Файл: Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий специальность 21. 02. 01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6НАБЛЮДЕНИЕ БРУНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯЦель: осуществить наблюдение броуновское движение с помощью школьного микроскопа.Оборудование: Школьный микроскоп. Окуляр 15х. Объектив 40х. Акварельные краски (тушь) , 1-2 см3 молока. Предметные и покровные стекла (5-6 шт.). Два сосуда с водой разной температуры. Теория.Броуновское движение - это беспорядочное движение малых (размерами в несколько мкм и менее) частиц, взвешенных в жидкости или газе , ,происходящее под действием толчков со стороны молекул окружающей среды. Открыто оно р.Броуном в 1827 году. Видимые только под микроскопом взвешенные частицы движутся независимо друг от друга и описывают сложные зигзагообразные траектории. Броуновское движение не ослабевает со временем и не зависит от химических свойств среды, его интенсивность увеличивается с ростом температуры среды и с уменьшением её вязкости и размеров частиц.Последовательно объяснение броуновского движения было дано А. Эйнштейном и М.Смолуховским в 1905-1906 годах на основе молекулярно-кинетической теорий. Согласно этой теории, молекулы жидкости или газа находятся в постоянном тепловом движении, причём импульсы различных молекул неодинаковы по величине и направлению. Если поверхность частицы, помещённой в такую среду, мала, как это имеет место для броуновской частицы, то удары, испытываемые частицей со стороны окружающих её молекул, не будут точно компенсироваться. Поэтому в результате «бомбардировки» молекулами жидкости или газа броуновская частицы приходит в беспорядочное движение, меняя величину и направление своей скорости примерно 1014раз в секунду. Характер движения частиц при броуновском движении можно посмотреть на рис.1. Рис.1Броуновское движение наблюдается в более сложных формах в технике. Это - тепловые шумы в радиосхемах, вибрации легких деталей в измерительных приборах и т.п.Осуществить наблюдение броуновского движения можно с помощью школьного микроскопа. Внешний вид микроскопа показан на рис.2 Рис.2 Он состоит из: окуляра-1, винта настройки-2, кронштейна-3, упорного винта-4, пружинного держателя-5, шарнира-6, основания-7, осветительного устройства-8, дисковой диафрагмы-9, предметного столика, микрообъектива-11, револьверной головки объективов-12, тубусодержателя-13. Для работы установите"микроскоп на стол предметным столиком от себя. Для удобства наблюдения тубусодержатель можно наклонить. Установите предметное стекло с препаратами на предметный столик, прижав его пружинными держателями. Глядя в окуляр, при помощи винтов настройки медленно поднимайте или опускайте тубус микроскопа до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение препарата. При фокусировке можно осторожно передвигать препарат, т.к., подвижное изображение гораздо легче заметить, чем неподвижное. Найдя изображение, еще более медленным вращением винтов добейтесь наиболее резкого изображения. Качество изображения в микроскопе в значительной степени зависит от освещения, поэтому настройка освещения является важной подготовительной операцией. Свет от источника (окно, лампа) должен с помощью зеркала направляться через диафрагму предметного столика на препарат. Предметный столик снабжен диском, поворотом которого можно менять диаметр отверстия диафрагмы. Наблюдая в окуляр, поворачивайте зеркало до тех пор, пока все поле зрения не окажется равномерно освещенным. Фокусировка может считаться законченной, когда будут максимально устранены недостатки изображения в виде полос, пятен, бликов. Ведя наблюдение, не закрывайте свободный глаз для предупреждения его утомления.Порядок выполнения работы Подготовить микроскоп для работы. На предметное стекло нанести кисточкой 1-2 капли воды. Коснутся несколько раз той же кисточкой поверхности краски (туши) и снова ввести кисточку в приготовленные капли. Каплю окрашенной жидкости кисточкой перенести на другое предметное стекло и закрыть покровным стеклом. Приготовленный препарат положить на предметный столик микроскопа. Зеркало микроскопа направить на источник света, чтобы получить хорошее освещение препарата. Опустить объектив кремальерным винтом на расстояние

Пример.

Лабораторная работа "Электроемкость плоского конденсатора".






Вариант

Положение ключей

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

R4,

Ом

R5,

Ом

R6,

Ом

R7,

Ом

R8,

Ом

К1

К2

1

1

0

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

2

0

1

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

3

1

0

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

4

0

1

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

5

1

0

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

6

0

1

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

7

0

1

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

8

1

0

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

9

0

1

6

4

2

3

2

8

4

2

10

1

0

2

1,5

1

3

1,5

6

3

3



Ход работы


  1. Для своих данных начертить исходную схему.





