Файл: Дальневосточный федеральный университет (двфу) Школа экономики и менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Образовательные технологии

Мониторинг

Фильм «Ю.М. Лотман об интеллигенции»

Посещение музея им. Арсеньева

Анализ текста по образцу

«Мозговой штурм»

«Круглый стол»

Составление эссе, резюме, рецензия

Доклады, сообщения
5. Учебно-методическое средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Содержание самостоятельной работы

1. Методические указания к контрольным работам №1: Русский язык и культура речи. Сост. Н.М.Ковальчук. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004, с.5

2. Методическую разработку для практических занятий №2: Русский язык и культура речи. Сост. Н.М.Ковальчук. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2005, с.18.)


№ пп

Содержание самостоятельной работы по Методическим указаниям №1, №2

1

Практическая работа №1

2

Практическая работа №2

3

Практическая работа №3

4

Практическая работа №4

5

Практическая работа №5

6

Практическая работа №6

7

Практическая работа №7

8

Практическая работа №8

9

Практическая работа №9


Содержание самостоятельной работы



Темы и разделы, вынесенные на

самостоятельную подготовку

Кол-во часов

Форма контроля

1

Русский язык в современном мире

2




2

Структура речевого акта и речевая стратегия.

Невербальные средства общения

2

Краткие сообщения на занятиях

3

Основные приемы поиска материала при подготовке публичного выступления

2

4

Логические и интонационно-мелодические закономерности речи

2

5

Из истории русского делового письма

2

6

Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи

2

7

Требования к оформлению реквизитов документов

2

8

Унификация языка деловых бумаг

2




9

Новые тенденции в практике русского делового письма

2




10

Этикет делового телефонного разговора

2




11

Методы и тактика ведения переговоров

2




12

Перехват инициативы в деловом общении. Типы вопросов

2




13

Особенности устной научной речи. Доклад, сообщение как устные научно-информативные жанры

2




14

Особенности композиции, рубрикации и абзацного членения научного текста

2




15

Разговорная речь и ее особенности. Официально-деловой стиль и его особенности

2




16

Понятность речи (профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, иностранные слова). Чистота речи. Разнообразие речи

2




17

Требования, предъявляемые к информативности и логичности речи

2




18

Типы речей, их цели, задачи, языковое оформление

2






Вопросы для итогового контроля

  1. Соотношение понятий «язык» и «речь».

  2. Качества хорошей речи.

  3. Основные единицы речевого общения.

  4. Эффективность речевого взаимодействия.

  5. Русский литературный язык: понятие и основные исторические этапы его становления.

  6. Нормы произношения (орфоэпические нормы).

  7. Морфологические нормы.

  8. Функциональные особенности научного стиля.

  9. Подстили и жанры научного стиля.

  10. Характерные черты и подстили разговорного стиля.

  11. Языковые особенности разговорного стиля.

  12. Сфера применения и основные черты официально-делового стиля.

  13. Основные подстили и жанры официально-делового стиля.

  14. Язык и стиль распорядительных документов.

  15. Особенности оформления частных деловых бумаг.

  16. Типы речевых ошибок.

  17. Деловое письмо (виды деловых писем, требования к тексту).

  18. Подстиль современных средств массовой информации.

  19. Речевой этикет в документе.

  20. Особенности устной публичной речи.

  21. Функциональные особенности художественного стиля.

  22. Аргументация. Логические и психологические аргументы.

  23. Подготовка публичного выступления.

  24. Эпидейктическая или протокольная речь, правила её составления.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Литература для самостоятельной работы
Основная рекомендуемая литература:


  1. Введенская, Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. М.: МарТ , 2008 - 512с.

  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 384 с.

  3. Культура русской речи: учебник для вузов /[С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, В. П. Даниленко и др.; сост.: С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, Е. В. Карпинская и др.]; отв. ред.: Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка. – М.: Норма, 2009. – 549 с.

  4. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие /Г. В. Анисимова; Дальневосточный государственный университет, Институт менеджмента и бизнеса. –Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2010. – 139 с.

