Файл: Сравнительный анализ классической и поведенческой школ управления (Основные положения классической (административной) школы управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Развитие идей А. Файоля в трудах его последователей

Среди представителей школы классического управления можно выделить М. П. Фолетта, Р. К. Дэвиса и Х. Кунца [2, с.10][18].

Теория бюрократического построения и управления организацией немецкого ученого М. Вебера стала завершением классической школы менеджмента. Согласно теории крупное капиталистическое производство не сможет эффективно работать без разветвленного бюрократического аппарата. М. Вебер предпринимал попытки создать «идеальные» правила управления организацией.

Представители классической школы управления изучали вопросы роли и функций управления, занимались разработкой системы управления, структуры организации и управления работниками.

Макс Вебер – немецкий экономист и социолог. Он доработал классическую школу управления, создав так называемую концепцию научной бюрократии, которая основана на обезличивании и формальных отношениях между всеми элементами организации. Его теория определила бюрократическое построение организации и управления [8, с. 34][19]. Макс Вебер в своем сочинении «Хозяйство и общество» выделил три типа господства, различающихся характером подчинения: традиционное, рациональное и харизматическое.

М. Вебер сформулировал принципы эффективного функционирования предприятия, включая принцип нормирования труда, принцип эффективного функционирования предприятия, принцип разделения труда, принцип специализации в управлении и принцип подчинения всей деятельности общей цели [16, с. 9][20].

При выполнении анализа вопросов бюрократической организации Вебер взяв за основу концепцию рационального господства. По мнению М. Вебера к концу XIX – началу XX в. администрации (бюрократии) удалось занять лидирующие позиции в общественной жизни и выделиться как совершенно независимый класс. Макс Вебер изобразил идеальный тип организации, обусловленный возникновением специфического социального слоя бюрократии, который направлен на управление. Сущность бюрократического типа организации заключается в знаниях, навыках и административных умениях менеджера. Цель М. Вебера заключалась в формулировке принципов построения идеальной организации. Его концепция идеальной организации предусматривала четкое разделение ответственности между различными «бюро» организации. Это разделение было закреплено в соответствующих документах и схемах, которые описывают обязанности лиц, занимающих соответствующие позиции, и линии ответственности [8, с. 34][21]. Вебер считал, что для квалифицированных работников необходима четкая карьерная лестница. Он выделил три вида власти одних людей над другими:


— традиционное господство;

— харизматичное господство;

— легальное господство.

Рациональная бюрократия необходима для всех видов господства. Вся управленческая деятельность в бюрократии основывается на письменных документах, дающих возможность проследить сам ход управленческого процесса. Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» внесла значительный вклад в развитие системы управления. Хочется отметить, что система управления, которая построена на принципах бюрократии, неповоротлива, очень громоздкая, плохо приспособлена к преобразованиям, поэтому в условиях рыночной экономики неэффективна [9, с. 17][22].

Главные мысли по управлению и организации производства Генри Форд отразил в следующих своих трудах: «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперед» (1930). Генри Форд считал свою предпринимательскую концепцию многоцелевой. Поэтому ее возможно использовать на предприятиях, изготавливающих различную продукцию, а не только автомобили или тракторы. Имеющуюся систему управления и организации производства необходимо было модифицировать, так как ее производительность была невысока, а применение ресурсов малоэффективно.

Генри Форд выделил следующие главные принципы производства:

- пренебрежение конкуренцией;

- отсутствие боязни будущего и почтения прошлого;

- производство - это не приобретение по невысоким ценам и сбыт по более высоким;

-максимум разделения труда;

- специализация;

- широкое применение высокопроизводительного оборудования;

- механизация транспортных работ;

- работа оценивается выше прибыли [6, с. 54][23].

Г. Форд выделил у организаций с большим количеством персонала излишнюю иерархичность, документооборот и волокиту. Эти особенности мешают прямой деятельности организации и препятствуют доступу высшего руководства к оперативным данным. Цель высшего руководства должна заключаться в наблюдении за слаженным исполнением своей работы разнообразных подразделений в достижении единой цели. Генри Форду благодаря своему богатому опыту и знаниям удалось внести значительный вклад в организацию труда и теорию управления в целом.

Г. Форд ввел следующие новшества в производственный процесс, которые используются и в настоящее время:

- установил минимальный уровень заработной платы;

- внедрил конвейер на производстве;

- установил 8-ми часовой рабочий день;


- создал социологическую службу;

- ввел общеэкономические принципы;

- создал систему льгот [1, с. 12-13].[24]

Сделаем вывод, что главный вклад ученых, представляющих классическую (административную) школу, в теорию управления заключается в том, что они оценивали управление как многофункциональный процесс, состоящий из большого количества взаимозависимых функций. Так же им удалось выделить главные принципы управления, определить систематизированную теорию управления организации, акцентировав внимание на том, что управление — это своеобразный вид деятельности. Приверженцам классической школы удалось разработать универсальные принципы управления, соблюдая которые можно достичь успеха.

