Файл: Роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Динамика индексов РТС и ММВБ в 2013-2015 гг. (составлено по данным сайта investfunds.ru).

Таким образом, можно предположить, что российский фондовый рынок будет по-прежнему характеризоваться волатильностью, низкой ликвидностью и инвестиционной непривлекательностью. Неразрешенными окажутся и ряд других обозначенных проблем. Перспектива развития биржевой торговли на рынке ценных бумаг России выглядит все более мрачной.

В этой связи для России можно выделить два возможных пути дальнейшего развития фондового рынка:

1. Постепенное восстановление, которое будет трудным и, очевидно, очень длительным. В этом случае необходимы качественные изменения. Так, необходимо решить такие задачи, как повышение емкости и прозрачности фондового рынка, обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры, совершенствование правового регулирования на фондовом рынке. Важной задачей является сглаживание международного политического напряжения;

Рис. 2. Динамика S&P500 в сравнении с РТС за 2013-2015 гг. (составлено по данным сайта investfunds.ru).

2. Негативный сценарий развития и как следствие невозможность для большинства эмитентов разместиться на российских биржевых площадках и отток значительной части торговли российскими ценными бумагами на иностранные биржи.

Однако очевидно, что говоря сегодня о развитии отечественного рынка ценных бумаг в 2016 году прежде всего следует иметь в виду негативный сценарий развития, связанный с развитием оттока капитала и понижением рейтинга российских компаний ведущими рейтинговыми агентствами мира. Фондовый рынок России в целом будет находиться в условиях стагнации рынка акций в учетом падения котировок на нефтяном рынке, оттоком как иностранных, так и отечественных инвестиций с учетом отсутствия стабильности в динамике восстановления курса рубля.

2.2. Деятельность основных участников финансового рынка РФ по мобилизации и распределению финансовых ресурсов

Определяя основные стратегические направления развития банковского сектора на ближайшее трехлетие, разумно обратиться к фактам выполнения целевых значений «Стратегии развития банковского сектора» на период до 2015 года (табл. 2) в сравнении с планом и на период до 2018 года.


Таблица 2

Динамика плановых и фактических показателей развития банковского сектора России

Наименование показателя

План на 1.01.2016

Факт на 1.01.2016 (по данным Института экономической политики им. Е. Гайдара, Центр структурных исследований)

План на 01.01.2018 (по проекту Стратегия развития финансового рынка на 2016-2018гг)

Активы банковского сектора к ВВП

более 90% (на 1.01.2011 - 76%)

96,5%

120-125%

Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП

55-60%

(на 1.01.2011 - 40,8%)

57%

свыше 7%

Капитал банков к ВВП

14-15%

(на 1.01.2011 - 10,6%)

12%

11.5%

Из таблицы 2 видно, что активы банковского сектора к ВВП и кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП достигли своих запланированных значений, однако показатель капитала банков к ВВП ниже плана, поскольку при прочих равных условиях, отсутствовали дополнительные источники капитализации банковского сектора. «Стратегия развития банковского сектора на период до 2015г.» предусматривала рост основных показателей банковского сектора по отношению к ВВП, а банковский кредит рассматривается как драйвер повышения внутреннего спроса.

Является ли банковский кредит источником финансирования роста российских компаний? (рис.3.) Анализ показывает, что только 9% из общего объема их финансирования составляют средства кредитных организаций.

Рис. 3. Источники финансирования российских компаний, %

Кредиты российских банков реальному сектору экономики составляют лишь 40% ВВП, уступая Индии, Бразилии, Малайзии, Корее, Китаю (рис.4).

Рис. 4. Кредиты банков реальному сектору экономики, % к ВВП

Практика развития российской экономики в новейшей истории показала, что значительное превышение темпов роста активов банковской системы над темпами роста номинального ВВП приводит к структурным диспропорциям и к усилению рисков в финансовой системе.

Тенденцию значительного роста активов банков к ВВП хорошо видно на рис.5. (последний столбец).

