Файл: Дальневосточный федеральный университет (двфу) Школа экономики и менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа экономики и менеджмента
«УТВЕРЖДАЮ» |
Заведующий кафедрой сервиса и туризма |
С.В. Дубовицкий |
«01» сентября 2011 г. |
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
100101.65 «Домоведение»
Форма подготовки Очная
Школа экономики и менеджмента
Кафедра сервиса и туризма
Курс 1, семестр 1
Лекции - 17 час.
Практические занятия - 34час.
Семинарские занятия - 0 час.
Лабораторные работы - 0 час.
Самостоятельная работа – 119 час.
Всего – 170 час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы предусмотрены
Экзамен: 1семестр
-
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 г. № 291св/сп.).
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка и литературы «01»июня . 2011 г. Проткол №10
Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М. «1» июня 2011 г.
Составитель (ли): ст. преподаватель Ковальчук Н.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа экономики и менеджмента
« УТВЕРЖДАЮ» |
Заведующий кафедрой сервиса и туризма |
С.В. Дубовицкий |
«1» сентября 2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
Русский язык и культура речи
100101.65 «Домоведение»
Форма подготовки Очная
Школа экономики и менеджмента
Кафедра сервиса и туризма
Курс 1, семестр 1
Лекции - 17 час.
Практические занятия - 34час.
Семинарские занятия - 0 час.
Лабораторные работы - 0 час.
Самостоятельная работа – 119 час.
Всего – 170 час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы предусмотрены
Экзамен: 1 семестр
-
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2000 г. № 291св/сп.).
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы «01» 09. 2011г.
Заведующая (ий) кафедрой Крылова Г.М. «1» июня2011 г.
Составитель (ли): ст. преподаватель _Ковальчук Н.М.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ
Курс русского языка и культуры речи нацелен на обучение студента умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Этим определяется значение данной дисциплины как для изучения всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, так и предметов профессиональной подготовки. Изучение любого курса в значительной степени зависит от умения студента воспринимать и продуцировать речь в рамках различных функциональных стилей русского литературы. Курс русского языка и культуры речи, обучая студента важнейшим приёмам работы с устным и письменным текстом, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.
Данный курс имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Филология, имея в качестве главной цели всестороннюю интерпретацию культуры народа, его языка и литературы, тесно связана со всеми науками гуманитарного цикла.
Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.
Для изучения курса русского языка и культуры речи особое значение имеет хорошее знание студентом таких дисциплин общегуманитарного цикла, как психология, философия, социология.
Содержание дисциплины "Русский язык и культура речи" опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.
-
Цели освоения дисциплины
Научить выделять особенности речи в межличностном общении, различать стили речи, отработать навыки нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического слушания; дать представление о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры (в частности культуры делового общения). Рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение, научить выделять вербально-символические средства утверждения статуса в социальном взаимодействии.
Основные задачи курса:
-
охарактеризовать нормы современного русского литературного языка (как традиционную книжную, так и специальную, присущую официально-деловым текстам); -
вычленить деловую сферу языка и сравнить используемые в ней языковые средства (их особенности) с языковыми средствами, характерными для других типов речи; -
выявить способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста документа и его структурой (четкая и негибкая структура); -
дать представление о тексте современного делового письма и способствовать формированию профессионального навыка составления деловых писем – в частности, грамотного расположения структурных частей делового письма, выбора языковых средств деловых писем различной функциональной отнесенности; -
сформировать навыки связной и грамотной письменной речи.
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать
нормы современного русского литературного языка, языковые средства, характерные для разных стилей речи; особенности основных стилей русского литературного языка (разговорного, научного, делового, публицистического, художественного); правила оформления документов и речевой этикет письменной деловой речи; специфику устной публичной речи и основные виды аргументов; основные приемы поиска материалов, их организации и словесного оформления при устном выступлении.
Уметь: создавать основные виды учебного и научного текстов на базе научного стиля (в письменной и устной форме); уметь правильно составить деловой документ (заявление, служебную записку, деловое письмо и т.д.); построить и произнести небольшую речь информационного и аргументирующего характера; писать и говорить точно, логично, правильно, чисто, выразительно и уместно в соответствии с условиями речевой коммуникации;
Владеть навыками связной и грамотной письменной и устной речи
-
Содержание лекционного курса.
