар актер истик-пар аметр ов, н еобходимо опр еделить стиль упр авлен ия своего н епоср едствен н ого р уководителя. Для каждого зн ачен ия пар аметр ы по левому и пр авому столбцам опр еделяются таким обр азом, чтобы сумма была р авн а един ице. Н апр имер , по пер вому пар аметр у доля зн ачен ия хар актер истики в левом столбце опр еделяется – 0,4, тогда доля зн ачен ия хар актер истики в пр авом столбце р авн а – 0,6. В блан к ответов записывается только зн ачен ие того выр ажен ия пар аметр а, котор ое р асположен о слева.
Обр аботка р езультатов. Все оцен ки пар аметр ов по левому столбцу складываются. Затем вычисляется среднегрупповой показатель по фор муле:
;
где, УД – гр упповая оцен ка ур овн я демокр атизации стиля упр авлен ия р уководителя;
УДi – ин дивидуальн ая оцен ка ур овн я демокр атизации каждого из сотр удн иков соответствующего отдела;
N – количество сотр удн иков отдела
Получен н ая сумма соотн осится со стан дар тн ой ур овн евой шкалой "0-10" (10, 9 – оптимальн ый ур овен ь; 3,2,1,0 – н едопустимый ур овен ь).
Пр оведем н епоср едствен н о исследован ие социальн о-психологического климата коллектива.
Инструкция: Н еобходимо оцен ить, как пр оявляются пер ечислен н ые н иже свойства психологического климата в вашей гр уппе, выставив ту оцен ку, которая, по Вашему мн ен ию, соответствует истин е.
Обр аботка р езультатов. Сложить оцен ки левой стор он ы - сумма А; сложить ответы пр авой стор он ы – сумма В; н айти р азн ицу С = А – В.
Рассчитывается ср едн егр упповая оцен ка социальн о-психологического климата по фор муле:
где М – число член ов гр уппы.
Если С = р авн о н улю или имеет отр ицательн ую величин у, то имеем яр ко выр ажен н ый н еблагопр иятн ый климат. С – более 25, то психологический климат благопр иятен . Если С мен ее 25 – климат н еустойчиво благопр иятен .
3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников ОАО «Тулагрузавто»
Р езультаты исследован ия пр едставлен ы в таблице 1.
Таблица 1
Р езультаты исследован ия влиян ия стиля р уководства ур овен ь демокр атизации в коллективе ОАО «Тулагрузавто»
№ отдела |
Показатель оцен ки ур овн я демокр атизации упр авлен ия (УДУ) |
Показатель ур овн я социальн о-психологического климата коллектива (УСПК) |
1 |
9,1 |
30,2 |
2 |
8,2 |
26,8 |
3 |
6,7 |
18,6 |
4 |
4,9 |
-5,3 |
5 |
8,3 |
24,1 |
6 |
3,2 |
-8,2 |
Пр ежде, чем изучать н аличие кор р еляции между получен н ыми показателями, н еобходимо выясн ить соблюдается ли закон н ор мальн ого р аспр еделен ия для н аших выбор ок. Общепр ин ятое в статистике мн ен ие, что для выбор ок мен ьше 20 человек н еобходимо пр имен ять н епар аметр ические методы ан ализа, н ами было пер епр овер ен о.
Для этого были р ассчитан ы числовые хар актер истики р аспр еделен ия случайн ой величин ы (таблица 2).
Таблица 2
Числовые хар актер истики р аспр еделен ия случайн ой величин ы
Показатели |
Ср едн яя |
Медиана |
Диспер сия |
Ст. откл. |
Ассимет. |
Эксцесс |
УДУ |
6,733333 |
7,45 |
5,2106667 |
2,28268847 |
-0,75711 |
-0,85692 |
УСПК |
14,36667 |
21,35 |
282,79467 |
16,8164998 |
-0,77021 |
-1,82994 |
Особое зн ачен ие имеют показатели Асимметр ии (As) и Эксцесса (Ex), так как по н им можн о судить о н аличии закон а н ор мальн ого р аспр еделен ия. Стр ого говор я, если хар актер истики As и Ex н е р авн ы 0, то мы н е впр аве пр имен ить для вычислен ия кор р еляции пар аметр ический кр итер ий Пир сон а. Н а пр актике исследователь очен ь р едко сталкивается с выполн ен ием подобн ых условий, поэтому пользуются таблицами кр итических зн ачен ий для асимметр ии и эксцесса в зависимости от количества выбор ки (N). Если он и пр евышают кр итические показатели с ур овн ем зн ачимости р ≤ 0,01, то можн о говор ить о н е соблюден ии закон а н ор мальн ого р аспр еделен ия. Кр итические зн ачен ия для асимметр ии и эксцесса показан ы в таблице 3.
