Файл: Системный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО, СИТУАЦИОННОГО И МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО, СИТУАЦИОННОГО И МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Системный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
1.2 Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
1.3 Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные ме тоды
1.4. Системный подход в менеджменте.
1.5. Его значение для повышения конкурентоспособности организаций.
2.1. Описание деятельности предприятия АО «П авлодарэнергосервис»
2.2. Организационная структура предприятия
2.3. Бухгалтерская служба предприятия
2.4. Общие положения учетной политики АО «Павлодарэнергосервис»
2.5. Методические аспекты учетной политики в области учета основных средств
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности. Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т. е целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
- Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
- Постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
- Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
- Выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
- Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме, так называемого, методологического подхода. Применительно к менеджменту методологический подход означает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.
От применения того или иного подхода к управлению организацией зависит эффективность функционирования данного предприятия в современных рыночных условиях. Множество организаций были обречены на неудачу, главным образом из-за неверного выбора и использования подходов к управлению. Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что любая организация должна иметь представления о подходах к управлению для эффективного функционирования ее в современной экономической системе.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что данный подход рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами. В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.
Объект исследования – системный, ситуационный и маркетинговый подходы в менеджменте.
Предмет исследования – применение системного, ситуационного и маркетингового подходов к управлению организацией.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенностей применения в менеджменте системного подхода.
Для реализации данной цели выделим несколько задач:
- дать определение и раскрыть содержание понятий «системный подход», «ситуационный подход» и «маркетинговый подход»;
- выяснить значение системного подхода и его значение для повышения конкурентоспособности организаций;
- рассмотреть выработанные теорией и практикой современного менеджмента принципы их применения к управлению организацией;
- рассмотреть методологию их применения;
- проанализировать практический опыт применения подходов к управлению конкретной организацией.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО, СИТУАЦИОННОГО И МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Системный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в них есть нечто общее, и это общее использование – использование универсального инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет системный подход к организации и управлению.
Определение системного подхода звучит следующим образом: «Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь»[1]
Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.
Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы[2]
В любом источнике, в котором рассматривается сущность системного подхода, уделяется внимание свойствам систем как условию глубокого изучения их структуры и содержания для принята качественного управленческого решения[3]
Однако количество рассматриваемых свойств систем незначительное. Как правило, раскрываются свойства целостности систем, иерархичности, взаимосвязи с внешней средой, надежности оптимальности и др. Всего выделяют 30 свойств систем, которые предлагается подразделять на четыре группы:
1)свойства, характеризующие сущность и сложность систем;
2)свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
3)свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
4)свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы[4]
Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.[5]
Исследование сущности управления следует начинать, как отмечает В. А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различия управления функционированием системы в заданных условиях и управления развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как уп реждающим управлением. Сл ожность уп равления за висит пр ежде вс его от ко личества из менений в си стеме и ее окружения. Все из менения им еют оп ределенные за кономерности или но сят сл учайный характер.[6]
В. А. Ел исеев су щность уп равления ра ссматривает как со вокупность сл едующих по нятий: ор ганизация уп равления, пр оцесс уп равления и информация.
Об ор ганизации уп равления мо жно го ворить то лько в том сл учае, ко гда вы делены це ль и об ъект управления. По этому эф фектность ор ганизации уп равления в зн ачительной ст епени за висит от че ткости фо рмулирования це лей управления.[7]
Лю бая ор ганизация как си стема им еет св ою вн утреннюю ло гику, жи вет по св оим вз аимосвязанным законам. Уч ет эт ой си стемной ло гики ор ганизации ес ть ва жнейшее ус ловие эф фективного управления. Но од новременно это — и ос новная тр удность пр актики управления. Сл ожность ус угубляется еще и те м, что со временные ор ганизации вн утренне не однородны и вк лючают в се бя ка чественно ра зличные ко мпоненты (т ехнику и лю дей), яв ляются так на зываемыми со циотехническими системами. Лю бая со циотехническая си стема, со гласно да нному по дходу, со стоит из ря да по дсистем, ко торые до лжны бы ть со гласованы ие рархически (по ти пу су бординации) и «г оризонтально» (по ти пу координации). Кр оме то го, ор ганизация как си стема не то лько мо жет, но и до лжна со здавать в пр оцессе св оего фу нкционирования не обходимые для не го по дсистемы — так на зываемые фу нкциональные ор ганы управления.
Су ществовавшие до эт ого по дхода шк олы де лали гл авный ак цент на пр огрессе уп равления как таковом. Си стемный же по дход по казал, что не ме ньшей, ес ли не бо льшей, сл ожностью об ладает сам об ъект управления. Не то лько уп равление, но и то, что уп равляется, им еет св ою ло гику, св ои за коны и они си стемны по св оей природе. Сл едовательно, эф фективное уп равление об язательно до лжно уч итывать и их, а для эт ого — зн ать и ум еть их использовать.[8]
Та ким об разом, да нный по дход сф ормулировал но вое по нимание ор ганизаций как со циотехнических систем. В си лу об щего ха рактера его не льзя ра ссматривать как на бор за конченных пр инципов и процедур. Это — оп ределенный сп особ мы шления по от ношению к пр актическим и те оретическим пр облемам управления. Си стемный по дход сп особствовал ук реплению ме ждисциплинарных св язей те ории уп равления с др угими на уками и на правлениями исследований. И та кая ин теграция бы ла ос уществлена в сл едующем — на иболее ва жном и ра спространенном в на стоящее вр емя — си туационном подходе.[9]
1.2 Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Тр адиционные шк олы уп равления за ложили на учный фу ндамент менеджмента. Пр именение те оретических зн аний на пр актике ра ссматривалось как ис кусство уп равления, ко торое по стигается оп ытом работы. Си туационный по дход вн ёс зн ачительный вк лад в те орию уп равления, ра скрыв во зможности пр ямого пр иложения те оретических по ложений к ко нкретным ус ловиям и ситуациям. Он не яв ляется на бором пр авил, это ск орее сп особ мы шления о пр облемах ор ганизации и пу тях их решения. Си туационный по дход не от вергает до стижения др угих по дходов и шк ол управления. В нём со хранены ос новные ко нцепции и по дходы, ко торые пр именимы ко вс ем организациям. Но, пр изнавая, что об щий пр оцесс уп равления од инаков, си туационный по дход ут верждает, что сп ецифические пр иёмы, ко торые ис пользуются на пр актике для до стижения це лей предприятия. Си туационный по дход ст ал ло гическим пр одолжением си стемного по дхода к управлению. Си стемный по дход по зволил оп ределить, что ор ганизация яв ляется от крытой си стемой, ак тивно вз аимодействующей с вн ешней средой. Пр оизводственные си стемы, как си стемы от крытого ти па, им еют вх одные и вы ходные ка налы, ко торые по зволяют вз аимодействовать с вн ешней средой.[10]