Файл: Сравнительный анализ классической и поведенческой школ управления (Основные положения классической (административной) школы управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные положения классической (административной) школы управления (1920 – 1950 гг.)
1.1. Главные идеи основоположника классической школы управления А. Файоля
1.2. Развитие идей А. Файоля в трудах его последователей
2. Основные положения поведенческой школы управления (1930 гг. – наше время)
2.1. Основные идеи поведенческой школы управления
2.2. Формирование поведенческой школы управления в трудах Дугласа МакГрегора
Таблица 2. Сравнительная характеристика классической и поведенческой школ управления
Характеристика |
Наименование школы управления |
|
Классическая (административная) |
Поведенческая |
|
Наиболее яркие представители школы |
Анри Файоль, Макс Вебер, Генри Форд, Линдар Урвик |
Крис Арджирис, Ренсис Лайкер, Дуглас МакГрегор, Абрахам Маслоу |
Представления об объекте |
Объект — это предприятие. |
Человек в аспекте своего поведения и межличностных отношений в организации |
Сущность школы |
Основной метод достижения эффективности деятельности организации базируется на правильном применении принципов управления. Управление всей организацией как единым целым. |
Базируется на исследованиях социального взаимодействия в организации, мотивации персонала, роли власти, лидерства и авторитета в управлении, влияния типа используемых организационных структур, коммуникаций, качества трудовой жизни и работы на эффективность функционирования компании. Школа поведенческих наук направлена на оказание помощи сотруднику в осознании им собственных возможностей и достижение высокой эффективности предприятия за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов. Изучает особенности поведения на рабочем месте. Добиться улучшения эффективности рабочего процесса можно изучая поведение работников, а не их сознание. |
Основная цель школы |
Повышение эффективности деятельности организации в целом. Поиск ответа на вопрос что необходимо сделать для того, чтобы организация работала как машина. |
Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Регулирование межличностных отношений работников. Помощь в осознании собственных возможностей работников; Изучение степени восприятия власти, которая обуславливается пониманием смысла указания, его соответствия концепции и миссии организации, а также соответствия личным потребностям подчинённого, его ментальным и физическим способностям. |
Особенности теоретических взглядов представителей школы управления |
Людьми движет исключительно экономическая выгода. Индивиды являются лишь пассивным материалом манипуляции для организаций, контролирующих и мотивирующих их поведение. Эмоции несовместимы с экономической рациональностью. Организации должны иметь способы контроля эмоций и непредсказуемого поведения сотрудников. |
Заключается в понимании управления снизу вверх, от эффективности работника – к эффективности организации. Уделяли основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, изучению особенностей их взаимоотношений на рабочих местах и в групповых процессах. Важными мотиваторами поведения работника являются: характер и содержание труда, объективная оценка и признание достижений работника, возможность творческой самореализации, возможность управлять своим трудом. Основное внимание уделяли рассмотрению проблем мотивации, изучению авторитета, лидерства и власти, анализу организационной структуры предприятия и выявлению типов коммуникаций в организациях. |
Вклад школы в теорию менеджмента |
-формирование профессиональных требований к менеджеру - развитие принципов управления организацией - систематизированный подход к управлению всей организацией - описание функций управления - разработка общих принципов управления организацией, многие из которых до сих пор могут быть использованы - разработка общих характеристик и закономерностей развития организации |
Представители данной школы первые дали научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его трудовой деятельности. Рассматривали мотивы как главный показатель отношения людей к труду. Структура мотивов выступает как внутренняя характеристика труда. Положительная мотивация- главный фактор успешности выполнения работы. В теории менеджмента изучение мотивации составляет особое направление. Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства. |
Недостатки школы |
Отсутствие должного внимания к социальным аспектам управления. Чрезмерный упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей. Способствование увеличению формальных моментов. Отношение менеджеров к людям как к машинам. Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов. Отношение к человеку: игнорирование человека и его потребностей. Непригодность данной модели управления для современной рыночной экономики |
Неприемлемость других методов в управлении кроме как применения науки о поведении. |
Достоинства школы |
Формулировка процессного подхода к управлению организацией. Разработка целостной системы управления организацией. Создание системы принципов, которая приводит организацию к успеху. Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. |
Разработка теории социального управления. Стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей. Идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц |
Практическое применение модели организации |
Оказалась непригодна для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде |
Правильное применение всегда будет способствовать повышению эффективности работника и организации. |
Таблица составлена на основании источников [1, 2, 3, 4, 8, 9 и 15].
