Файл: Курсовая работа по дисциплине Внешнеэкономическая деятельность предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ и оценка уровня финансовой безопасности в сфере внешнеторговой деятельности

2.1 Анализ основных показателей финансовой безопасности России


В современных условиях развития анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с точки зрения предотвращения и прогнозирования, так и с точки зрения создания стратегии финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности внешнеэкономической деятельности надежно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, формирование конкретных значений, снижающих риски, а также внешние и внутренние угрозы финансовой безопасности.

В настоящее время в Российской Федерации необходимо обеспечить устойчивость и устойчивость всей финансовой системы в целом и всех ее элементов. Акцентируя внимание на финансовой системе, следует отметить, что финансовая система рыночной экономики является основой функционирования бюджетов бюджетной системы страны, внебюджетных фондов, поэтому обеспечение их безопасности является важнейшей задачей современное государство. В этом смысле возрастает роль обеспечения финансовой безопасности как важнейшего института экономической безопасности.

На федеральном уровне действуют два набора порогов финансовой безопасности, разрабатываемых на основе макроэкономических показателей, отражающих основные коренные национальные интересы, утверждаемых Правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и министерствами промышленность.

Система показателей финансовой безопасности позволяет определить масштаб будущих рисков и угроз, а также выявить центры их распространения. На этом фоне становится возможным разработать и реализовать ряд превентивных мероприятий, направленных на снижение уровня угроз финансового сектора и повысить его устойчивость, стабильность и эффективность, что является основой конкурентоспособности [19, c.32].

Анализ показателей финансовой безопасности Российской Федерации за 2018-2022 годы проводится на основании данных таблицы Приложения 1.


Анализируя динамику профицита (дефицита) федерального бюджета, представленную в таблице, можно отметить рекордное значение дефицита за рассматриваемый период - 4 102,5 млрд руб. (или 3,8% ВВП) в 2021 году.

По данным Минфина РФ, в 2021 году объем полученных поступлений составил 90,9% от общего объема утвержденных поступлений. Выполнение расходов составило 116,1% от суммы утвержденных расходов. Федеральные расходы в 2021 году увеличились более чем на четверть, отражая масштабы поддержки во время пандемии и восстановление после снятия ограничений. В 2022 году наблюдается небольшой профицит, что указывает на начало финансового оздоровления.

Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации (далее — Центральный банк Российской Федерации) на конец 2018 и 2019 годов не изменилась и составила 7,75%. Снижение ключевой ставки в 2021 году до рекордно низкого значения за всю историю России (до 4,25%) объясняется реализацией денежно-кредитной политики ЦБ РФ по повышению активности в экономике за счет кредитования доступные цены. В 2022 году наблюдается рост курса, что связано с повышением уровня инфляции, причинами которой стали слабый рубль и глобальный рост цен на сельхозпродукцию. По состоянию на 1 мая 2022 года ключевая ставка достигла 14,0%. Такой резкий рост также связан с ростом инфляции, введением санкций, изъятием наличных денег у населения и позволяет повысить ликвидность банковских организаций.

Международные резервы за весь отчетный период накапливались. По состоянию на 18 февраля 2022 года объем международных резервов составил 643 млрд долларов США, а на 1 мая — 593,052 млрд долларов США. На их снижение повлияли валютные интервенции, рефинансирование в иностранной валюте и переоценка активов, отмечают в ЦБ РФ. После заморозки валютных резервов, проведенной странами «Большой семерки» с 28 февраля, у ЦБ РФ остались активы в юанях, монетарное золото и наличные валютные резервы.

Курс рубля к доллару США вырос в 2018-2022 гг. а на 21 мая она составила 58,89 руб. Несмотря на резкий рост индекса в феврале 2022 г., наблюдается его стабилизация. Эта тенденция связана со снижением спроса на валюту и ростом комиссий за транзакции.

Индекс потребительских цен на конец 2021 года составил 104,9%. По состоянию на январь 2022 года значение показателя увеличилось до 108,4%, при этом увеличились как продовольственные, так и непродовольственные товары и услуги. Превышение темпов роста продовольственных товаров по отношению к непродовольственным товарам и услугам свидетельствует об ухудшении уровня жизни населения.