Лекция 1 Предмет и задачи курса. Смежные дисциплины. Культура речи и речевая ситуация. Культура речи как показатель общей культуры личности. Основные требования к специалисту в сфере устной и письменной речи. (1 час)
Лекция 2
№ пп | Номер раздела | Краткое содержание лекции / часы |
1 | 1 | |
2 | 2 | Язык как общественное явление. Теории происхождения языка. Сущность языка. Функции языка. Язык как система |
3 | 3 | Речь как психофизическое явление. Сущность речи. Аспекты развития речи. Неречевые системы, влияющие на речь. Виды речевой деятельности. (1 час) |
4 | 4 | Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Текст. Виды текста. Принципы построения текста. Признаки и особенности разных видов текста. (1 час) |
5 | | Понятие о литературном языке. Средства словесной образности. Синтаксические фигуры. Звукопись. Понятие о полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. (1 час) |
6 | 6 | Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковой нормы. Типология речевых ошибок. (1 час) |
7 | 7 | Внелитературные языковые формы: просторечия, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, сленг, жаргон, арго. (1 час) |
8 | 8 | Речевая коммуникация. Логические и психологические аспекты речи (1 час) |
9 | 8 | Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. (1 час) |
10 | 9 | Функциональные стили языка Понятие о функциональном стиле, принцип его выделения, функциональные стили современного русского литературного языка – разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. (1 час) |
11 | 10 | Разговорная речь Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Специфика устной разговорной речи. (1 час) |
12 | 11 | Научный стиль Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. (1 час) |
13 | 12 | Речевые формы учебной и научной сфер деятельности. Научный доклад. (1 час) |
14 | 13 | Официально-деловой стиль Сфера функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и речь распорядительных документов. Язык и речь коммерческой корреспонденции. Язык и речь инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах. (1 час) |
15 | 14 | Публицистический стиль Специфика стиля, жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публицистической речи. Воздействие на аудиторию в ходе устной публицистической речи. Убеждение аудитории с помощью аргументов различных видов. (1 час) |
16 | 15 | Подготовка и произнесение речи (публицистический стиль). Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Различные виды композиции речи. Средства связи частей текста, обеспечение логичности и связности речи. Словесное оформление публичного выступления Основные средства выразительности публичной речи (тропы, фигуры, антитеза, парадокс и т.д.). Понятность, информативность, точность и логичность публицистической речи. (1 час) |
17 | 16 | Художественный стиль. Лингвистические особенности. Понятия: образ, символ, тип. (1 час) |
Содержание практических занятий (см. Методическую разработку для лабораторных и практических занятий №1: Русский язык и культура речи. Сост. Н.М.Ковальчук. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005, с.3.
№п/п | Содержание практических занятий /часы |
1 | Контроль знания разделов русского языка. Упражнения по фонетике, орфоэпии, лексике, фразеологии, морфологии (определение рода существительных, склонение количественных числительных), синтаксису, орфографии (слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, -Н-НН- в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных и причастиях), пунктуации (знаки препинания в сложных и простых, осложненных, предложениях), стилистике. (5 часов) |
2 | Причастные и деепричастные обороты, случаи их обособления. Правописание наречий. (4 часа) |
3 | Определение лексической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Распознавание в тексте некодифицированных языковых форм: архаизмов, историзмов, неологизмов, жаргона, сленга, просторечий, профессионализмов. (5 часов) |
4 | Определение фразеологической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии. Характеристика устойчивых оборотов речи с точки зрения исконности, заимствования, книжности, разговорности, нейтральности, активности, пассивности. (4 часа) |
5 | Различение речевых и неречевых ошибок. Перевод разговорной речи в литературную. (4 часа) |
6 | Составление деловой документации. Частные документы: автобиография, заявление, доверенность, расписка, претензия. Внутренняя служебная документация: объяснительная и докладная записки, приказ, протокол, акт, должностная инструкция. Внешняя документация: деловые письма. (5 часов) |
7 | Составление делового выступления. Особенности устного выступления. Риторические приемы. (4 часа) |
8 | Тест (3 часа) |