Файл: Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий специальность 21. 02. 01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица № 2.
диэлектрическая проницаемость среды | U напряжение | электроемкость | Вывод: какая существует зависимость между электроемкостью С и диэлектрической проницаемостью среды |
уменьшается | увеличивается | уменьшается | прямая пропорциональная зависимость |
увеличивается | уменьшается | увеличивается |
Таблица № 3.
S – площадь взаимного перекрытия пластин | U напряжение | электроемкость | Вывод: какая существует зависимость между электроемкостью С и площадью пластин S |
уменьшается | увеличивается | уменьшается | прямая пропорциональная зависимость |
увеличивается | уменьшается | увеличивается |
Обрабатывая результаты исследований, ученики записывают вывод:
электроемкость плоского конденсатора прямо пропорциональна относительной диэлектрической проницаемости, прямо пропорциональна площади пластин, обратно пропорциональна расстоянию между пластинами. В символической форме это будет выглядеть так: . Продолжая выполнять задание, ученики записывают формулу плоского конденсатора в таком виде , где - относительная диэлектрическая проницаемость вещества, - электрическая постоянная в международной системе СИ,
S– площадь взаимного перекрытия пластин, - расстояние между пластинами.
Таблица для записи данных экспериментальных:
электрическая постоянная | относительная диэлектрическая проницаемость | радиус пластины (диска) | площадь круга, (диска) | расстояние между пластинами | электроемкость конденсатора |
| | | | | |
| 4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Критерии оценивания учебных достижений обчаучащихся при выполнении лабораторных и практических работ При оценивании уровня владения учащимися практическими умениями и навыками во время выполнения фронтальных лабораторных работ, экспериментальных задач, работ физического практикума, практических работ по астрономии учитываются знания алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования (планирование опытов или наблюдений, сбора установки по схеме; проведение исследования, снятие показателей с приборов), оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т.п.; вычисления погрешностей измерения (по необходимости), обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению. Уровни сложности лабораторных или практических работ могут задаваться: через содержание и количество дополнительных заданий и вопросов по теме работы; через разный уровень самостоятельности выполнения работы (при постоянной помощи учителя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции); организацией нестандартных ситуаций (формулировка учеником цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов). Обязательно учитывать при оценивании соблюдение учащимися правил техники безопасности во время выполнения лабораторных работ, практических работ по астрономии и работ физического практикума.
Критерии оценивания в баллах
Защита практических работ
Различные формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п. При фронтальном контролезадания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. Методы контроля Устный опрос На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
Практическая работа Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д. Лабораторная работа Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации преподавателя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ |
5.1 Список литературы
1. Лабораторные занятия по физике : учеб. пособие / под ред. Л. Л. Гольдина. – М. : Наука, 2014. – 704 с.
2. Лабораторный практикум по физике. Часть 1. Физические измерения : учеб. пособие / под ред. В. И. Ивлева. – Саранск : Изд-во СВМО, 2013. – 50 с.
3. Соловьев В. М. Экспериментальные методы обработки результатов измерений – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 2012. – 72 с.
4. Детлаф А.А., Яворский М.В. Курс физики.- М.:2009 г.
5. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика .Учебник М: Академия 2014г.
6. Омельченко В.П., Антоненко В.Г. Физика. Учебник М:Феникс 2014г
7. Жданов Л. С. , Жданов Г. Л.. Физика. Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 2015.
8. Дмитриева В. Ф. Физика. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М., 2015.
9. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2015.
5.2 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета "Физика"; лабораторий физики.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся
-рабочее место преподавателя
-комплект учебно-наглядных пособий «Атомная физика»
-объемные модели металлической кристаллической решетки
-лабораторное оборудование
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор
-интерактивная доска
-презентации к урокам