В динамике объема внешнего долга органов государственного управления с 2020 по 2022 год наблюдается тенденция к снижению, хотя данный показатель не имеет большого значения, однако следует учитывать, что общий объем внешнего долга составляет 479 962 млн долларов США. (доля государственного долга в общем объеме составляет всего 12,93%). Важно отметить, что санкции, наложенные на ЦБ РФ и другие финансовые институты в феврале-апреле 2022 года, привели к отсутствию технических возможностей для погашения долгов перед иностранными инвесторами.

Наблюдается тенденция к увеличению объема внутреннего долга. По состоянию на 1 мая 2022 года по сравнению с 2021 годом показатель увеличился еще на 7,44%.

Объем ФНБ растет в 2018-2022 гг., в 2022 г. наблюдается незначительное снижение. По состоянию на 1 марта 2023 года объем Фонда национального благосостояния составил 154,9 млрд долларов США (менее 27,7 млрд долларов США в 2022 году) или 12 935,11 рублей. или 9,7% ВВП. Снижение показателя по сравнению с 2022 годом объясняется экстенсивным использованием для восполнения дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации, образующегося в связи со старением населения.

Сальдо торгового баланса положительное за весь исследуемый период, наблюдается резкое снижение в 2021 году по сравнению с 2020 годом из-за снижения экспорта в период пандемии [27, c.97].

Платежный баланс за весь исследуемый период отрицательный, в 2019 году наблюдается резкое снижение показателя, затем постепенное восстановление. По предварительным оценкам, платежный баланс в январе-феврале 2023 года достиг положительного сальдо в размере 39,2 млрд долларов, укрепившись более чем в два с половиной раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впервые за долгое время общий чистый приток иностранной валюты и объем движения капитала в страну превысили сумму платежей и движения капитала из страны.

Количество организаций кредитно-банковской сферы за отчетный период уменьшилось, на 1 марта 2023 года показатель составил 331 ед. Снижение их количества связано с рискованной кредитной политикой и отмыванием теневых доходов. Падение показателя в основном означает монополизацию этого сектора несколькими крупными российскими банками.

Кредит предприятиям и кредит физическим лицам
, включая просроченные, увеличивается в объеме за период 2018-2022 гг. как в натуральном выражении, так и в процентах от ВВП (снижение произошло только в 2019 г. по сравнению с 2018 г.). Высокое значение долговой нагрузки может привести к увеличению рисков для финансовой стабильности.

Индекс Московской биржи в 2022 г. вырос по сравнению с 2018 г. В марте 2023 г. показатель составил 2 373,26 пункта (снижение на 1 414 пунктов по сравнению с 2022 г.). Падение этого показателя говорит о том, что российский фондовый рынок падает, то есть происходит падение котировок, несмотря на закрытие биржи в феврале 2022 года.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в целом более половины показателей финансовой безопасности имеют положительную динамику за рассматриваемый период, за исключением ухудшения значений ряда показателей в 2020 г., что оправдано пандемией.


2.2 Уровень финансовой устойчивости России в сфере внешнеторговой деятельности


В начале года в российской экономике продолжились положительные тенденции второго полугодия 2021 года. Рост ВВП в 1 кв. 2022 г. составил 3,5%/г. Положительные тенденции наблюдались в производственном и потребительском сегментах.

При этом с конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики резко изменились. Санкционные ограничения, введенные иностранными государствами, привели к повышению волатильности обменного курса, падению цен на финансовые активы и увеличению дефицита ликвидности в банковском секторе.

На первом этапе, после введения санкционных ограничений, Банк России и Правительство Российской Федерации оперативно реализовали комплекс первоочередных мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, в том числе решения по базовой ставке, приостановка торгов на фондовой секции Московской биржи, а также введение ограничений на движение капитала и обязательную продажу валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке.

Помимо оперативных действий Банка России, Правительством Российской Федерации были предприняты меры по стабилизации ситуации на внутреннем рынке. В связи с этим разработан и реализуется План первоочередных мер по обеспечению развития экономики России в условиях внешнего санкционного давления, который был принят Правительством Российской Федерации от 15 марта 2022 г. и в связи с этим регулярно добавляются новые меры в зависимости от изменения экономической ситуации. Основные цели плана заключались в обеспечении максимальной свободы экономической деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы компаний и построение новых логистических и производственных цепочек; предоставление оборотного капитала для бизнеса; для сохранения занятости. План также включает меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке [19, c.42].

Благодаря этим мерам удалось сохранить стабильность финансового и валютного рынков, избежать дестабилизации банковской системы и резкого сокращения экономики, что позволило перейти к постепенному ослаблению ограничений, были реализованы сразу после введения санкций.