Файл: Курсовая работа по дисциплине Внешнеэкономическая деятельность предприятия.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации внешнеэкономической деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий в России
1.3 Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия
2. Анализ и оценка уровня финансовой безопасности в сфере внешнеторговой деятельности
2.1 Анализ основных показателей финансовой безопасности России
2.2 Уровень финансовой устойчивости России в сфере внешнеторговой деятельности
1.3 Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия
Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия осуществляется за счет использования стратегических, финансовых, организационных, инфраструктурных, логистических, информационных, маркетинговых и производственных инструментов.
Организация управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) предприятия определяется, прежде всего, его отраслевой принадлежностью. Выбор форм организации службы внешнеэкономической деятельности определяется различными факторами [9, c.18-21]:
‒ мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда;
‒ степень интернационализации производственной деятельности;
‒ способы сбыта продукции компании: самостоятельные экспортные операции или через посредников;
‒ размер предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, определяющие количественные параметры службы управления внешнеэкономической деятельностью;
‒ экономические операции за границей носят постоянный характер или осуществляются на разовой основе.
В зависимости от этих факторов компании используют различные способы организации внешнеэкономической деятельности:
‒ отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятия (встроенный, специальный);
‒ внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений, в ряде случаев с правами юридического лица;
‒ при посредничестве зарубежных отраслевых экономических объединений;
‒ через компании-учредители, специализированные внешнеэкономические корпорации системы Минкоммерции;
‒ через услуги иностранных посредников.
При постоянном характере экспорта и других внешнеэкономических операций, с ориентацией на расширение, в состав компании должна входить профессиональная служба ВЭД, в зависимости от объема функций, которая может быть отделом ВЭД, интегрированным или специальным, а для более крупных операций - внешнеторговая компания.
Департамент внешнеэкономической деятельности является структурным подразделением предприятия и выполняет функции управления внешнеэкономической деятельностью. Его основными задачами являются: планирование внешнеэкономической деятельности; участие в определении экспортных цен; искать новые экспортные заказы; контроль за выполнением обязательств, вытекающих из заключенных договоров; анализ эффективности операций; организовывать и участвовать в
переговорах с потенциальными клиентами; управление экспортным потенциалом компании; контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенного оформления и перевозки товаров на экспорт; валютный контроль, анализ претензий; изучить конъюнктуру зарубежных рынков; сбор информации о конкурентах; подготовка предложений по рекламным кампаниям, участию в выставках, ярмарках; разработка проектов стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия с привлечением иностранных инвестиций.
При интегрированной форме организации в отделе сосредоточено только выполнение основных функций, остальные необходимые функции выполняются в соответствующих отделах. Особая форма организации предполагает выполнение Департаментом внешнеэкономической деятельности всех необходимых функций, в том числе валютно-финансовых.
С увеличением объема внешнеторговых операций, их усложнением, отдел внешнеэкономической деятельности трансформируется во внешнеторговые компании (ВТФ). ВТФ формируются внутри крупных объединений с большой долей экспортоориентированного производства, крупных импортных закупок и инвестиционных проектов.
Функции определяют конкретную организационную структуру. Из-за разнообразия детальных целей, задач и условий не может быть единой структуры предприятий.
Если рассматривать промышленные предприятия, активно занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, то внешнеторговый аппарат в основном существует в двух формах: как часть внутренней производственной структуры в виде внешнеэкономического ведомства, и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой компании.
Если рассматривать наиболее распространенную форму внешнеторгового аппарата – внешнеэкономический отдел, то он тоже может быть, в свою очередь, поделен на два блока – business development (с англ. развитие бизнеса) и trading office (с англ. торговый офис).
Рис. 1. Схема устройства внешнеэкономического отдела [22]
Trading office отвечает за основную производственную функцию отдела внешнеэкономической деятельности: реализация товаров, импортно-экспортные операции, в том числе деятельность компании по договорам на переработку сырья/материалов, давальческие операции.
Сотрудники этого подразделения работают с действующими контрагентами компании. Основные функции специалистов торгового блока:
1. В сфере подготовки и исполнения внешнеэкономических контрактов.
