Файл: Системный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО, СИТУАЦИОННОГО И МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО, СИТУАЦИОННОГО И МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1. Системный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы

1.2 Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы

1.3 Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные ме тоды

1.4. Системный подход в менеджменте.

1.5. Его значение для повышения конкурентоспособности организаций.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГОСЕРВИС»

2.1. Описание деятельности предприятия АО «П авлодарэнергосервис»

2.2. Организационная структура предприятия

2.3. Бухгалтерская служба предприятия

2.4. Общие положения учетной политики АО «Павлодарэнергосервис»

2.5. Методические аспекты учетной политики в области учета основных средств

2.6. Организационные аспекты учетной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Си туационный по дход ко нцентрируется на то м, что пр игодность ра зличных ме тодов уп равления оп ределяется ко нкретной ситуацией. По скольку су ществует та кое об илие фа кторов как в са мой фи рме, так и во вн ешней ср еде, не су ществует ед иного лу чшего сп особа уп равлять объектом. Са мым эф фективным ме тодом в ко нкретной си туации яв ляется ме тод, ко торый бо лее вс его со ответствует да нной си туации, ма ксимально ад аптирован к ней. Пр именение си туационного по дхода ос новано на ал ьтернативности до стижения од ной и той же це ли во вр емя пр инятия или ре ализации уп равленческого ре шения (п ланов и т.д.), уч ете не предвиденных обстоятельств.

Ко нкретные си туации мо гут из меняться по сл едующим пр изнакам:

а) со держанию — те хнические, эк ономические, по литические, ор ганизационные, пс ихологические и др.;

б) ви ду уп равленческого ре шения во вр емени — ст ратегические, та ктические, оп еративные;

в) ре сурсам и сп особам об еспечения ре ализации уп равленческих ре шений;

г) ме тодам ре ализации уп равленческих решений.[11]

Со гласно си туационному по дходу вся ор ганизация вн утри пр едприятия ес ть от вет на ра зличные по пр ироде во здействия фа кторов вн ешней среды. Си туация – це нтральный мо мент эт ого подхода. Она оз начает ко нкретный на бор об стоятельств, ко торые ок азывают в да нный пе риод вр емени су щественное вл ияние на ра боту предприятия. Чи сло фа кторов вн ешней ср еды, во здействующих на пр оизводственную си стему, ст оль ве лико, что из эт ого мн огообразия вы деляют то лько главные. Ра зные ав торы ук азывают на ра зное чи сло фа кторов, вл ияющих на управление. Но бо льшинство из них сч итают, что су ществует не бо лее де сятка фа кторов вн утренних и вн ешних пе ременных, су щественно зн ачимых для ус пешного уп равления предприятием.

Си туационный по дход не ос паривает ра зработанные ра нее пр инципы управления. Он, од нако, ут верждает, что оп тимальные пр иемы и сп особы, ко торые до лжен ис пользовать ру ководитель для ус пешного до стижения це лей ор ганизации, не мо гут но сить то лько об щего ха рактера и до лжны зн ачительно ва рьироваться, они оп ределяются им енно си туацией управления. Со держание уп равления, а в зн ачительной ме ре — и ис кусство ру ководства им за ключаются в ум ении пр авильного вы бора оп тимальных пр иемов и ме тодов ру ководства из вс его их множества.[12]


Со гласно си туационному по дходу, пр оцесс уп равления вк лючает че тыре ос новных ма кроэтапа:

1) фо рмирование уп равленческой ко мпетентности ру ководителя, т.е. его ов ладение ср едствами уп равления, ко торые до казали на пр актике св ою эф фективность;

2) пр едвидение во зможных по следствий (к ак по ложительных, так и от рицательных) от пр именения ка кой-либо ко нцепции или ме тода по от ношению к си туации; их ср авнительный ан ализ;

3) ад екватная ин терпретация си туации; вы деление ее гл авных фа кторов — так на зываемых си туационных пе ременных (в нешних и вн утренних); оц енка эф фектов от во здействия на од ну или не сколько пе ременных;

4) со гласование вы бранных ру ководителем пр иемов уп равления с ко нкретными ус ловиями на ос нове тр ебования ма ксимизации по ложительного и ми нимизации от рицательного эффектов.[13]

Кл ючевым в эт ом пр оцессе яв ляется его тр етий эт ап, со стоящий в вы боре на иболее су щественных для си туации вн ешних и вн утренних переменных. Ко нкретные на боры эт их пе ременных си льно варьируются. Од нако су ществует и до статочно ог раниченный пе речень ос новных ср еди них — на иболее ва жных для по давляющего бо льшинства уп равленческих ситуаций.

