Файл: «Принятие управленческого решения как организационный процесс».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческого решения
1.1 Сущность принятия управленческого решения как организационного процесса
1.2 Модели и методы принятия решений
1.3 Оценка эффективности процесса принятия управленческих решений
2 Особенности принятия управленческих решений в ООО «Шарм»
2.1 Характеристика и тенденции развития ООО «Шарм»
2.2 Характеристика процесса принятия решений в организации
2.3 Оценка эффективности принятия решений в ООО «Шарм»
3 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки и реализации принятия решений в ООО «Шарм»
Введение
Принятие решений – важнейший аспект деятельности менеджеров, это разовый акт окончательного предпочтения одного из возможных вариантов воздействия на систему для достижения целей компании.
Необходимость принятия решений обусловлена тем, что предприятие должно адаптироваться к изменяющимся под влиянием изменений внешней среды обстоятельствам при помощи обратных связей - информации о состоянии объекта управления, отображаемой в виде отклонений параметров объекта управления от поставленных целей.
Управленческие решения являются основным элементом процесса управления компанией, своеобразным фокусом, вокруг которого вращается деятельность компании. Решение может быть проанализировано как продукт управленческой работы, а его принятие - как процесс, ведущий к созданию данного продукта.
В большинстве производственных ситуаций потенциал достижения целей предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности зависят от решений руководителей. В настоящее время принятие решений является важным элементом корпоративного управления, нацеленным на обеспечение устойчивого экономического роста и развития организации, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, что и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся внешней среды все компании должны не только ориентироваться на внутреннее состояние, но и принимать решения, позволяющие им идти в ногу с изменениями внешней среды.
В прошлом многие компании могли эффективно работать, сосредоточившись в основном на ежедневной работе, на внутренних вопросах, связанных с улучшением использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время целесообразное использование возможностей в текущей деятельности не утратило своей актуальности, но наиболее важным является внедрение такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к изменениям внешних условий хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является ООО «Шарм».
Предметом исследования является процесс принятия и реализации решений внутри компании.
Целью исследования является анализ процесса принятия управленческих решений в ООО «Шарм» и разработка рекомендаций по росту его эффективности.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты процесса принятия и реализации управленческого решения;
- обозначить критерии оценки эффективности принятия управленческих решений ;
- представить общую характеристику компании ООО «Шарм» и провести анализ процесса принятия решений в компании;
- обосновать необходимость совершенствования процесса разработки управленческих решений;
- выработать конкретные рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в компании.
При подготовке исследования использовались научно-методические пособия, монографии и публикации профессиональных журналов, материалы из сети Интернет, а также бухгалтерские, статистические и другие данные ООО «Шарм».
1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческого решения
1.1 Сущность принятия управленческого решения как организационного процесса
Управленческое решение - выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Это своеобразный творческий акт субъекта управления, нацеленный на решение вопросов, возникших в объекте управления.
В процессе управления предприятиями принимается большое число всевозможных решений, обладающих разнообразными характеристиками. Тем не менее, имеются отдельные общие признаки, позволяющие эту массу определённым образом классифицировать (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Классификация управленческих решений
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
- формирование вопросов, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев, по которым может быть принято решение;
- разработка и формулировка решения проблемы;
- выбор оптимального варианта;
- ратификация (принятие) решения;
- проведение работ по выполнению и оценке решения.
Подготовка решений в современных организациях зачастую отделена от функции их принятия и предусматривает работу целой команды специалистов. В классической теории управления это, как правило, функция кадровых служб.
Организация разработки управленческого решения означает координацию работы различных подразделений и отдельных сотрудников в процессе разработки решения. Организация осуществляется нормативными актами, регламентами, организационными требованиями, инструкциями, ответственностью.
В самом широком смысле под принятием административного решения понимается весь процесс управления.
Процесс реализации решения связан с реализацией большого плана, представляющего собой комплекс мероприятий по достижению поставленных целей и сроков их достижения. Разработка такого плана является прерогативой соответствующих служб в административном аппарате. Однако в настоящее время ее разработкой занимаются также и те, кто будет его исполнять, то есть непосредственные исполнители.
Цель упорядоченного подхода к принятию решений - увеличить объективность и обеспечить учет всей существенной информации. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который вынуждает менеджера осуществлять сбор информации, а потом сортировать ее путем критического исключения, то процесс принятия решений предполагает необходимость формирования базы данных, которая далее применяется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив (рис. 1.1).
Рисунок 1.1
Процесс принятия и реализации решения
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер обязан не только сориентироваться в понятийном аппарате, но и умело внедрить на практике:
- методологию управленческого решения;
- методы разработки управленческих решений;
- организацию разработки управленческих решений;
- оценку качества управленческих решений.
1.2 Модели и методы принятия решений
На практике при осуществлении управления используется ряд методов, которые могут помочь в поиске объективно обоснованного решения для выбора из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей степени способствует достижению поставленных целей. Это включает в себя платежную матрицу и дерево решений.