Рис. 5. Динамика активов организаций, в том числе банков, % ВВП

Из таблицы 2 также видно, что проект «Стратегии развития финансового рынка на 2016-2018гг.» (далее «Стратегия») предусматривает ещё большее наращение темпов роста активов банковского сектора к


ВВП при одновременном значительном снижении темпов кредитования нефинансовым организациям и физическим лицам до 7%. Трехлетние показатели капитала банков к ВВП включают их небольшое снижение.

Условия могут измениться лишь при привлечении капитала, в том числе иностранного, что проблематично при снижающемся показателе возврата на капитал (ROE).

Что касается внешних заимствований (рис.6), то с введением санкций, российские банки ушли с внешних рынков, однако были направлены предложения в 25 зарубежных банков с целью покупки российских облигаций. Евробонды Российской Федерации в 2016 году могут быть выпущены либо одним выпуском, либо несколькими с разными сроками и валютами на общую сумму до 3 млрд. долл. США (235 млрд. руб.).

Динамика актквов организаций и некоторых кредитных финансовое организаций., % BEПIНа конец I полугодия 2015 года;

Рис. 6. Государственные внешние заимствования РФ, млн. долл. США

Из рис.4 видно, что наибольший объём заимствований планируется в 2016 году. По внутренним заимствованиям ситуация несколько иная (рис. 7)

Наибольшее количество внутренних заимствований планируется в 2017г.

Одним из направлений внутренних заимствований является использование сбережений физических лиц. По данным экспертов, общее количество денежных средств, хранящихся на «руках» физических лиц составляет порядка 24 трлн. руб.

В проекте «Стратегии» одной из приоритетных целей развития российского финансового рынка названо «содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию».

Использование финансовых инструментов долгового характера (облигации, кредиты, проектное финансирование); долевого характера (акции, стартапы) и гибридных инструментов (конвертируемые облигации и субординированные кредиты), названных в «Стратегии», не привязанных к количественным ориентирам, не способствует конкретизации и задает только направления развития.

Рис.7. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, тыс. рублей

Однако регулятор планирует ввести «прямые количественные требования», позволяющие больше инвестировать пенсионных накоплений и страховых резервов в акции и облигации. В настоящее время примерная доля операций коммерческих банков по инвестированию в акции составляет 3,2%, вексельное обращение - 6,1%, в облигации - 41%. Список российских и зарубежных инвестиционных банков, осуществляющих инвестиционно-банковскую деятельность на территории Российской Федерации, включает 25 банков, из которых российских банков чуть больше половины. Остальные российские банки являются учреждениями депозитно-кредитного типа, что не позволяет им осуществлять широкую инвестиционную деятельность в реальный сектор российской экономики.


Еще одним трендом в развитии банковской системы России является ее очищение от недобросовестных кредитных организаций. Часто такая политика называется зачисткой банков, но это только отчасти является правдой.

На ежемесячной основе Банк России отзывает лицензии у кредитных организаций с целью повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков и кредиторов, развития национальной экономики, борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов.

За период с 2010 по 2015 гг. Банк России лишил лицензий более 300 кредитных организаций и в перспективе 2-3 лет общее количество уменьшится до 300-400 кредитных организаций. Возможно, такая политики Банка России приведет к тому, что в России вообще останется несколько банков или один госбанк.

Уменьшение численности банков позиционируется как борьба с криминальными аспектами деятельности банков или псевдо-банков. По числу отнятых лицензий это похоже на правду, однако в сумме активов кредитных организаций с отнятыми лицензиями доля соответствующих банков - менее четверти. Основной объем «потерь» приходится на банки, у которых произошло нарушение нормативов и потеря капитала - т.е. на организации, которые сами по себе в обозримой перспективе перестали бы существовать.

Последнее время этот процесс замедлился ввиду кризиса и дефицита средств у АСВ для выплаты вкладчикам банков, однако вектор развития очевиден и сам процесс уменьшения количества банков остановлен не будет. В конечном итоге на российском рынке останутся только крупные игроки и несколько десятков узкоспециализированных банков.