За слуга шк олы на уки уп равления за ключается в то м, что она су мела оп ределить ос новные вн утренние и вн ешние пе ременные (ф акторы), [1 4] вл ияющие на организацию. Ра зличные ав торы на зывают ог ромное ко личество пе ременных, от ко торых за висит эф фективность ра боты ор ганизации, но гл авных пе ременных, во здействующих на де ятельность ор ганизации, не бо лее десяти.

Вн утренние пе ременные из учались ра зличными шк олами, при эт ом ка ждая шк ола ак центировала св ое вн имание на ра зных фа кторах вн утренней ср еды организации. Та к, шк ола на учного уп равления об ращала ос новное вн имание на за дачи и те хнологию уп равления; шк ола пс ихологии и че ловеческих от ношений - на тр удовые ре сурсы (л юдей) ор ганизации; кл ассическая (а дминистративная) шк ола - на ст руктуру управления. Но мн ению пр едставителей эт их шк ол, до стижение це лей ор ганизации по лностью за висело от вн утренних пе ременных, и по этому они не уд еляли ни какого вн имания фа кторам, на ходящимся вне организации.

Вн утренние пе ременные сл ужат ха рактеристикой ор ганизации, по скольку ор ганизация пр едставляет со бой со зданные лю дьми си стемы, то вн утренние пе ременные в ос новном яв ляются ре зультатом уп равленческих решений. В са мой ор ганизации к ос новным пе ременным, ко торые тр ебуют вн имания ру ководства, от носятся ст руктура, за дачи, те хнологии и люди.


Для эф фективного фу нкционирования со временных ор ганизаций им яв но не достаточно уч итывать вл ияние то лько вн утренних переменных. В на стоящее вр емя ор ганизации ис пытывают зн ачительное вл ияние фа кторов вн ешней ср еды, ко торые, в св ою оч ередь, ок азывают бо льшое во здействие на вн утренние пе ременные организации.

Ва жнейшим вк ладом си стемного по дхода в на уку уп равления ст ало пр едставление о зн ачении вн ешней ок ружающей ср еды и не обходимости уч итывать си лы, вн ешние по от ношению к организации. Мы сли о не обходимости уч ета вл ияния вн ешней ср еды на де ятельность ор ганизации по явились в ко нце 19 50-х гг. Си туационный по дход ра сширил вз гляд на ор ганизацию как си стему уп равления, по двергающуюся во здействию как вн утренних, так и вн ешних факторов. Не обходимость уч ета из менений во вн ешней ср еде ос обенно ак туальна в на стоящее время. Вы живание ор ганизации и со хранение эф фективности ее ра боты в по давляющем бо льшинстве сл учаев за висит от то го, су меет ли ор ганизация пр испособиться к из менениям ок ружающей ее среды.[15]

Си туационный по дход, во брав в се бя все до стоинства пр едыдущих шк ол и по дходов, ра сширил пр актическое пр именение те ории си стем, оп ределив ос новные вн утренние и вн ешние пе ременные, ко торые вл ияют на пр оизводственные системы. Со гласно эт ому по дходу все из вестные ко нцепции и ме тодики до лжны бы ть пр именимы к ко нкретным ситуациям. Си туационный по дход, ил и, как его ча сто на зывают, си туационное мы шление, сч итают в на стоящее вр емя лу чшим сп особом сд елать уп равление эффективным.

1.3 Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные ме тоды

Со держание и ро ль ма ркетинга по дверглись гл убокому из учению со ст ороны сп ециалистов в эт ой об ласти, ср еди ко торых бы ли, как те оретики ма ркетинга, так и пр актикующие маркетологи. В ре зультате мн огочисленных ис следований ок ончательно оф ормились че тыре ос новные то чки зр ения на эту сф еру деятельности.

Во -первых, ма ркетинг ра ссматривается как уп равленческая фи лософия, на правленная на до стижение “р ыночной ор иентации” ор ганизации и со здание ср еды, бл агоприятной для пр едпринимательства и инноваций. Эт от вз гляд на ко нцепцию ма ркетинга мо жно ре зюмировать как ве ру в то, что “м аркетинг – это сп особ пр еуспеть в бизнесе”.


Во -вторых, ма ркетинг ра ссматривается как на бор ст ратегических ре шений, ка сающихся ра зличных ва риантов по зиционирования пр одукции и ус луг на це левых ры нках и по ддержания ко нкурентного преимущества.

В- третьих, ма ркетинг ра ссматривается как си стема уп равления ко мпонентами ма ркетинговой пр ограммы, в св ою оч ередь, со стоящая из уз коспециализированных по дсистем уп равления пр одуктовой по литикой, це нообразованием, ма ркетинговыми ко ммуникациями и ка налами распределения.

В- четвертых, ма ркетинг все ча ще ра ссматривается как фу нкция об работки ин формации, как св оеобразный “п ереводчик” ры ночной ср еды на яз ык, по нятный организации. Эт а, ве сьма см елая и ор игинальная тр актовка ко нцепции ма ркетинга, вп ервые пр едставленная ми ровой об щественности в 19 97 го ду, пр инадлежит N. Piercy.

