Файл: Роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Рис. 1. Динамика индексов РТС и ММВБ в 2013-2015 гг. (составлено по данным сайта investfunds.ru).
Таким образом, можно предположить, что российский фондовый рынок будет по-прежнему характеризоваться волатильностью, низкой ликвидностью и инвестиционной непривлекательностью. Неразрешенными окажутся и ряд других обозначенных проблем. Перспектива развития биржевой торговли на рынке ценных бумаг России выглядит все более мрачной.
В этой связи для России можно выделить два возможных пути дальнейшего развития фондового рынка:
1. Постепенное восстановление, которое будет трудным и, очевидно, очень длительным. В этом случае необходимы качественные изменения. Так, необходимо решить такие задачи, как повышение емкости и прозрачности фондового рынка, обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры, совершенствование правового регулирования на фондовом рынке. Важной задачей является сглаживание международного политического напряжения;
Рис. 2. Динамика S&P500 в сравнении с РТС за 2013-2015 гг. (составлено по данным сайта investfunds.ru).
2. Негативный сценарий развития и как следствие невозможность для большинства эмитентов разместиться на российских биржевых площадках и отток значительной части торговли российскими ценными бумагами на иностранные биржи.
Однако очевидно, что говоря сегодня о развитии отечественного рынка ценных бумаг в 2016 году прежде всего следует иметь в виду негативный сценарий развития, связанный с развитием оттока капитала и понижением рейтинга российских компаний ведущими рейтинговыми агентствами мира. Фондовый рынок России в целом будет находиться в условиях стагнации рынка акций в учетом падения котировок на нефтяном рынке, оттоком как иностранных, так и отечественных инвестиций с учетом отсутствия стабильности в динамике восстановления курса рубля.
2.2. Деятельность основных участников финансового рынка РФ по мобилизации и распределению финансовых ресурсов
Определяя основные стратегические направления развития банковского сектора на ближайшее трехлетие, разумно обратиться к фактам выполнения целевых значений «Стратегии развития банковского сектора» на период до 2015 года (табл. 2) в сравнении с планом и на период до 2018 года.
Таблица 2
Динамика плановых и фактических показателей развития банковского сектора России
Наименование показателя |
План на 1.01.2016 |
Факт на 1.01.2016 (по данным Института экономической политики им. Е. Гайдара, Центр структурных исследований) |
План на 01.01.2018 (по проекту Стратегия развития финансового рынка на 2016-2018гг) |
Активы банковского сектора к ВВП |
более 90% (на 1.01.2011 - 76%) |
96,5% |
120-125% |
Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП |
55-60% (на 1.01.2011 - 40,8%) |
57% |
свыше 7% |
Капитал банков к ВВП |
14-15% (на 1.01.2011 - 10,6%) |
12% |
11.5% |
Из таблицы 2 видно, что активы банковского сектора к ВВП и кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВП достигли своих запланированных значений, однако показатель капитала банков к ВВП ниже плана, поскольку при прочих равных условиях, отсутствовали дополнительные источники капитализации банковского сектора. «Стратегия развития банковского сектора на период до 2015г.» предусматривала рост основных показателей банковского сектора по отношению к ВВП, а банковский кредит рассматривается как драйвер повышения внутреннего спроса.
Является ли банковский кредит источником финансирования роста российских компаний? (рис.3.) Анализ показывает, что только 9% из общего объема их финансирования составляют средства кредитных организаций.
Рис. 3. Источники финансирования российских компаний, %
Кредиты российских банков реальному сектору экономики составляют лишь 40% ВВП, уступая Индии, Бразилии, Малайзии, Корее, Китаю (рис.4).
Рис. 4. Кредиты банков реальному сектору экономики, % к ВВП
Практика развития российской экономики в новейшей истории показала, что значительное превышение темпов роста активов банковской системы над темпами роста номинального ВВП приводит к структурным диспропорциям и к усилению рисков в финансовой системе.
Тенденцию значительного роста активов банков к ВВП хорошо видно на рис.5. (последний столбец).