  5. http://www.znanium.com/bookread.php?book=148732


усский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова; Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). - М.: Форум, 2009. - 295 с.:


  1. http://www.znanium.com/bookread.php?book=149899

Русский язык и культура речи: история, теория, практика: Учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 267 с.:


  1. http://www.znanium.com/bookread.php?book=153656Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М.: ИД РИОР, 2009. - 160 с.:



Дополнительная литература:


  1. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М.: Высш. шк., 2001

  2. Данцев, А. А., Нефедова, Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов: Учебник для техн. направлений и спец. вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2011. 320 с.

  3. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи: учеб./ М.: Гардарики, 2008. – 413 с.

  4. Попов,а Е. С. Нормы современного русского языка: Практикум. Екатеринбург: УГГУ, 2008. 30 с.

  5. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке /Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 361 с.

  6. Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация: учебник: М.: ИНФРА-М, 2008. – 270 с.

  7. Иванова, Т.Ф., Черкасова, Т.А. Русская речь в эфире: комплексный справочник: - М.: Рус. яз., 2008.– 345 с.

  8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: словарь-справочник: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. 224 с.

  9. Штрекер, Н.Ю. Русский язык. Культура речи: учеб. пособие: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 383 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

  10. Джеси Ламертон. Учитесь говорить: – М.: АСТ Астрель, 2008. – 200 с.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента



КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Русский язык и культура речи

100101.65 «Домоведение»










Владивосток 2011



Тестовые задания для контроля остаточных знаний студентов





Выберите ОДИН правильный вариант.



Вопрос

Варианты ответов

1.

Литературная норма – это…

А) естественно сложившаяся знаковая система, служащая для общения людей;

Б) способность говорить и сам процесс говорения, речевая коммуникация;

В) правила речевого пользования, установленные большинством говорящих на русском языке и регламентированные (кодифицированные) лингвистическими словарями, справочными пособия;

Г) искусственно сложившаяся знаковая система, служащая для общения людей.

2.

Литературный язык – это…

А) отшлифованная мастерами художественного слова форма общенационального языка;

Б) все многообразие литературных и внелитературных средств;

В) невербальные средства общения;

Г) разновидность общенационального языка, которая служит средством общения для представителей определенной общественной группы.

3.

Древнерусский (общевосточнославянский) язык – это разговорный язык…

А) древних греков;

Б) восточных славян;

В) западных славян;

Г) южных славян.


4.

Основоположником российской филологии является…

А) А.С. Пушкин;

Б) М.В. Ломоносов;

В) А.П. Сумароков;

Г) М. Горький.

5.

Первым нормативным руководством по правильному словоупотреблению и произношению в России является…

А) «Российская газета»;

Б) «Российская риторика»;

В) «Российская поэтика»;

Г) «Российская грамматика».

6.

Неприятие, решительный отказ от новшеств и изменений в речи – это…

А) языковой радикализм;

Б) языковой пуризм;

В) языковое новаторство;

Г) языковой нигилизм.

7.

Он стремился создать один язык «для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут»…

А) А.С. Шишков;

Б) В.Г. Белинский;

В) Н. М. Карамзин;

Г) К.С. Аксаков.

8.

Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»…

А) М.В. Ломоносов;

Б) В.И. Даль;

В) Г.О. Винокур;

Г) Д.Н. Ушаков.

9.

Словарь, отражающий языковую реальность Советского государства, - это словарь…

А) «Словарь Академии Российской»;

Б) «Словарь языка Пушкина»;

В) «Словарь древнерусского языка»;

Г) «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова.

10.

Автор однотомного словаря русского языка…

А) С.И. Ожегов;

Б) Л.В. Щерба;

В) В.В. Виноградов;
Г) Н.М. Шанский.

11.

Особая область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, - это…

А) стилистика;

Б) культура речи;

В) риторика;

Г) поэтика.

12.

Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора…

А) нижегородского;

Б) петербургского;

В) московского;

Г) ленинградского.

13.

Хорошее произношение, дикция, темп речи, ее громкость, внятность – это…

А) лексическая выразительность;

Б) фонетическая выразительность;

В) стилистическая выразительность;

Г) фразеологическая выразительность.

14.

В России
школой общепринятого произношения и хранителем орфоэпических
традиций всегда был (было)…

А) кино;

Б) телевидение;

В) Интернет;

Г) театр.

