Файл: Прием наличных денег и инкассаторской выручки (Становление и развитие инкассации денежных средств в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 686
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление и развитие инкассации денежных средств в России
1.1. Понятие и становление инкассации в России
1.2. Нормативные акты, регулирующие проведение инкассации денежных средств
2.1. Подготовка к проведению инкассации денежных средств в ООО «ДА Групп Плюс»
2.2. Порядок и процедура инкассации денежных средств в ООО «ДА Групп Плюс»
Перед выездом инкассаторы должны получить: пустые сумки, доверенности на инкассацию и перевозку наличности, ключи, штамп и явочные карточки.
Подготовка к проведению инкассации производится следующим образом. О процедуре инкассации должны предупредить за 45 минут. Если инкассаторские службы опаздывают, они должны сделать запрос в банк, из банка поступает сообщение в организацию о продление времени (+45 минут). Организация осуществляется с «черного входа» или внутреннего двора. Маршрут группы должен пролегать по хорошо освещенной территории. Сотрудники инкассации должны быть встречены и у входа охранником. До прибытия инкассации должно быть оборудовано место для передачи денежных средств. Кассир организации должен убедиться в отсутствие визуального наблюдения и прослушивания. Кассир организации должен пересчитать денежные средства, упаковать их в денежные суммы и опечатать. Кассир организации должен заполнить 3 экземпляра препроводительных ведомостей с указанием № сумки и суммы, находящейся в ней [28, 148].
Сотрудника инкассации проводят в помещение, где будет проходить инкассация денежных средств. Кассир организации обязан проверить:
- удостоверение личности;
- доверенность на право получение денежных сумок;
- явочную карточку.
Если у кассира возникает сомнение, он должен уточнить личность инкассатора по телефону, при отсутствии претензий передать денежные средства.
Инкассатор должен:
- Проверить целостность денежных сумм;
- Проверить все 3 экземпляра препроводительной ведомости;
- Заверить их личной подписью и печатью;
- Должен передать пустые денежные сумки.
Время инкассации не должно превышать 8 минут. Инкассатор складывает денежные сумки в баул, прикрепляет его к левому запястью и просит разрешение на выход по рации. После передачи денежных средств кассиром инкассатор обязан доставить их в банк [23, 58].
При приеме инкассаторской сумки банковский сотрудник должен проверить соответствие записей во всех сопроводительных документах:
- сопоставление накладной и явочного листа при сдаче сумки инкассатором;
- сопоставление накладной и квитанции при сдаче сумки работником.
Также должно быть проверено:
- отсутствие на сумке с деньгами повреждений;
- целостность самой сумки, а также пломбы на ней;
- соответствие номера сумки с тем, что указано в накладной.
Транспортировка денежных средств производится на специальном автомобиле, на котором написано "инкассация". Лица, перевозящие ценности получают оружия, специальные средства и боеприпасы. Знакомятся с маршрутом движения. Снабжаются радиотехникой и приступают к процедуре инкассации.
В случае вынужденной остановки (авария, ЧС) денежные средства должны оставаться в салоне автомобиля и быть взяты под охрану. В этих случаях вся группа поступает в распоряжение главного бухгалтера. Главный бухгалтер должен связаться с начальником службы безопасности и обговорить дальнейший план действий [23, 106].
1.2. Нормативные акты, регулирующие проведение инкассации денежных средств
Бухгалтерский учет и инкассационные операции в Российской Федерации регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства, Министерства финансов, Центрального Банка, Государственного комитета по статистике России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету и инкассационным операциям является Министерство финансов РФ [17,117].
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в следующем виде.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и кассовых операций в РФ:
- Уровень: ФЗ, Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита в организации.
- Уровень: Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер.
- Уровень: Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.
- Уровень: Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.).
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета денежных средств в организации обязательны к применению.
Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер.
Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами.
Нормативным регулированием ведения денежных расчетов и перевозкой денежных средств занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные им следующие нормативные документы:
- Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности [1].
- Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об оружии».
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия [2].
В соответствии со статьей 12 «Право на приобретение оружия и временное пользование оружием юридическими лицами с особыми уставными задачами» юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе.
Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного оружия, а также получать в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [2,12].
- Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 05.12.2017) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено [3].
Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В ст. 3 п. 2 и ст. 11 разрешается частным охранным предприятиям охрану имущества собственников, в том числе и при транспортировке, а также оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной и телефонной связи, т.е. частные охранные предприятия, имеющие лицензию на право заниматься этой деятельностью, вправе осуществлять вооруженную охрану имущества, в том числе и коммерческого банка, не только по месту дислокации юридического лица, но и при транспортировке имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг.
- Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» [4].
Настоящее Указание на основании Федерального закона определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
В целях настоящего Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» [4].
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.
Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.