Файл: Монометафоры и мультиметафоры в образовательном процессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Применению метафоры для решения конкретных образовательных задач посвящены работы Е. Н. Дзятковской (как средство понимания сложных теоретических положений концепции устойчивого развития, базирующейся на теории систем), С. А. Хахаловой (метафора как педагогический инструмент развития прагматической компетенции магистров на примере анализа совокупности проявлений нравственной, этической, познавательной, регулятивной, эпистемической, метаязыковой функций метафор) и др. [14, 15].

Анализ современной литературы по использованию метафор в педагогике показывает, что становится все более востребованной познавательная/ когнитивная, эвристическая, этическая, морализирующая (Verpflichtung aufmoralische Werte) и метаязыковая функции метафоры [15].

Внимание привлекает и прагматическая роль метафоры в педагогической речи учителя, выражающаяся в ее способности оказывать влияние на восприятие учеником учебной информации, проявляя свои побудительные, аргументативные и эмотивные возможности (А. П. Чудинов, 2003).

Несмотря на большое количество исследований, до настоящего времени однозначное определение отсутствует. Термин принадлежит Аристотелю, который обладание метафорическим мышлением, умение переносить смыслы с одного слова на другое называл признаком таланта подмечать сходство.

При лингвистическом подходе под метафорой понимают художественное средство, литературный прием, троп или механизм речи (лингвистический прием), в основе имеющий переносный смысл, исходящий из сходства, аналогии.

П. Рикёр отмечал, что метафора позволяет передавать не очевидную информацию, благодаря чему происходит более глубокое проникновение в реальность [16].

Согласно словарю аналитической психологии, метафора – это определение и изучение одного путем обращения к образу другого; используется как сознательный литературный или терапевтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями, чтобы придать известную пикантность таинственному или «выразить невыразимое» [17].

В нейролингвистическом программировании метафора – это троп, употребление слов и выражений в переносном смысле, исходя из сходства, аналогии; сближение в речи двух предметов по сходству или контрасту [18].

В Оксфордском словаре по психологии метафора – это лингвистический прием, с помощью которого абстрактное понятие выражается посредством аналогии. Считается, что у метафоры нет никаких отличительных особенностей, что они, скорее, в той или иной степени нарушают буквальный смысл, и в результате такого нарушения возникают эмотивные и когнитивные эффекты [19].


Метафора и сравнение рассматриваются как предельно близкие понятия. А. А. Плигин отмечает, что в широком смысле слова метафора «применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении. В зарубежной научной традиции (когнитивных науках, лингвистике, психотерапии) под метафорой понимают любую аналогию, в которой свойства одного объекта (процесса или явления) выражают через другой» [12].

В монометафоре диалоговые формы можно применять во внеурочных мероприятиях, например:

1.Творческий вечер: поэты разных стран

2.Экскурсия в музей: ВОв/ национальный компонент/выставка определенного художника и т.д.

3.Опрос.

4.Анкета по интересам.

5. Определение индивидуальных маршрутов проектов.

6. Ведение проектов.

Монометафора как учебное занятие нацелено на развитие компонентов интеллектуальной сферы учащихся На уроке могут быть даны диалоговые блок-схемы, которые ёмко и красочно объединяют несколько страниц информации.

Приемы «Корзина идей» (антонимы) и построение синквейна нацелены на развитие критического мышления и уровня знаний.

С помощью монометафоры можно отрабатывать несложные темы:

-драматизация,

-клише,

-восприятие на слух, запись форм основных и второстепенных.

Как видим, более открытым и творческим является метод монометафоры. Это комплекс заданий, разного уровня упражнений в рамках одного текста.

Могут быть подобные формы монометафоры на уроке:

-блок-схемы,

-модели

-описание роли,

-картинки-мотиваторы,

-различного вида рефлексии,

-проекты.

В этом случае формируются на занятии рефлексивные компоненты мыслительной деятельности учащихся, например, с помощью диалога и сопутствующего приема:

Моделирование или схематизация своего понимания, действий  в  виде рисунка или схемы (Города, страны языка).

Кластер (числа, действия с ними) – фиксация системного понятия с взаимосвязями (лексика, глаголы).

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально) (герои и темы текста).

Путь «снизу-вверх» дает возможность использовать приемы:

Анализ, синтез знаний об антонимах и синонимах, сравнение, применение чисел и цифр, обобщение знаний по теме, конкретизация понятий, классификация в тексте.



Надо помнить, что метафора – это не просто форма обучения, образы должны перейти в диалоговые формы.

2.2 Особенности метафор


Метафора - это перенос наименований, основанный на ассоциативном сходстве двух объектов, на сходстве одного признака, общего для двух разных сущностей, на обладании одним общим признаком, на языковой семантической близости, на общем компоненте в их семантических структурах. например, "блин" для "солнца" (круглый, горячий, желтый).

Экспрессивности способствует имплицитное одновременное присутствие образов обоих объектов - того, который собственно назван, и того, который дает свое "юридическое" имя, при этом каждый из них входит во фразу в комплексе других своих характеристик.

Чем шире разрыв между ассоциируемыми объектами, тем более яркой и неожиданной - тем более выразительной - является метафора.

Метафоры, как и все СД, можно классифицировать по степени неожиданности. Так, метафоры, которые являются абсолютно неожиданными, т.е. совершенно непредсказуемыми, называются подлинными метафорами, а те, которые широко используются в речи и поэтому иногда даже фиксируются в словарях как выразительные средства языка, - банальными метафорами, или мертвыми метафорами. Их предсказуемость поэтому очевидна, и они обычно фиксируются в словарях как единицы языка (И.Р. Гальперин); развернутая метафора - это группа (скопление) метафор, каждая из которых передает другой признак описываемого явления для создания развернутого образа (В.А. Кучаренко).