15.

Мудрое изречение: «Да не будет слово твое пусто и молчание твое бессловесно» принадлежит…

А) К.С. Станиславскому;

Б) Л.В. Щербе;

В) С.Я. Маршаку;

Г) К.И. Чуковскому.

16.

В зависимости от цели высказывания практически в каждой фразе мы можем выделить любое важное для нас слово. Это называется…

А) фонетическим ударением;

Б) грамматическим ударением;

В) логическим ударением;

Г) психологическим ударением.

17.

К.С. Станиславский писал, что этот знак препинания «точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения неоконченной фразы».

А) точка;

Б) запятая;

В) двоеточие;

Г) тире.

18.

Архаизмы – это…

А) устаревшие слова;

Б) новые слова;

В) слова актуальной лексики;

Г) заимствованные слова.

19.

Неумеренным словотворчеством отличались…

А) пуристы XIX века;

Б) пушкинисты XX века;

В) лингвисты XIX века;

Г) футуристы XX века.

20.

Умение находить и использовать нужные слова и обороты речи в свойственном им значении – это…

А) фонетические нормы;

Б) морфологические нормы;

В) лексико-фразеологические нормы;

Г) стилистические нормы.

21.

Имеют два и более лексических значения…


А) однозначные слова;

Б) многозначные слова;

В) паронимы;

Г) омонимы.

22.

«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней. Именно поэтому одни всегда стремятся притуплять язык, другие — оттачивать его».

Эти слова принадлежат:
А) М. Горькому;

Б) В. Хлебникову;

В) В. Маяковскому;

Г) И. Северянину.

23.

В каком варианте ударение падает на последний слог во всех словах ряда?

А) бензопровод, блокировать, бочковый;

Б) дефис, диоптрия, диспансер;

В) газированный, генезис, глазированный

Г) задолженность, задолго, заключенный (в тюрьму).

24.

В каком варианте ударение падает на первый слог во всех словах ряда?


А) искони, исконно, исподволь;

Б) каучук, квартал, коклюш;

В) наголо (стричь), наскоро, начал;

Г) догмат, договор, донельзя.

25.

Говорить обиняками, не касаясь сути дела – это значение соответствует фразеологизму…

А) ходить вокруг да около;

Б) давать волю языку;

В) боек на язык (на слова);

Г) во всю глотку.

26.

Собирательное название клише и штампов, которые обедняют русскую речь, лишая ее естественности, простоты, доступности, - это…

А) канцелярит;

Б) омонимия;

В) семантизация;

Г) паронимия.

27.

Немотиви­рованные повторы однокоренных слов в предложении – это…

А) плеоназм;

Б) тавтология;

В) многосоюзие;

Г) градация.

28.

Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

В данном фрагменте А.С. Пушкин использует…

А) оксюморон;

Б) окказионализм;

В) метафору;

Г) эллипсис.

29.

Совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении – это…

А) стилистика;

Б) фразеология;

В) лексикология;

Г) грамматика.

30.

Заимствованные существительные, обозначающие животных и птиц типа кенгуру, какаду, относят к … роду безотносительно к полу животного

А) среднему;

Б) мужскому;

В) женскому роду;

Г) общему.

31.

Глаголы типа лягу, кладу, лихоражу, награжу, наплещу, налягу – это…

А) рекомендуемые формы;

Б) нерекомендуемые формы;

В) допустимые формы;

Г) устаревшие формы.

32.

Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя

А) соответствуют современной норме;

Б) допустимы современной нормой;

В) не соответствуют современной норме;

Г) имеют иностранное происхождение.

33.

Найдите ВЕРНЫЙ вариант

А) согласно распоряжения;

Б) благодаря случаю;

В) наперекор желания:

Г) вопреки замечания.

34.

Найдите НЕВЕРНЫЙ вариант

А) На это было истрачено около четыреста-пятьсот долларов;

Б) Я ознакомился с семьюстами пятьюдесятью тремя страницами учебника;

В) Семьюдесятью семью грамотами награждены участники городской олимпиады;

Г) В двух тысячах пятистах километрах к югу находится зона лесного пожара.