Пр едложенное вы ше уп рощенное, оч ищенное от “п римесей” ры ночных ре алий, ра зделение ко нцепций ма ркетинга и ст ратегического ме неджмента не ка жется жи знеспособным по тр ем причинам.

1) Не обходимо об судить то, ка ким об разом ст ратегические ре шения в ма ркетинге св язаны с ко рпоративной стратегией.

2) Лю бой по дробный ан ализ по кажет, чт о, и в те ории и на пр актике им еет ме сто как ча стичное со впадение, то чнее бы ло бы ск азать, ча стичное пе рекрывание, так и ча стичное ра схождение, а, ис пользуя те рминологию N. Pi ercy, – “к онкуренция” ко нцепций ма ркетинга и ст ратегического менеджмента.

3) Как ст ратегический ме неджмент, так и ма ркетинг, ис пытывают пе ремены и по стоянное да вление, по рожденные ра звитием ко рпоративных ор ганизационных фо рм и все ус коряющими те мп из менениями в ок ружающей среде.

Ма ркетинговый по дход пр едусматривает ор иентацию уп равляющей по дсистемы си стемы ме неджмента при ре шении лю бых за дач на потребителя. На пример, вы бор ст ратегии фи рмы до лжен ос уществляться на ос нове ан ализа су ществующих и пр огнозирования бу дущих ст ратегических по требностей в да нном ви де то вара или ус луг, ст ратегической се гментации ры нка, пр огнозировании жи зненных ци клов бу дущих то варов, ан ализе ко нкурентоспособности св оих то варов и то варов ко нкурентов, пр огнозировании их ко нкурентных пр еимуществ, пр огнозировании ме ханизма де йствия за кона конкуренции.

Вы полнение пе речисленных фу нкций ст ратегического ма ркетинга яв ляется на исложнейшей пр облемой ст ратегического менеджмента. Ма ркетинговый по дход сл едует пр именять при ре шении лю бой за дачи в лю бом по дразделении фирмы.


При пр именении ма ркетингового по дхода пр иоритетами вы бора кр итериев ме неджмента бу дут сл едующие:

1) По вышение ка чества об ъекта (в ыхода си стемы) в со ответствии с ну ждами по требителей;

2) Эк ономия ре сурсов у по требителей за сч ет по вышения ка чества об ъекта, ка чества се рвиса и др угих фа кторов:

3) Эк ономия ре сурсов в пр оизводстве об ъекта за сч ет ре ализации фа ктора ма сштаба, на учно-технического пр огресса, со вершенствования си стемы менеджмента.

В ус ловиях це нтрализованно-плановой си стемы хо зяйствования пр иоритетами ал ьтернативного пр оизводственного по дхода бы ли сл едующие:

1) Сн ижение се бестоимости пр одукции (и ногда вы годнее бы ло по вышать се бестоимость);

2) По вышение ка чества пр одукции; за траты у по требителя пр одукции не ре гламентировались и не управлялись.

1.4. Системный подход в менеджменте.

Си стемный по дход — ор ганичная со ставная ча сть си стемно-целевого по дхода (С цеП-методологии), по зволяющая ра ссматривать об ъект ис следования с дв ух ст орон: с по мощью ан ализа об ъясняемый пр едмет тр актуется как це лое, ко торое пр едстоит ра зложить на ча сти; с по мощью си нтеза ис следуемый об ъект тр актуется как ча сть це лого, для ко торого оп ределены ко нечные цели.

Си стемный по дход – это ме тодология ра ссмотрения ра зного ро да ко мплексов, по зволяющая гл убже и лу чше ос мыслить их су щность (с труктуру, ор ганизацию и др угие ос обенности (и на йти оп тимальные пу ти и ме тоды во здействия на ра звитие та ких ко мплексов и си стему уп равления ими.

Си стемный по дход яв ляется не обходимым ус ловием ис пользования ма тематических ме тодов, од нако его зн ачение вы ходит за эти рамки. Си стемный по дход – это вс еобъемлющий ко мплексный подход. Он пр едполагает вс есторонний уч ет сп ецифических ха рактеристик со ответствующего об ъекта, оп ределяющих его ст руктуру, а, сл едовательно, и организацию.

Ка ждая си стеме им еет св ои, пр исущие ей, ос обенности, св ою ре акцию на уп равление, св ои фо рмы во зможного от клонения от пр ограммы, св ою сп особность ре агировать на ра зличного ро да воздействия.

Пр оизводственные об ъекты пр едставляют со бой сл ожные ие рархические си стемы, со стоящие из ко мплекса вз аимосвязанных и вз аимозависимых по дсистем: пр едприятие, цех пр оизводственный уч асток, уч асток «человек-машина».