Файл: Монометафоры и мультиметафоры в образовательном процессе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понимая условность деления, отметим, что и педагогическая, и дидактическая метафоры относятся к образовательному процессу, но педагогическая метафора характеризует его с позиции педагога.
Дифференциация и уточнение понятий «педагогическая метафора» и «дидактическая метафора» могут позволить выйти на формулировку показателей профессиональной компетентности учителя, в том числе в части проектирования методической канвы урока на основе метафоры, а также определить универсальные учебные действия ученика, связанные с метафорой как механизмом мышления.
Благодаря метафоризации педагогического знания создаются методологические базы. Свой набор педагогических метафор, которые закрепляют за собой дидактические и методические основания образования, есть практически у каждого выдающегося педагога разных исторических эпох.
Методологической базой их можно назвать и в силу того, что последователи, опираясь на метафоры, раскрывают суть их опыта. Интерес автора к дидактической метафоре вызван тем, что она рассматривается как один из механизмов познания ребенком мира, отражения внеязыковой действительности и позволяет прикоснуться к исследованию глубин процесса учения.
Отталкиваясь от статьи А. Витковского «Дыхание и виноградная гроздь, или Что такое дидактическая метафора», определим, что дидактическая метафора – вид когнитивной метафоры, специально разработанный в учебных целях [28].
То есть познавательный и эвристический потенциал метафоры делает ее средством мышления и развития ученика в процессе образования.
Теоретическому обоснованию использования дидактической метафоры в педагогике посвящены труды А. А. Плигина, М. А. Ахметова и др. Впервые понятие «дидактическая метафора» употребил А. А. Плигин. Он же классифицировал ее разновидности, выделив иллюстративную, поясняющую и стратегическую.
Мультиметафоры основаны на структурном сходстве, изоморфизме, позволяющих в рамках логического пространства одного объекта подсказывать (создавать, прописывать) структуру логического пространства другого объекта, явления и пр.
Например, в качестве поясняющей метафоры А. А. Плигин рассматривает объяснение правила Хунда – заполнения электронами атомных орбиталей (квантовых ячеек): «Расселение электронов подобно расположению пассажиров в трамвае; когда новый человек входит в трамвай, он ищет свободные места, чтобы сесть. Обычно бывает несколько возможностей, так как существуют двойные сиденья, где уже сидит один пассажир, и бывают пустые сиденья, где никто не сидит. Какое бы место вы выбрали в таком случае?
Например, если мы говорим, что преломление света – это вбегание человека в воду, то можем сразу предложить ученикам объяснить, почему свет, попав под углом в среду с иной оптической плотностью, изменил направление [28].
Мультиметафорная презентация представляют собой картинку или схему реального объекта или явления, сочетающихся с изображением метафоры, на основе которой построена подача учебного материала.
Приведем примеры книг, творчества, посвященного переводу научных предметных знаний на язык детства за счет поясняющих метафор, архетипически значимых образов фольклора и т. п.
На метафоричном объяснении основано творчество Ф. Кривина, метафорически адаптировавшего явления и законы грамматики, математики, физики, а также многие книги Татьяны Рик, основанные на олицетворении частей речи как членов большой семьи: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное и т. д. Аналогично введение в знания через сказочную метафору И. В. Вачкова благодаря образу Кляксича – И. П. Токмаковой. Формируется технологии создания поясняющей дидактической метафоры, задающая последовательность применения ее на уроке (А. А. Пилигин и др.). Иллюстративные метафоры, по А. А. Пилигину, представляют собой «использование известных простых объектов или явлений в качестве примера иллюстрации сложного понятия или важного учебного содержания» (угол – развернутая книга). В свою очередь он делит их на визуальные, аудиальные и кинестетические. М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова рассматривают в рамках техники управления учебной деятельности ученика метафору как одно из условий успешного обучения, выделяя учебную, обучающую (которая в свою очередь рассматривается как дидактическая и воспитывающая) и управляющую метафоры. Таким образом, использование метафоры в образовательном процессе вариативно: – это языковое средство как основа лексико-семантической работы; – языковое средство как основа метафорического мышления, благодаря которому появляются возможности не только глубинно освоить новый учебный материал, но и развить, углубить первоначальное его понимание и даже совершать открытия в новом содержании (А. А. Плигин, М. А. Ахметов); – «концептуальные метафоры сложных категорий, недоступных для понимания учащимися данной возрастной группы на теоретическом уровне, путем соединения научного контента с архетическими матрицами (кодами) культуры» (Е. Н. Дзятковская).
Представляется, что все потенциальные возможности метафоры в педагогике еще не изучены. Приведем примеры мультиметафор на разных этапах работы.
Таблица 1
Мультиметафоры | На каких этапах урока используются диалоги |
Объяснительно-иллюстративные | Этап актуализации – схемы, презентация Этап закрепления – схемы, презентация Этап рефлексии – оценка представлена символами-смайликами |
Репродуктивные | Этап объяснения нового материала – упражнения. Этап самопроверки – упражнения. |
Проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов) | Этап организации – проблемные вопросы. Этап актуализации – мотиваторы-картинки, слова. |
Частично-поисковые | Этап самоконтроля – задания, на доске упражнение |
Исследовательские методы | Этап закрепления – мини-проекты |
Другие методы, приемы | Дано дифференцированное задание на самопроверку |
Таким образом, применение средств метафорического проектирования открывает перспективу модернизации средств обучения, ориентированных на развитие субъектности обучающихся.
