Файл: Прием наличных денег и инкассаторской выручки (Становление и развитие инкассации денежных средств в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • доверенность на право получения денежных сумок в подразделениях фирмы, выданную на фамилию и имя, которые указаны в удостоверении личности инспектора, наличие на доверенности печати и подписи Генерального директора организации; (Приложение 5)
  • явочную карточку, содержащую название данного подразделения, в которое прибыл инспектор. (Приложение 3)

При отсутствии претензий инспектор-сборщик допускается в помещение инкассации. При возникновении подозрений необходимо перепроверить право данного инспектора на инкассацию у дежурного или руководителей Сбербанка по телефону. 

При входе инспектора-сборщика в помещение инкассации за ним запирается дверь. Сотрудник охраны подразделения и прибывший со сборщиком инспектор охраны группы остаются снаружи двери для охраны инкассационной операции. 

Инспектор-сборщик при входе в помещение инкассации проверяет надежность запирания двери и отсутствия возможности прослушивания и визуального наблюдения лицами, не участвующими в инкассации. 

Далее инспектор-сборщик приступает к приему сумок с деньгами и документов:

  • проверяет внешний вид, целостность денежных сумок с упакованной в них выручкой и четкость наложенных на них оттисков с печатей;
  • сверяет все записи во всех экземплярах препроводительных ведомостей и накладных на предмет соответствия их подлинным номерам денежных сумок и наличия в них подписей и печатей кассира (печатей подразделения) выявленные недостатки устраняются немедленно кассиром или руководителем предприятия; (Приложение 2, 4)
  • каждое исправление в ведомостях заверяется подписью и печатью кассира, накладная переписывается заново);
  • заверяет личной подписью и личной печатью во всех экземплярах препроводительных ведомостей и накладной прием денежных сумок для передачи в основную кассу фирмы.

Инспектору-сборщику категорически запрещается участвовать в перерасчете денег и каким-либо иным образом прикасаться к денежным купюрам.

После приема денежных сумок и документации инспектор-сборщик передает кассиру:

  • явочную карточку;
  • вторые экземпляры препроводительных ведомостей и накладной;
  • приходную квитанцию из основной кассы фирмы (на денежную
  • сумму, полученную в подразделении накануне);
  • необходимое количество (сообщаемое инспектору накануне) пустых денежных сумок;
  • по три бланка препроводительной ведомости на каждую передаваемую пустую денежную сумку.

Кассир проверяет:


  • наличие подписей и печати инспектора-сборщика в передаваемых им документах;
  • количество и целостность переданных инспектором пустых денежных сумок;
  • наличие трёх бланков препроводительной ведомости на каждую сумку.

Выявленные недостатки устраняются инспектором немедленно.

Кассир вручает инспектору заполненную им лично явочную карточку, в которой указывает время и дату инкассации, номера денежных сумок и находящихся в них денежных сумм, которые переданы инспектору. Явочная карточка заверяется подписью и печатью кассира. Инспектору запрещается делать в явочной карточке какие-либо записи и пометки. 

При отсутствии кассира все указанные выше процедуры инкассации выполняются руководителем подразделения. 

После проведения указанных процедур инспектор-сборщик:

  • помещает все полученные денежные сумки и документы в баул (спецчемодан);
  • запирает баул и прикрепляет его к левому запястью (если инспектор не левша);
  • извещает инспектора охраны группы (сотрудника охраны подразделения), находящегося с внешней стороны двери помещения инкассации, об окончании приема выручки [23, 115].

Инспектор охраны (сотрудник охраны подразделения) докладывает по рации старшему инспектору группы об окончании инкассационной операции и запрашивает разрешение на выход из помещения инкассации. Получив такое разрешение, он извещает об этом инспектора-сборщика, и они проходят к выходу из подразделения. Выход из помещений осуществляется с соблюдением требований предосторожности, указанных в Положении о группе финансовой безопасности. 

Руководитель подразделения (кассир) по требованию инспектора-сборщика обязан предоставить возможность проинформировать дежурного Сбербанка фирмы по телефону из закрытого помещения о проведении инкассации в подразделении.

Для сдачи наличных денежных средств в банк в организации должен быть установлен лимит остатка наличных денежных средств в кассе – это предельно допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня. (Приложение 9)

Контроль заточным и полным соблюдением требований Инструкции возлагается на начальника Сбербанка, главного бухгалтера, инспекторский состав группы и руководителей инкассируемых подразделений. По всем случаям нарушения Инструкции сотрудники Сбербанка проводят расследование, выводы и предложения из которого утверждаются Генеральным директором фирмы.

Категорически запрещается:


  • разглашать маршрут движения группы лицам, не задействованным в проведении инкассовых операций;
  • разглашать размер перевозимых денежных средств или стоимость и наименование ценностей, а также сведения о лицах, сопровождаемых эти ценности;
  • нахождение в специальном автомобиле посторонних лиц;
  • имея при себе инкассируемые денежные средства, следовать пешком, попутным и общественным транспортом (за исключением случаев, связанных с выводом из строя специального автомобиля, когда невозможно оставаться на месте);
  • при проведении инкассационных операций посещать места, не включенные в маршрутную карту и схему операции;
  • любому сотруднику группы выполнять какие-либо иные поручения любых должностных лиц и иным образом отвлекаться от доставки денежных средств и ценностей по назначению.