Рис. 5. Динамика активов организаций, в том числе банков, % ВВП
Из таблицы 2 также видно, что проект «Стратегии развития финансового рынка на 2016-2018гг.» (далее «Стратегия») предусматривает ещё большее наращение темпов роста активов банковского сектора к
ВВП при одновременном значительном снижении темпов кредитования нефинансовым организациям и физическим лицам до 7%. Трехлетние показатели капитала банков к ВВП включают их небольшое снижение.
Условия могут измениться лишь при привлечении капитала, в том числе иностранного, что проблематично при снижающемся показателе возврата на капитал (ROE).
Что касается внешних заимствований (рис.6), то с введением санкций, российские банки ушли с внешних рынков, однако были направлены предложения в 25 зарубежных банков с целью покупки российских облигаций. Евробонды Российской Федерации в 2016 году могут быть выпущены либо одним выпуском, либо несколькими с разными сроками и валютами на общую сумму до 3 млрд. долл. США (235 млрд. руб.).
Динамика актквов организаций и некоторых кредитных финансовое организаций., % BEПIНа конец I полугодия 2015 года;
Рис. 6. Государственные внешние заимствования РФ, млн. долл. США
Из рис.4 видно, что наибольший объём заимствований планируется в 2016 году. По внутренним заимствованиям ситуация несколько иная (рис. 7)
Наибольшее количество внутренних заимствований планируется в 2017г.
Одним из направлений внутренних заимствований является использование сбережений физических лиц. По данным экспертов, общее количество денежных средств, хранящихся на «руках» физических лиц составляет порядка 24 трлн. руб.
В проекте «Стратегии» одной из приоритетных целей развития российского финансового рынка названо «содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию».
Использование финансовых инструментов долгового характера (облигации, кредиты, проектное финансирование); долевого характера (акции, стартапы) и гибридных инструментов (конвертируемые облигации и субординированные кредиты), названных в «Стратегии», не привязанных к количественным ориентирам, не способствует конкретизации и задает только направления развития.
Рис.7. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, тыс. рублей
Однако регулятор планирует ввести «прямые количественные требования», позволяющие больше инвестировать пенсионных накоплений и страховых резервов в акции и облигации. В настоящее время примерная доля операций коммерческих банков по инвестированию в акции составляет 3,2%, вексельное обращение - 6,1%, в облигации - 41%. Список российских и зарубежных инвестиционных банков, осуществляющих инвестиционно-банковскую деятельность на территории Российской Федерации, включает 25 банков, из которых российских банков чуть больше половины. Остальные российские банки являются учреждениями депозитно-кредитного типа, что не позволяет им осуществлять широкую инвестиционную деятельность в реальный сектор российской экономики.
Еще одним трендом в развитии банковской системы России является ее очищение от недобросовестных кредитных организаций. Часто такая политика называется зачисткой банков, но это только отчасти является правдой.
На ежемесячной основе Банк России отзывает лицензии у кредитных организаций с целью повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков и кредиторов, развития национальной экономики, борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов.
За период с 2010 по 2015 гг. Банк России лишил лицензий более 300 кредитных организаций и в перспективе 2-3 лет общее количество уменьшится до 300-400 кредитных организаций. Возможно, такая политики Банка России приведет к тому, что в России вообще останется несколько банков или один госбанк.
Уменьшение численности банков позиционируется как борьба с криминальными аспектами деятельности банков или псевдо-банков. По числу отнятых лицензий это похоже на правду, однако в сумме активов кредитных организаций с отнятыми лицензиями доля соответствующих банков - менее четверти. Основной объем «потерь» приходится на банки, у которых произошло нарушение нормативов и потеря капитала - т.е. на организации, которые сами по себе в обозримой перспективе перестали бы существовать.
Последнее время этот процесс замедлился ввиду кризиса и дефицита средств у АСВ для выплаты вкладчикам банков, однако вектор развития очевиден и сам процесс уменьшения количества банков остановлен не будет. В конечном итоге на российском рынке останутся только крупные игроки и несколько десятков узкоспециализированных банков.
