Файл: Теоретические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств 3.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств
1.2 Принципы оценки машин, оборудования и транспортных средств
1.3 Подходы, используемые при оценке машин, оборудования и транспортных средств
Глава 2. Определение машин, оборудования и транспортных средств
2.1 Классификация машин, оборудования и транспортных средств
2.2 Определение износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
3.2. Модифицированный метод срока жизни
3.4. Метод экспоненциального убывания стоимости
Таблица 10. Расчет рыночной стоимости методом экспоненциального убывания стоимости
Возможна также смешанная оценка,когда какие-то объекты (из числа наиболее дорогих и важных) оцениваются в режиме индивидуальной оценки, а объекты относительно недорогие и многочисленные оцениваются по правилам массовой оценки.
Первейшей задачей внешнего осмотра является идентификация объектов оценки.
Идентификация – это установление тождественности между тем предметом, который реально имеется, и тем описанием предмета, которое дано в официальном документе на этот объект.
Идентификация объектов оценки означает:
- уточнение списка оцениваемых единиц оборудования, машин и транспортных средств по их реальному наличию, т.е. проведение как бы своеобразной инвентаризации;
- проверка и приведение в соответствие с реальным состоянием учетной и технической документации на оцениваемые объекты.
Внешний осмотр при массовой оценке. В целях экономии времени внешний осмотр можно совместить с экспертизой физического состояния объекта.
Фотографии объекта оценки при идентификации.
К проведению экспертизы физического состояния можно привлечь технических экспертов предприятия, т.е. специалистов, которые хорошо знают данную технику в части ее устройства, технических и эксплуатационных характеристик, правил технического обслуживания и ремонта, а также владеют методикой технической диагностики.
В ходе технической экспертизы устанавливают:
- реальные значения основных параметров, развиваемых объектом, и их отличие от паспортных значений (производительности, скорости движения рабочих органов, уровня шума, уровня биений и вибраций и т.д.);
- общее физическое состояние объекта (состояние окраски, следы сварочных работ, состояние смазки, наличие масляных пятен и луж под объектом, состояние окружающей среды и рабочего места и т.д.);
- каким ремонтам и когда подвергался объект;
- какие агрегаты и узлы были заменены на новые при ремонтах и с какого времени они работают в объекте;
- какая система технического обслуживания применяется (по вызову, профилактическая, инспекционная);
- насколько интенсивно эксплуатируется объект во времени и по мощности (работает в одну, две или три смены, эпизодически, сезонно; мощностные характеристики загружены полностью или частично, все ли функциональные возможности используются);
При технической экспертизе какая-то информация может быть получена неофициальным опросом бригадиров, наладчиков и рабочих, а какая-то из документации ремонтной службы или сервисной организации.
При осмотре нужно зафиксировать как можно больше информации.
Результаты технической экспертизы отражаются обычно в акте о техническом состоянии объекта, который служит отправным документом для последующих расчетов стоимости.
Приведем примерный перечень вопросов об объекте оценки:
- полное наименование объекта оценки:
- модель; тип; модификация;
- разработчик; изготовитель; страна и город производителя;
- инвентарный, заводской, регистрационный номера;
- даты выпуска (запуска серии), изготовления,
- дата приобретения, ввода в эксплуатацию,
- дата капитальных и текущих ремонтов, модернизаций;
- комплектующие изделия, дополнительные устройства,
- код ОКОФ; соответствие стандартам и ТУ;
- эксплуатационный сертификат и технический паспорт.
Документы необходимые от бухгалтерии предприятия:
- финансовая (бухгалтерская) справка:
- первоначальная стоимость на дату приобретения;
- полная балансовая стоимость на дату оценки;
- даты и методы переоценки основных фондов;
- норма амортизации;
- остаточная балансовая стоимость на дату оценки;
- добавленная стоимость с указанием даты (модернизации, например);
- стоимость капитальных и текущих ремонтов.