В случае если организация имеет собственное специализированное охранное подразделение, в состав охраны могут выделяться вооруженные сотрудники указанного подразделения.

При каждом выделении сотрудников для обеспечения доставки наличных денежных средств, уполномоченным должностным лицом проводится инструктаж кассира, водителя, сотрудников охраны и иных привлеченных лиц. Как правило, в качестве ответственного за проведение инструктажа должностного лица выступает руководитель охранного и (или) кадрового подразделения. Факт проведения инструктажа рекомендуется отражать в специальном журнале (книге) учета.

Расходы по обеспечению сохранности денежных средств собственными силами организации (включая оплату труда сотрудников, отчисления с оплаты труда на нужды обязательного социального страхования и обеспечения, горюче-смазочные материалы и т.п.) при их доставке в учреждения банков или, наоборот, в кассы организаций принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль при условии соблюдения положений статьи 252 НК РФ об обоснованности и документальном подтверждении производимых расходов.

Расходы на содержание собственной охранной службы, включая расходы по обеспечению сохранности наличных денежных средств при их доставке, принимаются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Согласно положениями статей 1, 3 и 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 05.12.2017) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание охранных услуг на договорной основе разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.


Таким предприятиям разрешается оказание услуг, в том числе, и в виде вооруженной охраны имущества собственников, включая и обеспечение доставки наличных денежных средств.

Свои полномочия на право осуществления соответствующей деятельности охранные структуры должны подтверждать соответствующими лицензиями, выдаваемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600, согласно которому лицензирование охранной деятельности осуществляется МВД России.

Учитывая изложенные требования действующего законодательства, в заключаемых с охранными фирмами договорах в обязательном порядке необходимо отражать сведения о реквизитах предъявленной лицензии, в частности, дата выдачи лицензии и ее порядковый номер; наименование органа, выдавшего лицензию; календарный период, на который лицензия выдана и вид деятельности согласно лицензии.

Отношения организации с привлекаемыми частными охранными предприятиями регулируются письменным договором на оказание возмездных услуг, в котором отражаются сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения (услуги), срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядок разрешения споров по ненадлежащему оказанию услуг (причинение ущерба хищением имущества и т.п.), порядок производства расчетов по договору и его дата заключения.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам, и он составлен с соблюдением условий, регламентированных Гражданском кодексом Российской Федерации.

Стоимость услуги (цена) по договору определяется соглашением сторон. При этом цена может определяться исходя из согласованной сторонами суммы ежемесячных платежей (платежей за любой другой период), или исходя из согласованной сторонами стоимости "человека-дня" оказания услуги. В последнем случае, к выставляемым счетам должны прилагаться, кроме того, данные о фактически отработанном рабочем времени.

Порядок пересчета цены услуги устанавливается отдельными условиями договора. При этом могут предусматриваться как порядок увеличения цены услуги с досрочным уведомлением организации об этом, так и возможность снижения расценок по договору по причине ненадлежащего исполнения обязательств охранным предприятием, выразившегося в причинении ущерба организации.


В отдельном порядке условиями заключаемого договора предусматривается ответственность охранного предприятия за полноту доставки наличных денежных средств, а также за своевременность их доставки, и возмещение в случае несвоевременной доставки денежных средств охранным предприятием штрафных санкций, накладываемых на организацию за превышение лимита денежных средств.

Основным первичным оправдательным документом, который используется в расчетах сторон по заключенному договору, является двусторонний акт приемки работ с отражением в нем характера оказанных услуг, их оценки (не ниже удовлетворительно) и (или) соответствия услуг условиям договора, а при организации расчетов по "человеку-дню" также и количества отработанного рабочего времени.

Для обеспечения сохранности наличных денежных средств при их доставке наряду со специализированными коммерческими предприятиями могут также привлекаться подразделения вневедомственной охраны МВД России, которые осуществляют свою деятельность на основании Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 (в редакции изменений от 4 августа 2005г.).

В соответствии с пунктом 10 указанного Положения оплата оказываемых данными подразделениями услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.

Порядок оказания поручаемых услуг и производства расчетов с подразделениями вневедомственной охраны регулируются положениями заключаемого сторонами договора на оказание услуг в сфере охраны.

Доставка наличных денежных средств при их сдаче в учреждения банков или предприятия Россвязи может осуществляться на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств или других ценностей.

Отношения с указанными структурами также регулируются положениями заключаемых сторонами договоров, в которых обязательно указание реквизитов лицензии, подтверждающей право другой стороны на оказание охранных услуг. Факт оказания услуг подтверждается двусторонними актами приемки-сдачи.

Типовой договор на перевозку ценностей подразделениями инкассации утвержден Инструкцией Центробанка России № 318-П от 24.04.2008.