35.

Сложное синтаксическое построение, объединяющее группу распространенных предложений с подробным развитием мысли – это…

А) словосочетание;

Б) группа слов;

В) предложение;

Г) период.

36.

Предложение является словесным выражением мысли в лингвистической концепции…

А) М.В. Ломоносова;

Б) А.А. Шахматова;

В) К.С. Аксакова;

Г) В.И. Даля.

37.

Намеренное расчленение текста на самостоятельные части - это…

А) номинация;

Б) метафоризация;

В) парцелляция;

Г) десемантизация.

38.

Обратный порядок слов, нарушение общепринятой последовательности слов в предложении – это…

А) инверсия;

Б) градация;

В) повтор;

Г) метонимия.

39.

Автор выражает противоположные понятия, соединив их в определенном контексте, с помощью…

А) эпифоры;

Б) антитезы;

В) анафоры;

Г) перифразы.

40.

«Козулина вы не знаете; для вас, быть может, он ничтожество, нуль, для нашего же брата, не парящего высоко над небесами, он велик, всемогущ, высокомудр».

Какую фигуру экспрессивного синтаксиса использует А.П. Чехов в этом предложении?

А) зевгма;

Б) антитеза;

В) анафора;

Г) градация.

41.

Отныне мы разделены …

как сытый и голодный,

как спящий и неспящий,

лежащий и летящий,

разделены с тобой,

как мертвый и живой…

Какую фигуру экспрессивного синтаксиса использует В. Тушнова в этом предложении?

А) антитезу;

Б) эпифору;

В) анафору;

Г) перифразу.

42.

Синтаксические нормы – это…

А) правила грамматического разбора синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений);

Б) правила лексико-фразеологического анализа синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений);

В) правила коммуникативного анализа слов и словосочетаний;

Г) правила построения синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений).

43.

Раздел языкознания, изучающий систему стилей речи, описывающий нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях общения, в разных видах и жанрах письменности, называется…

А) стилистика;

Б) поэтика;

В) риторика;

Г) фразеология.

44.

Специальные указания в словаре на стилистическую окраску слова, сферу его употребления – это…

А) фонетические пометы;

Б) стилистические пометы;

В) грамматические пометы;

Г) лексические пометы.

45.

Языковые средства (в основном лексика), со сниженной экспрессивной окраской, грубые слова – это…

А) литературная лексика;

Б) территориальные диалекты;

В) просторечие;

Г) заимствования.

46.

Система языковых средств, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни), - это…

А) социально-функциональная характеристика русского языка;

Б) функциональные стили современного русского языка;

В) стилистическая окраска слов русского языка;

Г) система грамматических помет.

47.

Книжные стили – это…

А) художественный, разговорный, публицистический;

Б) официально-деловой, художественный, разговорный;

В) разговорный, официально-деловой, научный;
Г) научный, официально-деловой, публицистический.

48.

Данный стиль реализуется в языке средств массовой информации и несет в себе функцию воздействия…

А) публицистический;
Б) художественный;

В) разговорный;

Г) административно-правовой.

49.

Данный стиль регулирует различные сферы жизни: общественную, политическую, экономическую, финансовую…

А) методический;

Б) официально-деловой;

В) художественный;

Г) научный.

50.

Метафора – это…

А) открытое сравнение;

Б) незаконченное сравнение;

В) скрытое сравнение;

Г) противопоставление.

51.

Замена словом словосочетания типа «царь зверей» (лев), «третий Рим» (Москва) – это…

А) эпитет;

Б) перифраза;

В) литота;

Г) гипербола.

52.

Разновидность метонимии, состоящая в переносе названия с части на целое или с целого на часть типа «Сергей Петрович – всеми уважаемое лицо в нашем вузе» - это...

А) синекдоха;

Б) перифраза;

В) эпитет;

Г) гипербола.

53.

«Я глядел в спину архивариуса, и мне казалось, что эта спина не плачет только потому, что боится нарушить общую тишину».

Какой троп использует А.П. Чехов в этом предложении?

А) эпитет;

Б) перифраза;

В) синекдоха

Г) гипербола.

54.