Постоянное использование метафоры, т.е. слова, в котором смешиваются два значения, постепенно приводит к разрушению основного значения. Метафорическое употребление слова начинает влиять на словарное значение, добавляя к нему новые коннотации или оттенки смысла. Но это влияние, каким бы сильным оно ни было, никогда не достигнет той степени, когда словарное значение полностью исчезнет.

Как работает метафора?

Область источника — это область, с помощью которой осуществляется образное и вербальное представление. Взятые из исходной области (область-источник) образы и слова применяются к целевой области (область-цель).

Типы метафор (согласно Лейкоффу и Джонсону)

1. Восточные метафоры (вверх и вниз, спереди и сзади, внутри и снаружи, рядом и т.д.)

2. Антологические метафоры, ассоциирующиеся с движениями деятельности - олицетворение


3. Структурные метафоры (спор — это война, жизнь — это путешествие и т.д.)

Что такое Мультиметафоры и каковы их функции?

Мультиметафора представляет собой способ метафорического конструирования фрагмента действительности, «при котором в установлении связей (проекций) между областями знаний задействуются разные модусы (модальности) коммуникации – каналы и семиотические системы» [5, с.32].

При этом суть переноса значения состоит в том, что некое концептуальное содержание, или область цели, выражается через другую область знаний – оболочку, или область источника. Когнитивная наука начала изучение этого феномена в конце прошлого столетия.

Например, фрагмент урока биологии, посвященного работе легких человека, строится на метафоре: «легкие играют роль большой товарной станции, где поезда загружаются и разгружаются».

Согласно Р. Уфимцеву: «Метафора проводит связь между двумя областями человеческого опыта, одна область представляется средствами другой» [24].

Две области человеческого опыта: одна область (товарная стан- — 171 — ция, поезда, железная дорога) является уже известной ученику, подсказывающей, прописывающей путь к неизвестному, новому и незнакомому (система работа легких).

Категории «сходство», «сравнение» как основа определения метафоры интересны в педагогике возможностью обращения к понятному, знакомому предмету и явлению и пр., оттолкнувшись от которого, ученик осознает, освоит новое, незнакомое.

Согласно Ю. Р. Валькман, возможен различный уровень когнитивности и метафоричности используемых метафор [25].

Он характеризует различие используемых когнитивных графических метафор через уровни (шкалу) когнитивности, метафоричности и подуровни – информативности, абстрагированности аспектов, отражаемых в графических образах.

Например, когнитивные графические метафоры типа фотографии, пиктограммы, условных обозначений и др., которые не связаны со звучанием слова, но выражают закрепленный смысл (дорожные знаки, олимпийская символика)» [25] – все это мультиметафоры.

В публикациях о метафоре в педагогике встречаются, как правило, два понятия «педагогическая метафора» и «дидактическая метафора». Попытаемся их дифференцировать.

А. Ф. Закирова рассматривает проблему метафорического истолкования педагогических явлений, «возможности смыслового расширения педагогического знания за счет метафоризации» и доказывает, что педагогическая метафора «является неотъемлемым атрибутом интерпретации и смыслообразования, а ее изучение выходит за рамки лингвистики и литературоведения» [7].


А. Ф. Закирова в качестве примера педагогических метафор приводит выражения, метафорически характеризующие воспитание в различные социально-исторические эпохи.

В данном случае педагогическая метафора рассматривается как характеристика профессиональной деятельности учителя, например, «педагогическая золушка», «педагогический батрак» у Я. Корчака; «защитное воспитание», «лечение красотой», «цветок воспитания», «Школа радости», «живой задачник» В. А. Сухомлинского и др. [7].

Е. Н. Дзятковская, М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова, Д. Трунов, А. А. Плигин, В. Е. Пугач и др. рассматривают дидактическую метафору как прием, форму мышления ученика. В книге «Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта» М. Клариным исследована метафора как «гносеологический инструмент, средство познания, в отличие от традиционного понимания метафоры как одного из средств поэтического мышления и языка» [26, с. 6].

Он отмечает, что развитие педагогической практики и смена научных парадигм в педагогике отражаются в изменении используемых базовых метафор, характеризующих обучение. Например, ассоциативный ряд метафоры «формирование» связан с производством, конвейером и характеризует обучение как технологию с заданным в производстве последовательным порядком, ведущим к обозначенному результату. И как смена парадигмы образования, другие базовые метафоры, характеризующие обучение как поиск, через ассоциативный ряд обучения с естественным ростом, динамикой и др. [27, с. 34–39].

Педагогическая метафора – составная часть педагогического словаря учителя, характеризующая суть профессиональной деятельности учителя, которая практически не бывает статичной, она варьируется, обновляется. Метафоры, закрепляющиеся в профессиональной речи учителя, отражают и «осуществляют» поиск образов-символов, характеризующих используемые технологии, методики, формы и др., расширение, развитие педагогических знаний за счет метафоризации. Например, «познавательная шалость» Ш. А. Амонашвили.

Осознает ли учитель педагогическую метафору (и себя в ней), использует ли ее потенциал или нет – все равно, она имеет место быть в педагогике.

Если метафора является отражением педагогического знания учителя, характеризующего его профессиональную деятельность, используемые парадигмы образования, подходы, методику и др., то речь идет о метафоре, принадлежащей к профессиональной концептосфере педагога (Д. С. Лихачев).