Рис. 8. Банковская система результаты отзывов лицензий
Банковская система любой страны играет роль кровеносной системы в экономике. Поэтому следует понимать, что для оздоровления экономики страны нельзя обойтись только чисткой ее кровеносной системы. Для создания надежной и устойчивой экономики надо развивать промышленное производство и наукоемкие сферы производства, а одним регулированием финансовых рынков нужного результата не достичь. Проблемы в экономике страны всегда отражаются на банковском секторе и одним только регулированием проблему решить невозможно.
Современное регулирование финансовых рынков сводится к созданию единообразных требований ко всем участникам рынка, а также в контроле над их соблюдением. Но даже в таких условиях механизм может не работать, тогда надо анализировать ситуацию с точки зрения улучшения финансового климата страны, развития новых финансовых институтов и рынков.
В последние годы в России устоялось четкое мнение, что чем крупнее банк, тем он надежнее. В свою очередь мелкие и средние банки, являются слабыми игроками и приносят вред экономике и банковскому сектору.
В этой связи политика зачистки банковского сектора получила широкое распространение, однако отказ от мелких и средних банков привел к снижению конкуренции на рынке банковских услуг и усугубил территориальные диспропорции банковской сети в целом по стране. Традиционно в России наблюдалась концентрация финансовых учреждений в крупных городах, особенно в Москве, а столь массовое сокращение кредитных организаций еще больше усугубило эту диспропорцию (см. приложение 2).
Кроме этого, последние годы ознаменовались громкими отзывами лицензий у многих крупных банков. Многие из них проходят процедуру санации. Пришлось даже создавать мегасанатора для мегакрупных банков. В итоге крупные, надежные банки нуждаются в финансовом оздоровлении.
В таких условиях главной проблемой российского банковского сектора стало его огосударствление, что порождает частые обращения за помощью банков к государству. Достаточно вспомнить одну только программу докапитализации банков через облигации федерального займа на 1 трлн. рублей. Огосударствление и укрупнение банков ведет к концентрации банковских активов, что увеличивает риски возникновения крупных банкротств.
Но политика сокращения числа банков сохраняется, словно форма превалирует над содержанием, когда дело в количестве и размерах банков, а не в качестве проводимых операций, надежности активов и профессионализме менеджмента. Конечно, Банк России стремиться достичь именно такого результата и создать надежный и прозрачный банковский сектор в России, но путь к такому результату выбран особенный.
В таких условиях жесткого регулирования банковской деятельности наблюдается тенденция перетекания капиталов из банковской отрасли в микро-финансовую. Широкое распространение получают кредитные кооперативы, ломбарды и МФО. Вслед за капиталами в эту отрасль стали переходить банковские специалисты и менеджмент.
Таким образом, финансовый сектор России переживает великое переселение капиталов и кадров из макро-финансовой сферы в микро-финансовую. Классический банкинг, формировавшийся в современной России исчерпал себя, банковское дело вынуждено искать новые пути развития будь то в сфере финтехнологий или микрофинансирования.
Чтобы денежно-кредитная политика поддержала рост экономики в текущих неблагоприятных условиях, необходимо решиться на формирование тренда ключевой процентной ставки, ориентированного на показатели средней рентабельности активов заемщиков. Если продолжать ориентировать участников рынка в отношении тренда процентной политики на показатель инфляции, то интересы узкой группы рантье, экспортеров сырья и глобальных спекулянтов будут обеспечены в полном объеме, но при этом прочие виды экономической деятельности будут продолжать зависеть от бюджетных вливаний, субсидий и т.п. Кредиты в банках будут браться не для развития, а выживания без перспектив улучшения финансового состояния. Уже сегодня в таких видах деятельности, как обрабатывающие производства, строительство, торговля заемные средства используются, в основном, на пополнение оборотных средств, а не для реализации новых инвестиционных проектов. Для этих предприятий кредит становится фактором, в перспективе ухудшающим их общее финансовое состояние.