Файл: Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение высшего образования
«Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства»
Автомобильно-дорожный институт
Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по предмету:
«Оценка безопасности системы человек-машина»
на тему: Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств
Выполнил: студент гр. 19ТТП1 Файзуллоев А.А.
Принял: Ширшиков А.С. ____________________
(подпись)
Работа защищена «___» ____________2023 г. с оценкой _________
Пенза 2023 г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение высшего образования
«Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства»
Автомобильно-дорожный институт
Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
студенту: Файзуллоев Азизбек Алижонович
1. Тема работы: Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств
2. Срок сдачи студентом законченной работы: "___" ___________2023г.
3. Исходные данные к работе по номеру зачетной книжки: №190653
Модель ТС1 | КамАЗ-53212 |
Модель ТС2 | ЛАЗ – 420 |
Постоянная скорость движения ТС2 – V2,км/ч | 50, 60, 65, 70, 80 |
Максимальная скорость ТС1 – Vmax, км/ч | 80 |
Длина ТС1 – L1,м | 9,1 |
Длина ТС2 – L2,м | 10,0 |
Постоянная времени разгона ТС1 – ТV,с | 40,0 |
Максимальное замедление ТС2 – Jmax,м/с2 | 3,6 |
Временной интервал между ТС1 и ТС2 перед началом обгона t12, с | 2 |
Временной интервал между ТС2 и ТС1 после завершения обгона t21, с | 1,5 |
Расстояние между ТС1 и ТС2 после прекращения обгона и завершения торможения перед возвращением на свою полосу движения, м | 1 |
Время перестроения при возвращении ТС1 на свою полосу tп, с | 2 |
4. Дата выдачи задания: "___" __________2023 г.
Задание принял к исполнению
ст. гр.19ТТП1Файзуллоев А.А._____________________
(подпись)
Оглавление
1. Подготовка исходных данных 4
2. Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств 6
3. Графоаналитический метод расчета параметров безопасного обгона автотранспортных средств 8
3.1. завершенный обгон 8
3.2. незавершенный обгон 9
4. аналитический метод расчета параметров безопасного обгона автотранспортных средств 10
4.1. завершенный обгон 10
4.2. незавершенный обгон 11
5. оПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ БЕЗОПАСНОСТИ 13
6. ВЫВОДЫ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ 14
1. Подготовка исходных данных
В качестве исходных, были выбраны данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные
Постоянная скорость движения ТС2 – V2, км/ч | 50, 60, 65, 70, 80 |
Максимальная скорость ТС1 – Vmax, км/ч | 80 |
Длина ТС1 – L1, м | 9,1 |
Длина ТС2 – L2, м | 10,0 |
Постоянная времени разгона ТС1 – ТV, с | 40,0 |
Максимальное замедление ТС2 – Jmах, м/с2 | 3,6 |
Временной интервал между ТС1 и ТС2 перед началом обгона t12 , с | 2 |
Временной интервал между ТС2 и ТС1 после завершения обгона t21, с | 1,5 |
Расстояние между ТС1 и ТС2 после прекращения обгона и завершения торможения перед возвращением на свою полосу движения, м | 1 |
Время перестроения при возвращении ТС1 на свою полосу tП, с | 2 |
Обгон с возрастающей скоростью может выполняться «с хода», когда начальная скорость ТС1 больше скорости ТС2 и с ожиданием возможности обгона, когда начальная скорость ТС1 равна скорости ТС2. Обгон с возрастающей скоростью осуществляемый «с хода» и с ожиданием возможности обгона, подразделяется на завершенный и незавершенный.
На риc. 1 представлена схема завершенного обгона «с ожиданием». Перед началом обгона водитель ТС1 следует за ТС2 с временным интервалом t12, которому соответствует дистанция S12.
Рис. 1. Схема завершенного обгона «с ожиданием»
В процессе обгона в определенный момент (в данном случае расчет ведется для положения 1.1, когда ТС1 догнал ТС2) водитель должен принять окончательное решение о завершении или прекращении обгона. В случае продолжения обгона ТС1 опережает ТС2 и возвращается на свою полосу движения, завершая обгон (положение 1.2). В момент завершения обгона между ТС2 и ТС1 должен быть временной интервал t21, которому соответствует дистанция S21. В последующие моменты времени величина S21 быстро увеличивается, так как скорость у ТС1 выше, чем у ТС2.