Вопросы про производимую продукцию:
- характеристика продукции: вид (наименование);
- краткое описание технологического процесса;
- сырье (материалы), расход на ед. продукции, % потерь;
- стоимость на дату оценки; сертификат продукции; …
Вопросы к экономистам (экономическая справка):
- калькуляция себестоимости продукции;
- рентабельность (прибыль/выручка)
- доля прибыли, приходящаяся на объект оценки
- ретроспективная справка: динамика выручки за последние 3-5 лет.
2.2 Определение износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
Физический износ – ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и т.д.
Функциональный износ– потеря стоимости объекта в результате несоответствия его параметров и (или) характеристик оптимальному технико-экономическому уровню. Причиной функционального устаревания может быть как недостаток в оптимальной полезности, так и ее неиспользуемый избыток.
Экономический износ – потеря стоимости объекта, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные нововведения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и т.д.
Экономический износ почти всегда считается неустранимым, поскольку величина потенциальных затрат на ликвидацию внешних элементов, вызвавших это устаревание, превышает добавленную к собственности стоимость.
Рисунок 2 − Классификация износа
Скрытым износом называется износ, который непосредственно не влияет на технические параметры оборудования, но увеличивает вероятность аварийного износа.
Непрерывный износ – постепенное снижение технико-экономических показателей объекта при правильной, но длительной его эксплуатации.
Аварийным износом называется быстрый по времени износ, достигающий таких размеров, что дальнейшая эксплуатация объекта становится невозможной, например, пробой кабеля. По характеру протекания аварийный износ действительно моментальный, по сути он является следствием непрерывного скрытого износа.
Устранимый износ – износ, устранение которого физически возможно и экономически оправдано, т.е. износ, допускающий ремонт и восстановление объекта с технической точки зрения и оправданный с точки зрения экономической.
Неустранимый износ – износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение (ремонт оборудования или замену деталей и узлов) превышают прирост стоимости соответствующего объекта.
Различают следующие виды износа:
а) механический износ – результат действия сил трения при скольжении одной детали по другой. При этом виде износа происходит стирание (срезание) поверхностного слоя металла и искажение геометрических размеров у совместно работающих деталей.
б) абразивный износ наблюдается в тех случаях, когда трущиеся поверхности загрязняются мелкими абразивными и металлическими частицами; (царапины, задиры)
в) смятие, т. е. нарушение поверхностных слоев сопрягаемых деталей без относительных перемещений из-за чрезмерных нагрузок; (отклонение от плоскости)
г) усталостный износ является результатом действия на деталь переменных нагрузок, вызывающих усталость материала детали и его разрушение; (трещины, излом)
д) износ при заедании возникает в результате прилипания («схватывания») одной поверхности к другой. Это явление наблюдается при недостаточной смазке, а также значительном давлении, при котором две сопрягаемые поверхности сближаются настолько плотно, что между ними начинают действовать молекулярные силы, приводящие их к схватыванию;
е) коррозионный износ является результатом изнашивания деталей машин и установок, находящихся под непосредственным воздействием воды, воздуха, химических веществ, колебаний температуры (окисление поверхности).
Факторы влияющие на физический износ:
- степень загрузки объекта, продолжительность работы, интенсивность использования;
- качество объекта – совершенство конструкции, качества материалов и т.д.;
- особенностей технологического процесса, степени защиты объекта от внешней среды;
- условий эксплуатации – наличия пыли и абразивных загрязнений, повышенной влажности и т. д.;
- качества ухода;
- квалификации обслуживающего персонала.
1 – метод нормативного срока службы;
2 – экспертный анализ физического состояния;
3- комбинированный метод балльной оценки;
4 – метод экспоненциального убывания стоимости;
5- Модифицированный метод сроков жизни;
СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
6 – метод эффективного возраста;
7 – метод снижения доходности;
И=(ПРИБнов – ПРИБтекущ) / ПРИБнов
8 – метод снижения потребительских свойств;
Ипроизв=(ПРОИЗВнов – ПРОИЗВтекущ) / ПРОИЗВнов
9 – метод поэлементного расчета;
10 -прямой метод ;