Платежная матрица - это метод статистической теории принятия решений, может быть полезен менеджеру при необходимости выбора из нескольких путей обхода проблемы. В частности, она эффективна, когда необходимо установить, что возможное применение стратегии будет способствовать максимально возможному достижению поставленной цели.
Наиболее часто используется, когда нужно определить, какой вариант может помочь предприятию достичь поставленных целей. Ожидаемое значение результата (сумма возможных значений, умноженная на их вероятность) должно быть установлено до создания платежных матриц. Определив потенциальное значение всех альтернатив, и разместив результаты в форме матрицы, руководитель может относительно легко сделать наиболее предпочтительный выбор - максимально возможное значение.
Дерево решений - используется для выбора наилучшего курса действий из существующих вариантов. Это схематическое представление задачи решения.
Дерево решений дает возможность схематично показать проблему и визуально сравнить возможные альтернативы. Метод может быть использован в сложных случаях, когда следствие принимаемого решения влияет на дальнейшие действия.
Практика управления заключается в том, что при принятии и реализации решений определенная доля руководителей использует неформальные методы, основанные на аналитических навыках лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических методов и приемов настройки оптимальных решений менеджером посредством абстрактного сравнения альтернатив с опытом. В принципе, неформальные методы основаны на интуиции руководителя. Самым главным положительным моментом в этом является скорость принятия решений, недостатком - неформальные методы не могут застраховать лидера от выбора неверного решения.
В определенной степени все методы принятия решений можно сгруппировать в три группы (рис. 1.2)
Методы принятия решений
Рисунок 1.2
Классификация методов принятия управленческих решений
Методы принятия решений
эвристические
количественные
коллективные
Существенным моментом в процессе коллективной работы по реализации решений является определение круга лиц, участвующих в данной процедуре. Основными критериями формирования такой команды являются навыки, умение решать творческие задачи, конструктивность решения и коммуникабельность. Коллективные формы принятия решений могут реализовываться по-разному: заседания, совещания, работа в комиссии и др.
Наиболее популярным является такой метод коллективной подготовки решений, как «мозговой штурм» или «мозговая атака». В случае необходимости решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают свои варианты решения проблемы. Главным условием «мозгового штурма» является организация условий, благоприятных для простого генерирования идей. С этой целью запрещено обсуждать какую-либо идею и критиковать ее, даже если на первый взгляд ее выполнение невозможно. Все идеи записываются и затем обрабатываются профессионалами.
Метод Дельфи - это многоуровневый метод анкетирования. После каждого этапа данные анкеты уточняются и результаты передаются специалистам с указанием положения точек. Первый этап опроса проводится без рассуждений, во втором – отличающийся от общего мнения ответ должен быть обоснован экспертом или эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок анкетирование прекращается и принимается решение, предложенное или скорректированное экспертами.
Японская кольцевая система принятия решений - «кингисе». Ее цель заключается в том, что представленный на слушаниях проект нововведения передается сотрудникам по составленному руководителем списку для обсуждения. Эксперты должны провести анализ предлагаемого решения и представить свои замечания в письменном виде. Затем идет собрание, на которое приглашаются сотрудники, чье мнение не совсем понятно руководителю. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с личными предпочтениями. А если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который рассматривается с помощью одного из следующих принципов:
а) принцип большинства голосов, т. е. решение, которое имеет максимальное число сторонников;
б) принцип диктатора, т. е. из группы принимается взгляд только одного человека, характерно для солдат, а также для принятия решений в кризисных ситуациях;
в) принцип Курно - используется тогда, когда нет ассоциаций, т. е. предполагается, что число решений равно числу экспертов, в этом случае нужно выбрать решение, отвечающее требованию индивидуальной рациональности, не нарушая интересов каждого отдельного человека;
г) принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют коалицию, лучше найти решение, которое выгодно изменить всем членам группы сразу, так как они едины в достижении общей цели;
д) принцип Эджворта используется, когда группа состоит из нескольких объединений, любой из которых невыгодно аннулировать свое решение, имея сведения о предпочтениях всех подгрупп, можно принять решение, наиболее подходящее для всех.
В основе количественных методов принятия решений лежит научно-практический подход, предусматривающий выбор оптимальных решений по уровням обработки (с использованием ЭВМ и ЭММ) больших объемов данных.
Модель - это воспроизведение объекта, системы или идеи в форме, отличной от самой целостности. Это схематическое описание конкретной жизненной ситуации (управленческой). Другими словами, модели воспроизводят реальные события, окружение особым способом.
Есть много причин для применения модели вместо прямого влияния на реальный мир:
- сложность реального мира - фактическое количество переменных, которые относятся к той или иной проблеме, превышает возможности анализа каждого человека, так что рационально упростить реальный мир путем моделирования;
- неудачные эксперименты - существует масса управленческих ситуаций, в которых целесообразно исследовать и экспериментально проверить альтернативные решения проблемы;
- моделирование в настоящее время является единственным систематическим способом увидеть варианты будущего и определить возможные исходы альтернативных решений, чтобы их можно было объективно сравнить.