Файл: Дальневосточный федеральный университет (двфу) Школа экономики и менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента




«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой сервиса и туризма

С.В. Дубовицкий

«01» сентября 2011 г.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

100101.65 «Домоведение»
Форма подготовки Очная


Школа экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и туризма

Курс 1, семестр 1

Лекции - 17 час.

Практические занятия - 34час.

Семинарские занятия - 0 час.

Лабораторные работы - 0 час.

Самостоятельная работа – 119 час.

Всего – 170 час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы предусмотрены

Экзамен: 1семестр


  1. Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 г. № 291св/сп.).



Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка и литературы «01»июня . 2011 г. Проткол №10

Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М. «1» июня 2011 г.

Составитель (ли): ст. преподаватель Ковальчук Н.М.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента


« УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой сервиса и туризма

С.В. Дубовицкий

«1» сентября 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Русский язык и культура речи

100101.65 «Домоведение»
Форма подготовки Очная


Школа экономики и менеджмента

Кафедра сервиса и туризма

Курс 1, семестр 1

Лекции - 17 час.

Практические занятия - 34час.

Семинарские занятия - 0 час.

Лабораторные работы - 0 час.

Самостоятельная работа – 119 час.

Всего – 170 час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы предусмотрены

Экзамен: 1 семестр



  1. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 г. № 291св/сп.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы «01» 09. 2011г.

Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М. «1» июня2011 г.

Составитель (ли): ст. преподаватель _Ковальчук Н.М.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Курс русского языка и культуры речи нацелен на обучение студента умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Этим определяется значение данной дисциплины как для изучения всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, так и предметов профессиональной подготовки. Изучение любого курса в значительной степени зависит от умения студента воспринимать и продуцировать речь в рамках различных функциональных стилей русского литературы. Курс русского языка и культуры речи, обучая студента важнейшим приёмам работы с устным и письменным текстом, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.



Данный курс имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Филология, имея в качестве главной цели всестороннюю интерпретацию культуры народа, его языка и литературы, тесно связана со всеми науками гуманитарного цикла.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.

Для изучения курса русского языка и культуры речи особое значение имеет хорошее знание студентом таких дисциплин общегуманитарного цикла, как психология, философия, социология.

Содержание дисциплины "Русский язык и культура речи" опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.



  1. Цели освоения дисциплины

Научить выделять особенности речи в межличностном общении, различать стили речи, отработать навыки нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического слушания; дать представление о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры (в частности культуры делового общения). Рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение, научить выделять вербально-символические средства утверждения статуса в социальном взаимодействии.

Основные задачи курса:

  • охарактеризовать нормы современного русского литературного языка (как традиционную книжную, так и специальную, присущую официально-деловым текстам);

  • вычленить деловую сферу языка и сравнить используемые в ней языковые средства (их особенности) с языковыми средствами, характерными для других типов речи;

  • выявить способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста документа и его структурой (четкая и негибкая структура);

  • дать представление о тексте современного делового письма и способствовать формированию профессионального навыка составления деловых писем – в частности, грамотного расположения структурных частей делового письма, выбора языковых средств деловых писем различной функциональной отнесенности;

  • сформировать навыки связной и грамотной письменной речи.

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать
нормы современного русского литературного языка, языковые средства, характерные для разных стилей речи; особенности основных стилей русского литературного языка (разговорного, научного, делового, публицистического, художественного); правила оформления документов и речевой этикет письменной деловой речи; специфику устной публичной речи и основные виды аргументов; основные приемы поиска материалов, их организации и словесного оформления при устном выступлении.

Уметь: создавать основные виды учебного и научного текстов на базе научного стиля (в письменной и устной форме); уметь правильно составить деловой документ (заявление, служебную записку, деловое письмо и т.д.); построить и произнести небольшую речь информационного и аргументирующего характера; писать и говорить точно, логично, правильно, чисто, выразительно и уместно в соответствии с условиями речевой коммуникации;

Владеть навыками связной и грамотной письменной и устной речи


  1. Содержание лекционного курса.

