Файл: Правоприменительная деятельность (Определение применения права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
1.1. Определение применения права
1.2. Признаки и основания применения права
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА В РОССИИ
2.1. Состояние правоприменительной деятельности в России
2.2. Пути повышения эффективности правоприменительной деятельности в России
Введение
Актуальность темы исследования. Применение права - это особая форма реализации правовых норм. Само по себе право - это особый регулятор общественных отношений. Для того что бы право претворялось в жизнь существуют правовые нормы, при помощи которых и осуществляется правовое регулирование. Вступая в общественные отношения, регулируемые нормами права субъекты, таким образом, вступают в правовые отношения.
Все правовые нормы должны быть каким-либо образом претворены в жизнь, иначе сам по себе институт права не имел бы смысла. Если бы отсутствовал механизм реализации правовых норм, то есть претворения правовых норм в жизнь, то существование права самого по себе лишалось бы своего целевого назначения, смысла своего существования. Сам по себе процесс воплощения правовых норм, властных юридических предписаний - это сложный процесс, в котором взаимодействуют человек, общество и государство. Он состоит в активных действиях отдельного гражданина, государственного органа, организации, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления и всех иных участников правовых отношений. Иным образом этот механизм определен, как реализация права. Сама реализация права, как процесс имеет не меньшее значение, чем принятие правовых норм.
Одной из основных форм реализации права является его применение. Роль и значение применения права, как особой формы реализации права неоценима, так по мнению ряда ученых-юристов правоприменение наряду с правотворчеством является одним из направлений функционирования правовой системы.
Особое значение в применении права имеют конкретные стадии его применения, именно данные стадии позволяют претворить правовые нормы в жизнь.
Степень разработанности темы исследования. Проблематика правоприменительной деятельности для отечественной теории права в целом является достаточно традиционной и основательно проработанной. Общие вопросы правоприменения рассматривались в трудах таких ученых-теоретиков, как С. С. Алексеев, Н. Н. Вопленко, И. Я. Дюрягин, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, А. С. Пиголкин, Ю. Г. Ткаченко и др. Вопросам теории и практики правоприменения был посвящен ряд коллективных монографий отечественных исследователей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу применения права.
Предметом исследования выступает содержание правоприменительной деятельности в целом, представляющее собой сложное, многоаспектное и динамичное явление, имеющее важное значение для функционирования правовой системы общества.
Целью данной работы является исследование правоприменительной деятельности.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым последовательное решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие определения права;
- исследовать основные признаки и основания применения права;
- изучить состояние правоприменительной деятельности в России;
- исследовать возможные пути повышения эффективности правоприменительной деятельности в России.
Теоретическая и эмпирическая основа исследования. Комплексный характер исследуемой проблематики предопределил многоплановость вышеуказанных задач, что обусловило в свою очередь обращение к разнообразным источникам, затрагивающим те или иные ее аспекты, в том числе Конституции Российской Федерации, нормативно-правовым актам, научным исследования ученых.
Методологической основой данной работы выступает комплекс общенаучных и частнонаучных методов: диалектического метода, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, обобщения, нормативно-правового, формально-юридического, и иных специальных методов научного познания.
Структура работы была определена поставленными выше задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы и источников
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
1.1. Определение применения права
В процессе своей повседневной деятельности каждый из нас вступает в те или иные общественные отношения. Обращаясь в органы государственной власти, заключая гражданско-правовые договора мы становимся субъектом тех или иных правовых отношений. Вступая в те или иные правоотношения мы тем самым реализуем нормы различных отраслей права.
Реализация права в основном происходит без участия государственных органов. Организации и граждане добровольно, по взаимному согласию, без принуждения, вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют юридические обязанности и соблюдают установленные нормами права запреты. Однако в некоторых случаях возникает необходимость вмешательства государства, без чего реализация правовых норм оказывается невозможной.
К определению применения права имеются различные подходы.
Так по мнению Ивановой С.А., применение права - это властноорганизующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм[1].
Ряд ученых юристов сводят применение права к следующему определению, применение права – это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц[2]. В свою очередь государственные органы выполняют рамках данного процесса, возложенные на них полномочия и специальные функции. Правоприменительная деятельность является одной из форм деятельности государства, при помощи которой правовые нормы претворяются в жизнь.
Применять нормы права означает применять власть, в том числе: принуждение, санкции, наказание. Правоприменительную деятельность осуществляют специальные субъекты, уполномоченные на то в установленном порядке. В связи с чем, обычные граждане не могут применять нормы права, то есть осуществлять властные полномочия, так как они не наделены такими полномочиями. Субъектами применения права, правоприменителями, являются органы судебной, исполнительной, законодательной власти, а также органы прокуратуры, администрации организаций, инспецкции, органы местного самоуправления и иные субъекты правоприменения.