2. Основные положения поведенческой школы управления (1930 гг. – наше время)

2.1. Основные идеи поведенческой школы управления

Поведенческая школа представляет собой концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения. Увеличение производительности работы организации напрямую зависит от повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Любая коммерческая организация в условиях рыночной экономики сталкивается с проблемой увеличения производительности работы. Формирование поведенческой школы началось после того, как стало необходимым изучение поведения людей в производственной сфере и выяснение взаимосвязи между самой производительностью и психологическим состоянием человека. В основу учения легли доктрины школы человеческих отношений.

В результате развития школы поведенческих наук сформировалась новая функция менеджмента — управление персоналом [15][25].

Поведенческая школа помогала сотрудникам полностью реализовывать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организаций и управлению ими.

Представители школы поведенческих наук занимались изучением мотивов и потребностей людей, удовлетворение которых способствовало росту производительности и эффективности их работы, повышая эффективность организации в целом [17, с. 100][26].


Возникновение поведенческой школы произошло после Второй мировой войны. На формирование поведенческой школы управления оказало влияние развитие поведенческих наук, таких как психология и социология [9, с. 19][27].

Исследователям поведенческой школы впервые удалось обосновать роль мотивов и потребностей человека в его трудовой деятельности. Они рассматривали мотивы как главный показатель отношения людей к труду. Главный фактор успешности выполнения работы заключается в положительной мотивации. В развитие поведенческой школы внесли Дуглас МакГрегор, А. Маслоу, Ф. Херцберг.

С 1950-х годов в системе менеджмента формирования и развития организаций стали применяться идеи поведенческой школы.

Новизна поведенческой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей на основе применения концепций поведенческих наук для построения и управления организациями. Первым серьезным доказательством поведенческой школы было доказательства того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, но и социальные и психологические.

Основное внимание представители поведенческой школы уделяли анализу поведения людей в процессе труда и изучению особенностей их взаимоотношений на рабочих местах и групповых процессов.

Представители поведенческой школы наук исследовали следующие объекты:

— взаимосвязь качества работы и трудовой жизни сотрудников организации;

— характер коммуникаций в организации;

— организационные структуры;

— авторитеты, власть и лидерство в организации;

— социальные взаимодействия в организации.

Им удалось выделить следующие важнейшие мотиваторы поведения человека: характер и содержание труда, возможность творческой самореализации, возможность управлять своим трудом и объективная оценка и признание достижений работника.

Соблюдая концепции поведенческих наук к управлению организациями возможно помочь сотрудникам в понимании и осознании их возможностей и способностей и наладить отношения внутри организации [18, с. 53][28].

2.2. Формирование поведенческой школы управления в трудах Дугласа МакГрегора


Ученый и преподаватель Дуглас Мак-Грегор – основатель данной школы. Им была опубликована книга «Человеческая сторона предприятия», в основе которой лежали теории, условно обозначенные символами «X» и «У».

Концепция теории «X» и «Y» выделяет два типа взглядов на работников. Описание работника, который испытывает отвращение к труду и пытается избежать его при первой же возможности, содержится в теории «X».

Согласно теории «Y»: если люди приобщены к организационным целям, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль в процессе деятельности. При благоприятных условиях работы среднестатистический человек будет энергичным и инициативным, будет использовать любую возможность продвижения и развития. Значит, его работоспособность будет высока [1, с. 18][29]. На отношения внутри персонала влияют многие факторы. Вот, например, одни из них: характер, степень компетентности руководителя, содержание работы, отношения других сотрудников в коллективе, условия труда, возможность карьерного роста.

МакГрегор писал, что многие люди готовы использовать свои знания, опыт и инициативу для достижения целей организации [9, с. 19].[30]

Существует прямая зависимость между уровнем удовлетворенности работой и производительностью каждого работника. Чем выше уровень удовлетворенности работой, тем больше увеличивается производительность каждого работника, а значит, повышается эффективность организации в целом. Обратим внимание, что не соблюдение руководителем такой закономерности, как «у каждого работника должен быть оптимальный объем работы», может привести к проявлению перцептивного поведения работника. В результате такого поведения может произойти потеря или несвоевременная подача важной информации для принятия управленческого решения. В конечном результате могут возникнуть большие материальные и финансовые потери.

Задача менеджмента в теории «Y» заключается в создании условий, которые способствуют развитию актуальных способностей человека. Степень изобретательности и творчества у большинства людей сравнительно высока, значит, их можно применить в интересах организации. Обязательно оказывать помощь каждому сотруднику в осознании своих возможностей всей организации в целом. Современные менеджеры должны изучать различные поведенческие подходов, которые рекомендует общий менеджмент, и исследовать возможности их применения в процессе анализа организации.