Милый куст,

пропыленный,

жарой опаленный…

до чего ты сейчас

неказист и уныл…

Какой троп использует В. Тушнова в этом предложении?

А) литота;

Б) олицетворение;

В) сравнение;

Г) гипербола.

55.

Краткое изложение в письменной форме чего-либо (главы учебника, курса лекций и т.д.) - это…

А) конспект;

Б) доклад;

В) научное сообщение;

Г) устное выступление.

56.

Студент должен показать свои знания по определенной теме на основе обзора литературы (несколько источников информации) в процессе написания…

А) курсовой работы;

Б) реферата;

В) доклада;
Г) тестов.

57.

К числу требований к научно-исследовательской работе в вузе относятся…


А) четкость и логическая последовательность в раскрытии темы,

конкретность в изложении материала;

Б) страстность и эмоциональность в защите собственных доводов, даже если они и не обоснованы;

В) взвешенность и убедительность аргументации, независимо от допущенных нарушений литературных норм;

Г) безликость, сухость, примитивность.

58.

Предмет ее изучения – это языковая среда человека и общества, прежде всего проблемы языковой (речевой) деградации, а также языковой (речевой) реабилитации…

А) лингвистическая география;

Б) лингвистическая статистика;

В) лингвистическая экология;

Г) лингвистическая схоластика.

59.

Наука об ораторском искусстве – это…

А) риторика;

Б) поэтика;

В) стилистика;

Г) этика.

60.

Совокупность словесных форм учтивости, вежливости – это…

А) речевой акт;

Б) речевой этикет;

В) речевой такт;

Г) речевой цинизм.

61.

Основополагающими принципами современного речевого этикета являются…

А) вежливость, тактичность, внимательность;

Б) эгоцентризм, морализаторство, пунктуальность;

В) отстраненность, корректность, скромность;

Г) искусственность, краснобайство, начетничество.

62.

Грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений – это…

А) речевая политика;

Б) речевая отстраненность;

Б) речевая толерантность;

Г) речевая агрессия.

63.

Риторика возникла в…

А) V в. до н.э.;

Б) I в. н.э.

В) XVIII в.

Г) XX в.

64.

Расцвет риторики в Древней Греции стал возможен благодаря красноречию…


А) богословско-церковному;

Б) профессиональному;

В) судебному;

Г) экономическому.

65.

Этот философ задавал наивные вопросы, загоняющие в тупик «мудрецов», подталкивая их на путь перехода от мнимого всезнания к плодотворному «незнанию» и подлинному знанию.

А) Платон;

Б) Аристотель;

В) Гомер;

Г) Сократ.

66.

НЕ ОТНОСИТСЯ к основным видам красноречия…


А) социально-политическое;

Б) административно-правовое;

В) академическое;

Г) социально-бытовое.

67.

«Чего ж удивляться, ежели очи Елены, телом Париса плененные, страсти стремление, битвы любовной хотение в душу ее заронили! … Эрос, будучи богом богов, божественной силой владеет, – как же может много слабейший от него и отбиться, и защититься! А … любовь – болезней людских лишь страданье, чувств душевных затменье, то не как преступленье нужно ее порицать, но как несчастья явленье считать».

Какой подчинительный союз пропущен в этом фрагменте из речи Горгия «Похвала Елене»?
А) если;

Б) как будто;

В) когда;

Г) потому что.

68.

Софизмом является высказывание…

А) Я люблю Россию до боли сердечной;

Б) Хочешь мира – готовься к войне;

В) Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего;

Г) Я знаю, что я ничего не знаю. А они не знают и этого.

69.

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета». Эти слова принадлежат…

А) Сократу;

Б) Платону;

В) Аристотелю;

Г) Цицерону.

70.

Катилинарии принесли политическую и риторическую славу …

А) Цицерону;

Б) Катону;

В) Горгию;

Г) Лисию.

71.

Труд М.В. Ломоносова об ораторском искусстве назывался…

А) «Грамматика»;

Б) «Риторика»;

В) «Филология»;

Г) «Историография».

72.

Фундаментальное основание языковой культуры – это…

А) этика речи;

Б) речевая точность;

В) правильность речи;

Г) напыщенность речи.