Правоприменение, как правовое явление, связано с эффективностью действия законов и иных нормативных правовых актов, уровнем правопорядка, дисциплины, законности в обществе, совершенствованием механизма правового регулирования. Целью правоприменения является упорядочение взаимоотношений между субъектами правовых отношений, придание им стабильного и организованного характера.
Процесс применения норм права должен протекать в рамках законности, которая исключает своеволие, произвол, волокиту, бюрократизм, взятки, вымогательство. Это особенно актуально, в нашей действительности, где высокий уровень коррупции негативно влияет на реализацию правовых норм, закрепленных в законе.
Целью применения права является удовлетворение не личных потребностей лиц, которые применяют правовые нормы, и не только тех лиц, которые реализуют права и обязанности, а потребностей всего общества, его законных прав и интересов. Именно поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью в сравнении с другими формами реализации права [3].
Одной из форм применения права может быть принуждение, однако только то, которое основано на нормах закона, которая исключает произвол государственного аппарата. Осуществление принуждения возможно, как непосредственно, к примеру, для предотвращения уголовно наказуемого деяния (преступления), либо в установленной законом процедурной форме. Последнее предполагает издание уполномоченным органом государственной власти правоприменительных актов, в которых и реализуются властные полномочия государства. Применение норм права осуществляется в отношении отдельного лица (гражданина) и обычно затрагивает его права и законные интересы[4].
Применение права, являясь по своей сути государственно-властным деянием, во всех случаях осуществляется от имени государства[5].
В большинстве случаев правоприменение рассматривается как особая форма реализации права, которая осуществляется государственными или общественными организациями в пределах их полномочий в форме властной деятельности по конкретизации правовых предписаний на основе соблюдения законности и правопорядка[6]. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, механизм реализации некоторых правовых норм предусматривает участие государства, его органов. Это нормы права, в соответствии с которыми происходит государственное распределение имущественных благ (социальные нормы). Так реализация гражданином права на пенсионное обеспечение включает в качестве обязательного элемента постановление комиссии о назначении пенсии государственного органа, в компетенцию которого входит социальное обеспечение граждан. Выделение жилья из государственного жилого фонда или муниципального требует индивидуального правоприменительного акта (решения) муниципального или государственного органа. Также путем принятия индивидуальных правовых актов (решений) организациям и гражданам предоставляются земельные участки, которые находятся в государственной собственности.
Во-вторых, взаимоотношения между должностными лицами и государственными органами внутри государственного аппарата имеют в большинстве характер власти и подчинения. Необходимым элементом данных правоотношений, являются властные решения, акты применения права (к примеру, Указ Президента Российской Федерации о освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти).
В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. В том случае, если стороны общественных отношений, не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения правового спора государственный орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение данных споров (арбитражные суды, суды общей юрисдикции, правоохранительные органы).
В-четвертых, правоприменение необходимо для того, чтобы определить меры юридической ответственности за совершенные правонарушения, а также для применения принудительных мер медицинского характера, мер воспитательного воздействия и иных мер, предусмотренных законодательством.
Необходимость в применении права возникает, когда субъекты права не могут без помощи юрисдикционных органов реализовать свои права и обязанности, когда имеется спор по поводу юридического факта, когда возникает потребность в государственном принуждении.
Основополагающим является положение о том, что принятие законаэто хотя и исключительно важный, но является лишь начальным этапом правового регулирования. Не менее сложной, а зачастую и более сложной является проблема реализации воли законодателя, претворению ее в жизнь. К сожалению, до сего дня «упоение» законотворчеством отодвигает вопросы реализации права на второй план и для многих людей факт принятия закона служит неким магическим знаком изменения правовой ситуации в лучшую сторону. Но это не так[7]. Опыт последних лет убедительно показывает, что наличие даже самых гуманных и демократичных законов мало что дает в плане обеспечения правопорядка и социальной стабильности, если государство не принимает согласованных и своевременных мер по их надлежащей реализации, не подкрепляет соответствующие нормативные предписания системой идеологических, социальных, экономических, политических и организационных гарантий. Практика правового регулирования, сама по себе, «понуждает» государственную власть вырабатывать определенные приоритеты в сфере реализации принятого законодательства, координировать и направлять и правоприменительную деятельность в соответствии с текущими задачами государства и со стратегическими целями государства на долгосрочный период, сосредотачивать политические усилия на тех или иных участках, иными словами, вырабатывать и проводить в жизнь определенную правоприменительную политику[8].
На современном этапе, представляется, необходимо «наладить» должное выполнение требований обоснованности и законности, полностью сконцентрировавшись на их реализации (и контролем за реализацией) другими правоохранительными органами и судами. Это отнюдь не означает полное забвение требования справедливости в правоприменительной деятельности[9].