Разгон ТС1 при обгоне выполняется с максимальной интенсивностью и прекращается плавно после его завершения.
Реализация такого режима обгона возможна только в том случае, когда имеется необходимый интервал времени между обгоняющим ТС1 и автомобилем, двигающимся впереди него навстречу. В противном случае, водитель ТС1 будет вынужден экстренно затормозить. Описанный режим движения ТС1 обеспечивает минимальные значения времени обгона tОБГ и пути обгона SОБГ по схеме «с ожиданием».
На рис. 2 показана схема незавершенного обгона «с ожиданием».
Рис. 2. Схема незавершенного обгона «с ожиданием»
В положении 1.1 водитель ТС1 принимает решение прекратить обгон. После принятия решения о прекращении обгона водитель ТС1 некоторое время tТ осуществляет торможение, за которое преодолевает расстояние SТ. Торможение выполняется с максимальным замедлением Jmах для данного ТС. В положении 1.2, когда ТС1 отстает от обгоняемого автомобиля на один метр, водитель прекращает торможение и, так как скорость у ТС1 в этот момент меньше, чем у ТС2, то ТС2 уходит вперед и водитель ТС1 может вернуться на свою полосу движения, совершая маневр за время tП. За это время ТС1 проходит путь SП.
Величины дистанций S12 и S21 в большой степени зависят от дорожных условий, типа автомобиля, опыта и квалификации водителя.
2. Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств
Построим график изменения скорости ТС1 в зависимости от времени V1= f(t) и график изменения пути ТС1 в зависимости от времени S1= f(t) при разгоне автомобиля.
Для построения графиков: V1= f(t) и S1= f(t) выполним расчет для значений времени t от 5 до 120 с (с интервалом t = 5 c). При определении параметров обгона графоаналитическим методом расчет V1= f(t) и S1= f(t) производиться при значениях t и больше чем 60 с, вследствие длительного временного интервала, необходимого для завершения обгона, возможные причины чего – небольшая разница между Vmax ТС1 и V2 ТС2 перед началом обгона, неудовлетворительная динамичность ТС1.
t = 5 секунд найдем значения V1 и S1.
Вычисление значений скорости ТС1 выполняем по формуле:
.
Расчет значений пути ТС1 производим по формуле:
По данным расчетов заполняем табл. 2 и строим графики S1= f(t) и V1= f(t) (см. приложение 1).
Таблица 2
Значения пути и скорости ТС1 в зависимости от времени разгона
t | S1 | V1 |
5 | 6,6639 | 9,4 |
10 | 25,601 | 17,7 |
15 | 55,368 | 25,02 |
20 | 94,694 | 31,48 |
25 | 142,45 | 37,18 |
30 | 197,66 | 42,21 |
35 | 259,43 | 46,65 |
40 | 327 | 50,57 |
45 | 399,69 | 54,03 |
50 | 476,89 | 57,08 |
55 | 558,08 | 59,77 |
60 | 642,78 | 62,15 |
65 | 730,59 | 64,25 |
70 | 821,13 | 66,1 |
75 | 914,09 | 67,73 |
80 | 1009,2 | 69,17 |
85 | 1106,2 | 70,45 |
90 | 1204,8 | 71,57 |
95 | 1304,9 | 72,56 |
100 | 1406,3 | 73,43 |
105 | 1508,8 | 74,2 |
110 | 1612,4 | 74,89 |
115 | 1716,8 | 75,49 |
120 | 1822 | 76,02 |
125 | 1927,9 | 76,49 |
130 | 2034,5 | 76,9 |
135 | 2141,5 | 77,26 |
140 | 2249,1 | 77,58 |
145 | 2357 | 77,87 |
150 | 2465,3 | 78,11 |
155 | 2574,0 | 78,33 |
160 | 2682,9 | 78,53 |
165 | 2792,1 | 78,71 |
170 | 2901,6 | 78,86 |
175 | 3011,2 | 78,99 |
180 | 3121 | 79,11 |
185 | 3230,9 | 79,22 |
190 | 3341 | 79,31 |
195 | 3451,2 | 79,39 |
200 | 3561,5 | 79,46 |