Лекция 1 Предмет и задачи курса. Смежные дисциплины. Культура речи и речевая ситуация. Культура речи как показатель общей культуры личности. Основные требования к специалисту в сфере устной и письменной речи. (1 час)

Лекция 2


пп

Номер

раздела


Краткое содержание лекции / часы

1

1




2

2

Язык как общественное явление. Теории происхождения языка. Сущность языка. Функции языка. Язык как система

3

3

Речь как психофизическое явление. Сущность речи. Аспекты развития речи. Неречевые системы, влияющие на речь. Виды речевой деятельности. (1 час)

4


4

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Текст. Виды текста. Принципы построения текста. Признаки и особенности разных видов текста. (1 час)

5




Понятие о литературном языке. Средства словесной образности. Синтаксические фигуры. Звукопись. Понятие о полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. (1 час)

6

6

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковой нормы. Типология речевых ошибок. (1 час)

7

7

Внелитературные языковые формы: просторечия, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, сленг, жаргон, арго. (1 час)

8

8

Речевая коммуникация. Логические и психологические аспекты речи (1 час)

9

8

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. (1 час)

10

9

Функциональные стили языка

Понятие о функциональном стиле, принцип его выделения, функциональные стили современного русского литературного языка – разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. (1 час)

11

10

Разговорная речь

Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Специфика устной разговорной речи. (1 час)

12

11

Научный стиль

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. (1 час)

13

12

Речевые формы учебной и научной сфер деятельности. Научный доклад. (1 час)

14

13

Официально-деловой стиль

Сфера функционирования, жанровое разнообразие.

Языковые формы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и речь распорядительных документов. Язык и речь коммерческой корреспонденции. Язык и речь инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах. (1 час)

15

14

Публицистический стиль

Специфика стиля, жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публицистической речи. Воздействие на аудиторию в ходе устной публицистической речи. Убеждение аудитории с помощью аргументов различных видов. (1 час)

16

15

Подготовка и произнесение речи (публицистический стиль).

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Различные виды композиции речи. Средства связи частей текста, обеспечение логичности и связности речи. Словесное оформление публичного выступления Основные средства выразительности публичной речи (тропы, фигуры, антитеза, парадокс и т.д.). Понятность, информативность, точность и логичность публицистической речи. (1 час)

17

16

Художественный стиль. Лингвистические особенности. Понятия: образ, символ, тип. (1 час)



Содержание практических занятий (см. Методическую разработку для лабораторных и практических занятий №1: Русский язык и культура речи. Сост. Н.М.Ковальчук. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005, с.3.


п/п

Содержание практических занятий /часы

1

Контроль знания разделов русского языка. Упражнения по фонетике, орфоэпии, лексике, фразеологии, морфологии (определение рода существительных, склонение количественных числительных), синтаксису, орфографии (слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, -Н-НН- в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных и причастиях), пунктуации (знаки препинания в сложных и простых, осложненных, предложениях), стилистике.

(5 часов)

2

Причастные и деепричастные обороты, случаи их обособления. Правописание наречий. (4 часа)

3

Определение лексической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Распознавание в тексте некодифицированных языковых форм: архаизмов, историзмов, неологизмов, жаргона, сленга, просторечий, профессионализмов.

(5 часов)

4

Определение фразеологической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии. Характеристика устойчивых оборотов речи с точки зрения исконности, заимствования, книжности, разговорности, нейтральности, активности, пассивности. (4 часа)

5

Различение речевых и неречевых ошибок. Перевод разговорной речи в литературную. (4 часа)

6

Составление деловой документации. Частные документы: автобиография, заявление, доверенность, расписка, претензия. Внутренняя служебная документация: объяснительная и докладная записки, приказ, протокол, акт, должностная инструкция. Внешняя документация: деловые письма. (5 часов)

7

Составление делового выступления. Особенности устного выступления. Риторические приемы. (4 часа)

8

Тест (3 часа)