‒ преддоговорное изучение цен на товары и услуги;
‒ подготовка проектов контрактов на экспорт/импорт;
‒ подготовка документов для таможенного декларирования товаров/взаимодействие с таможенным представителем;
‒ контроль за выполнением условий экспортно-импортных контрактов;
‒ контроль за соблюдением валютного законодательства, устава, в том числе за правильным оформлением паспортов сделок, внесение в них изменений;
‒ согласование вопросов исполнения договоров с другими структурными подразделениями предприятия;
‒ меры по сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями в части ведения необходимой переписки по вопросам выполнения условий контрактов;
‒ взаимодействие с торгово-промышленной палатой и получение сертификатов происхождения товаров;
‒ взаимодействие с Государственной инспекцией пробирного надзора и получение Актов государственного контроля.
2. В сфере установления, поддержания и развития внешнеэкономических связей:
‒ участие в подготовке встреч и переговоров с представителями иностранного частного и государственного сектора по вопросам двустороннего сотрудничества;
‒ разработка и реализация программ посещения предприятий и городов представителями иностранных организаций.
Второй блок – business development. Данная подструктура работает над установлением, поддержанием и развитием торгово-экономических, производственных, научно-технических связей с зарубежными организациями частного и государственного секторов с целью расширения географии деятельности компании и сферы влияния.
Выходя на зарубежный рынок, компания оказывается в условиях жесткой международной конкуренции. В этих условиях эффективная работа возможна только при использовании современных методов управления, в том числе маркетинга. Это касается в первую очередь предприятий, работающих на высококонкурентном рынке с несколькими сотнями и даже тысячами компаний.
Под маркетингом понимается система управления внутри предприятия, направленная на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к товару с целью более обоснованного направления научно-технической и производственно-сбытовой деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции. продукции для обеспечения запланированной прибыли. Рыночная конкуренция заключается в том, что вся деятельность предприятия, включая научно-технические исследования, производство, инвестиции, финансирование, программы использования рабочей силы, а
также программы сбыта, обслуживания и т. д., основывается на текущем состоянии потребительского спроса и его развитии. предвидеть сдвиги в перспективе. Принципиальных различий между маркетингом для внутреннего и внешнего рынков нет. В обоих случаях используются разнообразные методы, средства, приемы и принципы маркетинговой деятельности. Однако при ведении бизнеса необходимо учитывать особенности зарубежных рынков.
Зарубежные рынки предъявляют больший спрос к предлагаемым им товарам, их упаковке, обслуживанию, рекламе и т. д. это связано с острой конкуренцией между фирмами, производящими товары, и преобладанием «рынка покупателя», т.е. большим превышением предложения над спросом.
Изучение зарубежных рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, так как требует изучения большого объема информации из различных источников.
Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, подбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловых мероприятий, реклама и т.д.
Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней маркетинговой среды: особенности действующего законодательства, международных правил, социокультурной среды, обычаев, правил денежно-финансовых расчетов, политики и т.д.
Характер, формы и методы маркетинговой деятельности будут зависеть от вида продукции. Исследование рынка является основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, важных для успешной продажи товара. Программа комплексного исследования зависит от характеристик товара, характера предприятия, масштабов производства экспортных товаров, характера предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.
В рамках изучения спроса и предложения, изучения условий работы на заданном товарном рынке сотрудники по развитию бизнеса занимаются составлением бизнес-плана развития компании, в основе которого лежат расчеты эффективности реализации товаров и сравнение условий реализации товаров на внешних/внутренних рынках. Для этого расчета используются следующие показатели: стоимость переменных затрат на производство товаров; транспортные расходы; оплата таможенных сборов (при наличии); расходы по кредиту на период возмещения НДС; валютный контроль; надбавка/скидка при продаже (если применимо); прочие расходы.
При анализе конъюнктуры рынка стоит воспользоваться услугами аутсорсинга. В каждой области есть аналитические фирмы, которые выпускают аналитические отчеты, статьи и последние новости отрасли еженедельно, ежеквартально и ежегодно. Подписка на такие источники информации просто необходима. Кроме того, возможен подбор индивидуального пакета услуг по исследованию рынка исходя из уровня компании на мировом рынке, а также целей, поставленных руководством компании на данный момент.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение приведенных выше теоретических решений можно смело применять на любом промышленном предприятии с целью оптимизации рабочих процессов и увеличения точек реализации продукции.