73.

Умение пользоваться ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения – это …

А) доступность речи;

Б) нормативность речи;

В) эстетика речи;

Г) сложность речи.

74.

«Лукавое око телевизора все уверенней превращает читателей в зрителей, а это плохо, очень плохо, ибо поп-культура никогда не заменит истинной культуры, носителем которой является …» (Ю. Нагибин)

Завершите данное высказывание…

А) Интернет;

Б) книга;

В) монитор компьютера;

Г) Яндекс.

75.

2007 год был объявлен в России Годом…

Завершите данное высказывание…

А) книги;

Б) культуры;

В) русского языка;

Г) математики.

76.

«В семье должен царить культ … : все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски…» (И. Ильин).

Завершите данное высказывание…

А) еды;

Б) личности;

В) кино;

Г) родного языка.

77.

«Язык … дестабилизирует общество, мешает консолидации людей, мешает взаимопониманию» (Ю. Сафонова)

Завершите данное высказывание…

А) вражды;

Б) школы;

В) согласия;

Г) политиков.

78.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Какой фонетический прием использует Ф.И. Тютчев в данном отрывке?

А) иносказание;

Б) аллитерация;

В) парцелляция;

Г) градация.

79.

Предлагаемая книга представляет собой опыт универсального справочника по культуре русской речи.

В ней автор стремится систематизировать нормы современного русского языка. Им показаны также наиболее трудные случаи употребления слов, оборотов, речи, фразеологических единиц.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Какой жанр научного стиля представлен в данном тексте?
А) аннотация;

Б) рецензия;

В) отзыв;

Г) доклад.

80.

В одной из юмористических телепередач звездам эстрады было предложено объяснить значение определенного слова, т.е. сделать это опосредованно, не называя самого слова. Однако предлагаемые в конкурсе слова оказались для участников, увы, совершенно незнакомыми. Так, одна из певиц была абсолютно убеждена, что … - это громкий крик (очевидно, у нее это слово ассоциировалось со словом вопль); другая же без тени сомнения решила, что … - это название дерева (тоже, очевидно, по созвучию со словом вяз). (В.Ф. Познин)

Какие слова не знают звезды нашей эстрады?

А) толь, коль;

Б) сыпь, князь;

В) выпь, бязь;

Г) моль; воль.

81.

План – это перечень основных элементов речи, расположенных в соответствии с замыслом выступления и оформленных текстуально. Замысел речи может быть индуктивным (рассуждение от частного к общему) и дедуктивным (рассуждение от общего к частному).

Определите, к какому стилю относится данный текст?
А) научный;

Б) публицистический;

В) агитационный;

Г) официально-деловой.

82.

Иван Антонович вздохнул облегченно и откинулся, улыбаясь и потягиваясь на спинку дивана. Он был один в комфортабельном купе спального вагона. Проводник тем временем разносил чай и ванильные сухарики в хрустящей пергаментной обертке. Уже около четырех часов приехали в Тулу.

Определите, к какому функционально-смысловому типу речи принадлежит данный текст?
А) описание;

Б) повествование;

В) рассуждение;

Г) ознакомление.

83.

Как отучить жителей Белграда от привычки жевать резинку и плеваться ею на пол? Стражи порядка вывесили объявление, согласно которому запрещается вход в здание с жевательной резинкой во рту. Но любителям «Орбита» и «Дирола» не стоит переживать. Серьезно наказывать нарушителя никто не станет. Юридической силы запрет не имеет.

Определите, к какому стилю относится данный текст?
А) риторический;

Б) описательный;

В) публицистический;

Г) официально-деловой.

84.

На Коротаеве были лаковые сапоги, синие шаровары и синяя тужурка с сборками на талии. Сам он был плотный, хорошо сложенный мужчина – «одно из славных русских лиц». Прибавьте к этому нежные, белые руки и перстень с крупной бирюзой на правом мизинце – и вы поймете, почему Коротаев еще до сих пор производит неизгладимое впечатление на уездных барышень.

Определите, к какому функционально-смысловому типу речи принадлежит данный текст?

А) восхваление;

Б) повествование;

В) рассуждение;

Г) описание.