Рис. 1 Пирамида потребностей по А. Маслоу
-
Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник МФЮА. 2018. №2. с. 170 ↑
-
Осипов К. К. Административная (классическая) школа: ее плюсы и минусы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. - № 4 (17), с. 51 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015. – 173 с. ↑
-
Осипов К. К. Административная (классическая) школа: ее плюсы и минусы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. - № 4 (17), с. 52 ↑
-
Вороньков В.П. А. Файоль: функции руководства в управлении промышленным предприятием // Вестник МФЮА. 2015. №1. с. 24-40 ↑
-
Кафидов В. В. Современный менеджмент / В. В. Кафидов, Н. Ю. Сопилко. – Москва : РУДН, 2018. – 45 с. ↑
-
Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 30 ↑
-
Воронкова И. Е. Наука управления: основные школы // Экономическая среда. – 2015. - № 4 (14). С. 96 ↑
-
Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 15 ↑
-
Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 33 ↑
-
Гершанок А. А. Менеджмент / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. 34 с. ↑
-
Кафидов В. В. Современный менеджмент / В. В. Кафидов, Н. Ю. Сопилко. – Москва : РУДН, 2018. – 45 с. ↑
-
Воронкова И. Е. Наука управления: основные школы // Экономическая среда. – 2015. - № 4 (14). с. 95-96 ↑
-
Гершанок А. А. Менеджмент / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. с. 34 ↑
-
Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 30 ↑
-
Ленская И. Ю., Шиндряева И. В., Ширяева В. А. Управление персоналом организации – М.: Мир науки, 2017, с. 10 ↑
-
Тебекин А.В. Роль школы административного (классического) управления в развитии современного менеджмента // Вестник МФЮА. 2018. №2. с. 172 ↑
-
Ружанская Л. С. Общий менеджмент / Л.С. Ружанская — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 10 с. ↑
-
Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016., с. 34 ↑
-
Тебекин А.В. Анализ влияния школы научного управления на развитие менеджмента: многоаспектный подход // Стратегии бизнеса. 2019. №1 (57). С. 16 ↑
-
Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — 34 с. ↑
-
Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 17 ↑
-
Фарукшина М. А., Адамская Л. В. Административная (классическая) школа // Российская наука и образование сегодня : Проблемы и перспективы. 4 (17) 2017, с.54 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015., с. 12-13 ↑
-
Тебекин А. В., Денисова М. В., Тебекин П. А. Роль поведенческих наук в развитии современного менеджмента // Журнал исторических исследований. Том 3 №2 https://naukaru.ru/ru/nauka/article/21070/view (дата обращения 10.03.2020 г.) ↑
-
Дзуганова И. З. Значение исследований представителей школы человеческих отношений и поведенческих наук в теории управления персоналом // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 3-6. с. 100 ↑
-
Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 18 ↑
-
Будаева Ю. С., Чиркунова Е. К. Формирование поведения в организации: применение идей школы поведенческих наук // Молодежь и наука: шаг к успеху: Сборник материалов 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых / Юго-Западный государственный университет. – Курск, 2018. С. 53 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015., с. 18 ↑
-
Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 19 ↑
-
Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt (дата обращения 10.03.2020 г.) ↑
-
Ружанская Л. С. Общий менеджмент / Л.С. Ружанская — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— с. 70 ↑
-
Дымшакова М. А. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга как основа анализа мотивационных процессов в инновационных проектах // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 24-2. 2016, с. 89 ↑
-
Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Шрецберг, Б. Моснер, Б. Снидерман. - М: Вершина, 2007 ↑
-
Сугак Ю. А., Малхасян А. Е. Использование двухфакторной модели мотивации персонала Ф. Герцберга в современной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. 4-2, с.102 ↑
-
Сугак Ю. А., Малхасян А. Е. Использование двухфакторной модели мотивации персонала Ф. Герцберга в современной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. 4-2, с. 101 ↑
-
Бучкова А.А., Угримова С.Н. Методы оценки эффективности системы мотивации в современных условиях // Вопросы экономики и управления: Материалы студ. междунар. науч.-практ.конф. 14- 15 октября 2015 г. , ДГТУ. - г.Ростов-на-Дону, 2015, с.25 ↑
-
Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва : Дело, 2015 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 71 - 72 ↑
-
Блинова С. Д., Бажуткина Л. П. Анализ мотивационной структуры сотрудников предприятия на основе методики Ф. Герцберга // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. 2.2018., с. 23 ↑
-
Дымшакова М. А. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга как основа анализа мотивационных процессов в инновационных проектах // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 24-2. 2016, с. 89 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 14 ↑
-
Журавлева Ирина Игоревна Формирование и развитие менеджмента // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1 (6), с. 42 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 14 ↑
-
Журавлева Ирина Игоревна Формирование и развитие менеджмента // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1 (6), с. 40 ↑
-
Парамонов П. Ф. Менеджмент / П. Ф. Парамонов, И. Е. Халявка, Ю. Е. Стукова. – Краснодар : КубГАУ, 2015, с. 19 ↑
-
Зарецкий А.Д. Менеджмент / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М. : КНОРУС, 2016. — с. 31 ↑
-
Черникова, С.А. Менеджмент / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. ИПЦ «ПрокростЪ», 2016, с. 19 ↑
-
Осипов К. К. Административная (классическая) школа: ее плюсы и минусы // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. - № 4 (17), с. 52 ↑