При организации учебной деятельности, направленной на развитие навыков использования метафоры, учитель должен руководствоваться современными подходами к обучению.
В преодолении трудности при обучении используются технологии критического мышления, проектная технология, технология слова-образа и многие другие, интересны приемы данных технологий.
В диалоговой речи должны быть элементы логического, критического и творческого мышления. На уроках дается обобщение результатов чувственного опыта. Для познания идеи текста и идеи коммуникации должны быть установлены связи.
На занятиях раскрывается алгоритм монометафоры как компонента схемы, блока, цитаты.
Учащиеся знакомятся с понятием мышления и речи, их взаимодействии.
Одной из популярных форм метафоры в практике работы является дискуссия, полилог, монолог в разных типах речи.
Мультиметафора включает размышление и компоновку, групповая работа должна делиться на шаги – этапы. Формы работы могут быть разные, в старших классах – это круглые столы, конференции, защиты проектов, кейс-задания, задания с блока-схемами, мозговые штурмы и многое другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой статье рассматриваются две группы метафор, которые используются для описания двух типов понятий. Первая группа включает метафоры, которые используются для описания понятий, обладающих высокой степенью абстрактности. Во многих случаях эти понятия можно метафорически описать и понять в терминах движущихся или недвижущихся событий в трехмерном пространстве. Это особенно актуально, когда метафора понимается через отображение отношений из исходной области в отношения в целевой области. Такие метафоры обычно являются сложными. Когда количество элементов в исходной и целевой областях велико, а природа отношений между элементами сложна, обработка метафоры будет более сложной. Степень сложности этих метафор может также зависеть от других факторов, таких как степень абстрактности понятия, которое описывается этой метафорой. Вторая группа метафор - это те, которые понимаются путем включения темы метафоры в метафорическую категорию, определяемую одним или максимум несколькими существенными семантическими признаками. Фактически, эти метафоры понимаются путем приписывания значимого семантического признака или признаков теме метафоры. В этом механизме метафорический класс создается на основе одного или нескольких значимых семантических признаков. Когда этот типичный член помещается в позицию транспортного средства метафоры, салиентный определяющий признак метафорического класса приписывается теме метафоры через посредничество типичного члена метафорического класса. Таким образом, для обработки разных видов метафор могут использоваться различные механизмы. Степень абстрактности понятия, которое описывается метафорой, а также характер доменов источника и цели и некоторые другие характеристики могут быть критическими факторами, определяющими, какой механизм будет использован для обработки метафоры.
Высказывание должно строиться по определённым законам, тогда метафора будет эффективным, это предполагает развитие таких компетенций, как:
-
социокультурная, знание иноязычной культуры и социума; -
речевая, коммуникация; -
языковая, знания языковых средств; -
познавательная, мотивация к познанию иноязычной речи; -
компенсаторная, умение пользоваться ограниченным набором речевых формул.
Таким образом язык и мышление неотделимы, бытовая сторона языка тоже влияет на его изучение, монологическая речь должна быть разнообразной, и рассуждением, и описанием, и повествованием. При обучении иноязычной речи, язык должен выполнять все необходимые функции: информационную функцию, коммуникативную, обучающую и развивающую.
Метафоры в начале урока дают возможность начать урок с проблемного обучения. Могут быть созданы картинки-мотиваторы по теме на урок окружающего мира, есть загадки и песенки на чтении, написан необычный пример по математике на доске как проблемный пример, по русскому языку специально создана ошибка в парах антонимов на доске.
Метафора дает возможность применять групповые методы работы:
Словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка. Таким образом, метафора расширяет и приумножает систему знаний человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Блэк М. Метафора. // Теория метафоры. - М., 1990. - 211с. -
Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. - М., 1984. – 31 4с. -
Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии 2001. № 3. – С.33-40. -
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. – 411 с. -
Гируцкий А.А., Ведение в языкознание/ А.А.Гируцкий. Минск: Тетра Системс, 2001. – 101 с. -
Доценко Т.И., Постникова О.В. Предпосылки и становление переносного значения в онтогенезе.// Семантика языковых единиц: Доклады YI Международной конференции в 2-х томах. - М., 1998, Т.1. – 261 с. -
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // ж. Вопросы психологии 1988. № 6. – С.14-22. -
Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста. // Речь ребенка: ранние этапы. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып.1. – СПб., 2000. – С.18-30. -
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. // Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987. – 281 с. -
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - М., 1997. – 329 с. -
Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми // В кн.: Психолингвистика - М., 1984. – 409 с. -
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М., 2000. – 271 с. -
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 1990.- 309 с. -
Овчинникова И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). - Пермь, 2000. – 321с. -
Ричардс А.А. Философия риторики. // Теория метафоры. - М., 1990. – 287 с. -
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., Словарь-справочник лингвистических терминов, М.: Просвещение,1985., - с.351, с.111-114 -
Юшина, В. Д. Роль педагогической метафоры в образовательном процессе / В. Д. Юшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56617/ (дата обращения: 20.03.2022). -
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – 431 с.