85.

Короткие и броские рекламные призывы или пропагандистские лозунги (девизы) – это…

А) слоганы;

Б) эпитеты;

В) параллелизмы;

Г) парадоксы.

86.

Онисошлись. Волнаикамень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Какие лексические ресурсы используются автором в этом фрагменте?
А) синонимы;

Б) омонимы;

В) антонимы;

Г) паронимы.

87.

Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает,взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш.

Какие лексические ресурсы используются автором в этом фрагменте?

А) антонимы;

Б) паронимы;

В) омонимы;

Г) синонимы.

88.

Умение понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника – это…

Данный фрагмент документа относится к жанрам:

А) тактичность, терпимость (речевая толерантность);

Б) тактичность, речевая точность;

В) терпимость (речевая толерантность), дискуссионность;

Г) грубая полемика, перепалка.

89.

Да и пожрем же мы сейчас, братцы! - мечтал вслух именинник.- Страсть как пожрем! Женка пирог приготовила. Сам вчера за мукой бегал. Коньяк есть... воронцовская... Жена, небось, заждалась!

В этом фрагменте герой рассказа А.П. Чехова использует:

А) художественную лексику;

Б) диалектную лексику;

В) книжную лексику;

Г) просторечную лексику.

Выберите ДВА правильных варианта.

90.

НЕ СООТВЕТСТВУЮТ литературной норме предложения…

А) Я купил новую тюль;

Б) Устав после занятий, мне не читалось;

В) Мы узнали о случившемся из газет;

Г) После этих фраз мы ощущаем эмоциональный дискомфорт.

91.

Грамматические ОШИБКИ допущены в предложениях…

А) привести примеры о работе ученых;

Б) соединение элементов;

В) случившаяся поездка;

Г) благодаря болезни.

92.

К числу речевых клише официально-делового стиля относятся…

А) по семейным обстоятельствам;

Б) вопреки требованиям;

В) блестящая победа;

Г) переступил порог школы.

93.

Лексические ОШИБКИ допущены в сочетаниях…

А) военная кампания;

Б) бесчестные орды кочевников;

В) первая премьера;

Г) сувениры на память.

94.

Для книжных стилей характерно употребление фразеологизмов…

А) темна вода в облацех;

Б) несолоно хлебавши;

В) как с гуся вода;

Г) нить Ариадны.

95.

Для просторечия характерно употребление фразеологизмов…

А) играть роль;

Б) до фонаря;

В) иметь значение;

Г) с жиру беситься.

96.

Для разговорного стиля характерны…

А) непринужденный характер изложения;

Б) использование просторечной лексики;

В) монологичность изложения;

Г) сложный синтаксис.

97.

Публицистический стиль характеризуют…

А) метафоричность;

Б) функция воздействия;

В) газетизмы;

Г) вульгарность.

98.

«Состоялась премьера спектакля «Белая гвардия». Прославившийся пристрастием к пиву Александр Семчев, несмотря на свои габариты, умудрился влезть в шкуру Лариосика — смелое, неожиданное назначение режиссера, сумевшего обнаружить в столь огромном, тучном теле актера трепетную, детскую душу, которая, как и души всех этих закалившихся порохом и водкой офицеров, жаждет любви. Рядом с красивой, грациозной Еленой (Наталья Рогожкина) неуклюжий в своих движениях и признаниях герой Семчева выглядит столь смешным, сколь и трогательным».

В данном тексте автор использует:

А) антитезу и иронию;

Б) параллелизм и иронию;

В) литоту и сарказм;

Г) эпитеты и иронию.

99.

ВЕРНО употреблены деепричастные обороты

А) Поезд замедлял ход, подходя к станции;

Б) Поднявшись на вершину горы, мы увидели море;

В) Нарушив трудовой договор, работник будет уволен;

Г) Катаясь на велосипеде, Ваше здоровье укрепляется.

100.

Для малообразованных людей характерно употребление просторечия типа…

А) красивые бре[ло]ки, констатировать;

Б) бесс[е]ребреник, прАвы;

В) руб[е]ль, дерма[н]тин;

Г) ихние, хочут.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа экономики и менеджмента