Рис. 8. Банковская система результаты отзывов лицензий

Банковская система любой страны играет роль кровеносной системы в экономике. Поэтому следует понимать, что для оздоровления экономики страны нельзя обойтись только чисткой ее кровеносной системы. Для создания надежной и устойчивой экономики надо развивать промышленное производство и наукоемкие сферы производства, а одним регулированием финансовых рынков нужного результата не достичь. Проблемы в экономике страны всегда отражаются на банковском секторе и одним только регулированием проблему решить невозможно.

Современное регулирование финансовых рынков сводится к созданию единообразных требований ко всем участникам рынка, а также в контроле над их соблюдением. Но даже в таких условиях механизм может не работать, тогда надо анализировать ситуацию с точки зрения улучшения финансового климата страны, развития новых финансовых институтов и рынков.


В последние годы в России устоялось четкое мнение, что чем крупнее банк, тем он надежнее. В свою очередь мелкие и средние банки, являются слабыми игроками и приносят вред экономике и банковскому сектору.

В этой связи политика зачистки банковского сектора получила широкое распространение, однако отказ от мелких и средних банков привел к снижению конкуренции на рынке банковских услуг и усугубил территориальные диспропорции банковской сети в целом по стране. Традиционно в России наблюдалась концентрация финансовых учреждений в крупных городах, особенно в Москве, а столь массовое сокращение кредитных организаций еще больше усугубило эту диспропорцию (см. приложение 2).

Кроме этого, последние годы ознаменовались громкими отзывами лицензий у многих крупных банков. Многие из них проходят процедуру санации. Пришлось даже создавать мегасанатора для мегакрупных банков. В итоге крупные, надежные банки нуждаются в финансовом оздоровлении.

В таких условиях главной проблемой российского банковского сектора стало его огосударствление, что порождает частые обращения за помощью банков к государству. Достаточно вспомнить одну только программу докапитализации банков через облигации федерального займа на 1 трлн. рублей. Огосударствление и укрупнение банков ведет к концентрации банковских активов, что увеличивает риски возникновения крупных банкротств.

Но политика сокращения числа банков сохраняется, словно форма превалирует над содержанием, когда дело в количестве и размерах банков, а не в качестве проводимых операций, надежности активов и профессионализме менеджмента. Конечно, Банк России стремиться достичь именно такого результата и создать надежный и прозрачный банковский сектор в России, но путь к такому результату выбран особенный.

В таких условиях жесткого регулирования банковской деятельности наблюдается тенденция перетекания капиталов из банковской отрасли в микро-финансовую. Широкое распространение получают кредитные кооперативы, ломбарды и МФО. Вслед за капиталами в эту отрасль стали переходить банковские специалисты и менеджмент.

Таким образом, финансовый сектор России переживает великое переселение капиталов и кадров из макро-финансовой сферы в микро-финансовую. Классический банкинг, формировавшийся в современной России исчерпал себя, банковское дело вынуждено искать новые пути развития будь то в сфере финтехнологий или микрофинансирования.

Чтобы денежно-кредитная политика поддержала рост экономики в текущих неблагоприятных условиях, необходимо решиться на формирование тренда ключевой процентной ставки, ориентированного на показатели средней рентабельности активов заемщиков. Если продолжать ориентировать участников рынка в отношении тренда процентной политики на показатель инфляции, то интересы узкой группы рантье, экспортеров сырья и глобальных спекулянтов будут обеспечены в полном объеме, но при этом прочие виды экономической деятельности будут продолжать зависеть от бюджетных вливаний, субсидий и т.п. Кредиты в банках будут браться не для развития, а выживания без перспектив улучшения финансового состояния. Уже сегодня в таких видах деятельности, как обрабатывающие производства, строительство, торговля заемные средства используются, в основном, на пополнение оборотных средств, а не для реализации новых инвестиционных проектов. Для этих предприятий кредит становится фактором, в перспективе ухудшающим их общее финансовое состояние.