Файл: ПМ. 03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций 4.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПМ.03 «Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций»
1.2 Денежные доходы организаций и финансовые результаты их деятельности
1.3 Осуществление закупок коммерческими организациями
1.4 Анализ использования трудовых ресурсов
1.5 Анализ финансовых результатов
Индивидуальное задание МДК 03.01
Финансовая политика — это совокупность методов управления финансовыми ресурсами организации, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Финансовые методы включают бухгалтерский учет, финансовый анализ и мониторинг, финансовое планирование, финансовый контроль и регулирование.
Бухгалтерский учет обеспечивает финансовую политику необходимой информацией. Финансовый анализ является главным инструментом построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения воздействующих факторов, исчисления их влияния на результат, выявления неиспользованных резервов. На основе анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершенствованию управления производственной системой.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики организации. Одновременно с этим осуществляется выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
1.2 Денежные доходы организаций и финансовые результаты их деятельности
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Анализ ˗ это метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
Для целей настоящего Положения не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
-
сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; -
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; -
в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; -
авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; -
задатка; -
в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; -
в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие доходы (подпункт в редакции, введенной в действие начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 года Приказом Минфина России от 18 сентября 2006 года № 116н);
в) подпункт исключен, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 года Приказом Минфина России от 18 сентября 2006 года № 116н,
Для целей настоящего Положения доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями (абзац в редакции, введенной в действие начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 года Приказом Минфина России от 18 сентября 2006 года № 116н, – см. предыдущую редакцию).
Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
1.3 Осуществление закупок коммерческими организациями
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:
1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1.4 Анализ использования трудовых ресурсов
Затраты на оплату труда занимают большой удельный вес в общей
Анализ использования фонда заработной платы проводится в целях проверки обоснованности планирования и оперативного управления организацией заработной платы. В процессе анализа устанавливается соответствие объема заработной платы ее запланированному уровню по структурным подразделениям организации, категориям промышленно-производственного
персонала и по непромышленной группе, выявляются причины отклонений и резервы экономии заработной платы. Анализ проводится с учетом количественных и качественных показателей экономической деятельности организации, с учетом размеров заработной платы на рынке труда в регионе.
Анализ использования фонда заработной платы решает следующие основные задачи:
– проверка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда, разработка мероприятий по совершенствованию систем платы труда и их экономическое обоснование;
– определение размеров и динамики средней заработной платы отдельных категорий и профессий работников;
– систематическая проверка отклонений в расходовании фонда заработной платы от плана в целом по организации, а также по отдельным подразделениям, категориям и группам работающих;
– выявление основных причин абсолютных и относительных отклонений;
– проверка соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы;
– определение значимости каждого фактора, вызвавшего положительные или отрицательные отклонения и подготовка мероприятий по использованию положительных и устранению отрицательных влияний на общий расход заработной платы;
– выявление отклонений в численности работников и в средней заработной плате на расход фонда зарплаты;
– исследование темпов роста заработной платы, их соотношения с темпами производительности труда;
– обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с повышением его оплаты;
– определение экономической эффективности применяемых систем премирования;
– выявление и мобилизация резервов повышения эффективности использования фонда заработной платы.
Для успешного осуществления анализа нужно располагать следующими материалами:
– отчетными данными о численности работающих, объеме производства, производительности труда, среднемесячной зарплате, фонде заработной платы;
– отчетными данными об использовании фонда зарплаты по его составным элементам;
– данными о состоянии технического нормирования в организации;
– данными о доплатах за отклонение от нормальных условий работы;
– материалами оперативного контроля, характеризующими состояние тарифной дисциплины в организации, и правильность тарификации работ и рабочих;
– материалами, характеризующими законность ряда выплат и доплат, произведенных за отчетный период;
– материалами оперативного контроля, касающимися правильности учета выработки рабочих и так далее.
Источниками информации для анализа использования трудовых ресурсов служат: план по труду, формы статистической отчетности (№ 1-организация «Основные сведения о деятельности организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности»), оперативная отчетность цехов, отделов, участков, служб, подразделений организации, другая отчетность, связанная с трудовыми ресурсами организации и ее производственных подразделений и служб.
Анализ расходов на оплату труда проводится по трем основным направлениям:
1) анализ динамики фонда оплаты труда и средней заработной платы;
2) анализ состава и структуры фонда оплаты труда;
3) анализ эффективности использования фонда оплаты труда.
Анализ расходов на оплату труда принято начинать с анализа динамики фонда оплаты труда и средней заработной платы.
При проведении анализ следует учитывать, что на фонд заработной платы влияют следующие факторы: увеличение объема продукции, ассортиментные изменения, изменение удельного веса материальных затрат, изменение структуры персонала организации. Если в течение анализируемого периода происходит изменение данных факторов, то необходимо корректировать плановый фонд заработной платы на величину отклонений конкретных показателей.
Прежде всего, следует определять абсолютное и относительное отклонение по фонду заработной платы. Абсолютное отклонение определяется в целом по промышленно-производственному персоналу и по всем категориям персонала организации. Относительное отклонение по промышленно-производственному персоналу и по рабочим определяется с учетом изменения объема производства, производительности труда и средней заработной платы.
Абсолютное отклонение предполагает сравнение фактического и планового фондов заработной платы:
Абсолютное отклонение = ФЗПфакт – ФЗПплан,
где ФЗПфакт и ФЗПплан – фонд заработной платы соответственно фактического и планового периодов, исчисленный в рублях.
При определении относительных отклонений плановый фонд заработной платы рабочих корректируется на процент выполнения плана по объему выпускаемой продукции, по трудоемкости, а при отклонении от плана кооперируемых поставок – на коэффициент кооперируемых поставок (расчет аналогичен расчету отклонений от численности). Например, при расчете скорректированного отклонения фонда заработной платы переменная часть фонда заработной платы (ФЗПпер) корректируется на коэффициент выполнения плана по производству продукции (Кпп). К переменной части фонда заработной платы