Вариант

Положение ключей

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

R4,

Ом

R5,

Ом

R6,

Ом

R7,

Ом

R8,

Ом

К1

К2

1

1

0

1,5

2

1

3

1,5

3

3

6




  1. Рассчитать последовательное соединение R1-R4.

  2. Рассчитать параллельное соединение R14-R3.

  3. Рассчитать последовательное соединение R2-R5.

  4. Рассчитать параллельное соединение R134-R25.

  5. Найти эквивалентное сопротивление, рассчитав последовательное соединение R12345-R78.

  6. Найти общий ток в цепи.

  7. Найти токи на сопротивлениях R7 и R8.

  8. Найти напряжения на сопротивлениях R7 и R8.

  9. Найти напряжение между точками а и б.

  10. Найти ток на сопротивлениях R1 и R4; R2 и R5.

  11. Найти ток на сопротивлении R3.

Выводы: методом расчета эквивалентного сопротивления резисторов при их смешанном соединении получены такие результаты:





3.

ФОРМА ОТЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Оформление лабораторной работы



Результаты выполнения лабораторной работы оформляются обучающимися в виде отчета.

Пример

Лабораторная работа 1

__________________________________________________________________

(наименование лабораторной работы)

Наименование лабораторной работы берется из рабочей программы дисциплины, а в дальнейшем оно может быть скорректировано, исходя из цели работы.

Цель работы

Определение цели работы является наиболее трудным и ответственным этапом в разработке методических указаний. В конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям обучающихся применять полученные зна­ния на практике, которые должны соответствовать требовани­ям ФГОС.

При невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных единой логической направленностью.

Формулировка цели работы не должна повторять ее назва­ние.

Пояснения к работе

В пояснениях к работе следует отразить краткие теорети­ческие сведения по предлагаемой лабораторной ра­боте.

Краткие теоретические сведения должны обязательно со­провождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т. п. необходимых закономерностей (без вывода), а также конкретным числовым примером.

При необходимости можно ввести описание конкретной индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных приборов.

Задание

Формулируются конкретные задания для обучающегося, которые он обязан выполнять при подготовке к лаборатор­ной работе.

В задание в обязательном порядке вводятся следующие во­просы предварительной подготовки:

самостоятельное изучение обучающимися методических ре­комендаций по проведению конкретной лабораторной работы;

выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов формируются на основе параметров элементов
 и комплектующих изделий исследуемого устройства;

подготовка формы отчета;

подготовка ответов на контрольные вопросы;

составление структурной схемы измерений и подбор по справочным материалам измерительных приборов;

изображение предполагаемого хода кривых, которые будут сниматься в работе и т. п.

Содержание отчета

В содержании отчета указывается состав и форма отчета о проделанной работе.

Контрольные вопросы

Формулируются вопросы, позволяющие оценить выполне­ние требований ФГОС к уровню знаний обучающихся по заданному разделу дисциплины. Количество и содержание вопросов должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе и на этапе допуска к работе.

Пример.

Лабораторная работа "Электроемкость плоского конденсатора".


Образовательные цели урока. Выполняя работу, ученики должны:

1) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора  от площади пластин,
2) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора  от наличия диэлектрика, 
3) исследовать зависимость электроемкости плоского конденсатора от расстояния между пластинами конденсатора.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Краткое вступление учителя.

  3. Объявление темы.

  4. Теоретическое обоснование темы.

  5. Назначение и правила пользования приборами.

  6. Изучение устройства и принципа действия

а) электрометра, 
б) плоского конденсатора.

  1. Повторение основных положений техники безопасности.

  2. Выполнение работы.

  3. Обсуждение результатов эксперимента.

  4. Подведение итогов работы.

  5. Ознакомление с различными типами конденсаторов.

  6. Оформление отчета по лабораторной работе.

Методические цели урока.

  1. Развить интерес к исследовательской деятельности.

  2. Закрепить знания, приобретенные на уроках физики.

  3. Продолжить формирование навыков проводить физический эксперимент.

  4. Научить использовать результаты исследований в повседневной деятельности.

  5. Продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группах.

  6. Сформировать навыки соблюдения основных положений техники безопасности при работе с электрическими приборами.

Приборы и материалы.

  1. Электрометр из набора по электростатике.

  2. Диски с диэлектрическим покрытием.

  3. Диэлектрические пластины (плексиглас, эбонит, стекло).

  4. Штатив с муфтой и лапкой.

  5. Соединительные провода.

  6. Линейка из органического стекла (плексигласа).

  7. Шелковая ткань.

Краткая теория.

Взаимной электроемкостью двух проводников называется физическая величина, численно равная заряду q, который необходимо перенести с одного проводника на другой для того, чтобы изменить на единицу разность потенциалов