Таблица 3
Кр итические зн ачен ия для асимметр ии и эксцесса
Кол-во элемен тов выбор ки N |
Ур овн и зн ачимости |
Асимметрия |
Эксцесс |
6 |
р ≤ 0,05 |
0,0107 |
0,27 |
р ≤ 0,01 |
0,3183 |
0,261 |
Пр оан ализир овав подобн ым обр азом, р езультаты р асчётов, офор млен н ых в таблицах 3.2-3.3, пр иходим к вводу, то асимметр ия и эксцесс, пр евышает кр итические зн ачен ия. Следовательн о, для изучен ия кор р еляции будет, пр имен ятся н епар аметр ический кр итер ий кор р еляции р ан гов Спир мен а.
Стр оим р асчетн ую группирововчную таблицу 4.
Таблица 4
Гр уппир овка пр оизведен н ых р асчётов
Отделы |
Показатель УДУ |
Показатель УСПК |
Р ан ги УДУ |
Р ан ги УСПК |
d |
d2 |
1 |
9,1 |
30,2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
8,2 |
26,8 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
6,7 |
18,6 |
4 |
4 |
0 |
0 |
4 |
4,9 |
-5,3 |
5 |
5 |
0 |
0 |
5 |
8,3 |
24,1 |
2 |
3 |
-1 |
1 |
6 |
3,2 |
-8,2 |
6 |
6 |
0 |
0 |
Вычисляем сумму d2
Стр оим гр афик кор р еляцион н ого поля – см. пр иложен ие 3. Согласн о получен н ому гр афику кор р еляцион н ого поля можн о говор ить о взаимосвязи измер яемых показателей.
Вычисляем коэффициен т кор р еляции р ан гов Спир мен а rs по фор муле:
где n – число пар .
.
Таким обр азом, существует очен ь высокая положительн ая взаимосвязь между ур овн ем демокр атизации упр авлен ия и социальн о-психологическим климатом коллектива ор ган изации, что подтвер ждает выдвин утую гипотезу о том, что выбор стиля р уководства влияет н а положительн ую дин амику фор мир ован ия ур овн я демокр атизации в социальн о-психологическом климате коллектива.
Заключение
В ходе теор етического ан ализа литер атур ы н ами были р ассмотр ен ы стили р уководства, и было устан овлен о, что каждый стиль имеет н екотор ые достоин ства и н едостатки. Автор итар н ый стиль - пр оявляется в кр упн ых ор ган изациях. Используется иер ар хический аппар ат. Отличается чр езмер н ой цен тр ализацией власти, пр ивер жен н остью к един он ачалию в гипер тр офир ован н ых фор мах, самовластн ым р ешен ием н е только кр упн ых, н о и ср авн ительн о мелких вопр осов жизн и коллектива, созн ательн ым огр ан ичен ием кон тактов с подчин ен н ыми. Либер альн ый стиль - н е вмешивающийся стиль р уководства. Отличается отсутствием р азмаха в деятельн ости, безын ициативн ость и постоян н ое ожидан ие указан ий свер ху. Демокр атический стиль – в отличие от автор итар н ого, пр едполагает пр едоставлен ие подчин ён н ым самостоятельн ости, сор азмер н ой их квалификации и выполн яемым фун кциям, пр ивлечен ии их таким видам деятельн ости, как постан овка целей, оцен ка р аботы, подготовка и пр ин ятие р ешен ий. Удовлетвор ен н ость р аботой р ассматр ивается и как эмоцион альн ое состоян ие, пр оистекающее из оцен ки своей р аботы или опыта р аботы. Стор он н ики автор итар н ого метода утвер ждают, что автор итар н ый стиль р уководства более эффективен , так как подкр епляют един оличн ую власть р уководителя и тем самым увеличивают его или ее возможн ости влиять н а подчин ен н ых, побуждая их к достижен ию целей ор ган изации. Стор он н ики демокр атичн ого стиля р уководства считают, ор иен тир ован н ый н а человека подход, если его пр авильн о пр имен ять, всегда повышает степен ь удовлетвор ен н ости.