Файл: Ютанова Светлана Николаевна учитель начальных классов с. Буяково 2022 яснительная записка рабочая программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
Духовно-нравственное воспитание:
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
ЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Трудовое воспитание:
-
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
-
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; -
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
-
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; -
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; -
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовыелогическиедействия:
-
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; -
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; -
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; -
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; -
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; -
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовыеисследовательскиедействия:
-
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; -
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; -
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); -
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); -
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); -
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работасинформацией:
-
выбирать источник получения информации; -
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; -
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; -
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; -
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; -
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
-
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; -
признавать возможность существования разных точек зрения; -
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); -
готовить небольшие публичные выступления; -
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
-
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
-
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; -
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
-
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; -
ответственно выполнять свою часть работы; -
оценивать свой вклад в общий результат; -
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
-
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; -
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); -
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); -
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; -
различать художественные произведения и познавательные тексты; -
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; -
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; -
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; -
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); -
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); -
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; -
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); -
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); -
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; -
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; -
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; -
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; -
составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; -
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; -
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; -
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); -
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
-
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1.1. | О Родине и её истории | 10 | 0 | 0 | 01.09.2022 19.09.2022 | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения; Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле — на примере произведений о Родине. Например, К. Д. Ушинский «Наше отечество», Ф. Н. Глинка «Москва», М. М. Пришвин «Моя Родина», К. М. Симонов «Родина» (произведение одного-двух авторов по выбору); Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается Родина?», объяснение своей позиции, сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным жанрам; | Устный опрос; | http://www.ndce.edu.ru http://1-4.prosv.ru http://nsportal.ru https://resh.edu.ru/subject/32/ education.yandex.ru https://uchi.ru/main https://infourok.ru/ |
1.2. | Фольклор (устное | 16 | 1 | 0 | 20.09.2022 | «Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения слова | Устный | http://www.ndce.edu.ru |
| народное | | | | 17.10.2022 | «фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой; | опрос; | http://1-4.prosv.ru |
| творчество) | | | | | Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, песни), | Письменный | http://nsportal.ru |
| | | | | | используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями | контроль; | https://resh.edu.ru/subject/32/ |
| | | | | | текста для передачи эмоционального настроя произведения; | | education.yandex.ru |
| | | | | | Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни; | | https://uchi.ru/main |
| | | | | | Учебный диалог: обсуждение вопросов «Какие бывают загадки?», «Появляются ли загадки | | https://infourok.ru/ |
| | | | | | сейчас? Почему?», чтение загадок и их группировка по темам и видам; | | |
| | | | | | Работа в группе (совместная деятельность): сочинение загадок (по аналогии), проведение | | |
| | | | | | конкурса на лучшего знатока загадок; | | |
| | | | | | Задания на развитие речи: объяснение значения пословиц народов России, установление тем | | |
| | | | | | пословиц, сравнение пословиц на одну тему, упражнения на восстановление текста пословиц, | | |
| | | | | | соотнесение пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью), упражнения на | | |
| | | | | | обогащение речи образными словами, пословицами, оценка их значения в устной речи; | | |
| | | | | | Рассказ о В. И. Дале, знакомство с его книгами: выбор книг В. И. Даля, рассматривание их, чтение | | |
| | | | | | пословиц по определённой теме, составление высказывания о культурной значимости | | |
| | | | | | художественной литературы и фольклора с включением в собственную речь пословиц, крылатых | | |
| | | | | | выражений и других средств выразительности; | | |
| | | | | | Дифференцированное задание: подготовка сообщений о В. И. Дале, представление его сказок, | | |
| | | | | | написанных для детей; | | |
| | | | | | Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение | | |
| | | | | | представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения»; | | |
| | | | | | Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений (народных сказок), определение | | |
| | | | | | мотива и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая | | |
| | | | | | произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных произведениях, | | |
| | | | | | определение фольклорной основы литературной сказки; | | |
| | | | | | На примере сказок «Дочь-семилетка», «Самое дорогое» (сравнение со сказкой А. С. Пушкина | | |
| | | | | | «Сказка о рыбаке и рыбке»), «Про ленивую и радивую» (сравнение со сказкой В. Ф. Одоевского | | |
| | | | | | «Мороз Иванович»), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», | | |
| | | | | | «Сивка-бурка», «Летучий корабль», «Морозко», «По щучьему веленью» (по выбору); | | |
| | | | | | Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм: смелость, храбрость, доброта, | | |
| | | | | | трудолюбие, честность в народных и литературных (авторских) произведениях, нахождение | | |
| | | | | | особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных, волшебная); | | |
| | | | | | Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, | | |
| | | | | | концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение | | |
| | | | | | последовательности событий в произведении; | | |
| | | | | | Работа с текстом произведения: составление характеристики героя (описание внешнего вида, | | |
| | | | | | поступков, языка) с приведением примеров из текста, нахождение языковых особенностей | | |