Файл: Типология агрессивного поведения человека (Меры по коррекции агрессивного поведения человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)сознательно признайтесь сами себе, что вы рассердились;

2)воздержитесь от немедленной реакции;

3)определите причину гнева и сосредоточьтесь на ней;

4)проанализируйте возможные варианты своей реакции;

5)сделайте все конструктивно [11].

Еще одним условием взаимопонимания оппонентов является активное и беспристрастное слушание. Во время общения важно стараться выслушать человека и понять его, на время идентифицироваться с ним, посмотреть на эту ситуацию с его точки зрения, проявить внимание, уважение, выразить понимание его проблем и чувств, а также желание решить конфликт и достичь согласия. Особенно терпеливо необходимо выслушать человека, охваченного гневом, обидой или другими переживаниями. Важно в это время не перебивать его, дать возможность полностью выразить свою позицию, чтобы уменьшить остроту негативных эмоций. При этом желательно пытаться отвечать на все вопросы собеседника нейтральным тоном, сохраняя при этом спокойствие, не отвечать на его раздражение собственным раздражением, демонстрируя свое внимание и готовность понять его.

Важно научиться обращать внимание на положительные моменты жизни и уметь быть благодарными за них. Отрицательный вопрос «За что?» Желательно превращать в положительное «Для чего?». Для чего в моей жизни появилась та или иная неприятная ситуация? Какие выводы я из нее сделаю? Чему я в этой ситуации научусь?"

Если с таких позиций подходить к жизненным ситуациям, то они перестают восприниматься как проблемы, и жизнь начинает восприниматься как школа, где события и ситуации складываются таким образом, чтобы мы могли научиться именно потому, что нам нужно.

Помните, что подобное притягивает подобное: чем мы этот мир наполняем через мысли, эмоции, поступки, то к нам и возвращается. Как говорится в известной поговорке: «Что посеешь, то и пожнешь»[6][12].

Это главные теории, которые с разных позиций поясняют природу злости и агрессии человека. Эти теории, представляют собой способ выяснить детерминанты человеческой агрессии в целом, и большая их часть не придает смысл конкретным причинам и социальным обстановкам, способствующих как актуализации, так и сдерживанию агрессии. Так, состояние о том, что агрессия и злость являются врожденными инстинктами на генном уровне обусловлена не достаточно, что предоставляет нам причины проявления конкретной агрессивной реакции ребенка, а еще не указывает на пути устранения его повышенной агрессии, знание причин, способствующих происхождению агрессивной реакций в подростковом возрасте, не позволяя нам определить источник агрессии подростка, знание о механизмах происхождения и закрепления его агрессивных реакций, но и основывать более действенные психокоррекционная и психопрофилактическая программы с их учетом.


Анализируя предпосылки формирования, развития и закрепления агрессивных реакций в подростковом возрасте, считаю целесообразным вблизи разглядеть лишь некоторое количество групп факторов:

Наружные – причины микросреды, нрав и систему домашнего обучения, физиологические условия находящейся вокруг среды; отдельно выделяем такой фактор, где детерминирует рост агрессивных детей, как лекарство массового потока информации (или масс-медиа).

К внутренним детерминантов агрессии относятся возрастные и персонально - психологические черты личности.

Современный ребенок живет в мире, трудном по собственному содержанию и тенденциям социализации. Это соединено, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преображений, предъявляющих к растущему людям новейшие запросы. Во-вторых, с насыщенным нравом информации, которая формирует массу «шумов», что глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработана твердая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, которые поразили наше общество, вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, нередко неосознанного, и совместно с тем растет их индивидуализация, при утрате общесоциальных интересов, что ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от непостоянности общественной, экономической и нравственной обстановки в стране, утратив сейчас нужную ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не сделаны.

Личность ребенка и подростка создается не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно принципиальна роль небольших групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Но начинает формироваться еще в семье.

Сочетание не очень благоприятных биопсихологических, семейных и других социально-психологических факторов извращает целый образ жизни подростков. Характерным для их делается повреждение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под мощное воздействие другой подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу житейских ценностей. Сам образ жизни, среда, манера и круг общения содействуют развитию и закреплению агрессивного поведения. Таким образом, что негативная среда почти во всех семьях обуславливает происхождение отчужденности, грубости, враждебности, определенной часы подростков, желания делать все не так, что создает конкретные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.


Интенсивное формирование самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте открывает противоречия не только в окружающем его мире, но и личного представления о себе.

На третьей стадии подросткового возраста (в 15 - 17 лет) наблюдается сравнение подростком своих странностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит телесная злость, что на 20% превосходит характеристики.

Агрессивность вербальная и косвенная увеличиваются, но не имеют большого значения, также, как и степень негативизма.

Установлено, что среди подростков, осужденных за правонарушение, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих частей микросреды в отношениях, создающих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав - полная, неполная, распавшаяся - а моральная обстановка, отношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми, подростками. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения больше выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются подростки из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков данной группы отмечается малый уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки различаются сравнимо низким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных тружеников и семей управляющих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды управляющих и семей интеллигенции (доктора, учителя, инженеры). Менее всего агрессивное поведение выявлено у подростков из среды торгашеских работников. Очевидно, в этом случае воздействует не только материальное благополучие, но и выработанное в этой среде рвение сторониться конфликтов, сглаживать появляющиеся противоречия, не осложнять ситуацию.

Эссе «Типология агрессивного поведения человека».

В данное время развития общество проблема агрессивного поведения является одной из наиболее важной в психологическом и социальном смысле. Агрессия появляется в двух видах: как форма поведения и как особенности личности.

Агрессия представляет собой, прежде всего, внешнее выраженное действие, поведение, направленное против другого человека; также мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит норма и правилам взаимодействия между людьми.


Как правило, подобное агрессивное поведение характеризуется краткосрочностью протекания, изменяется в зависимости от индивидуальных условий ситуации. Другими словами, агрессивное поведение выступает итогом взаимодействия личных, ситуативных и трансситуативных моментов.

Целью агрессивного поведения очень часто считается причинение вреда другому человеку. Такое поведение не отожествляется с установками, мотивами или же эмоциональными состояниями, но они могут очень сильно оказывать влияние на характер протекания поведенческих стратегий.

Но агрессия это не одно и тоже что жестокое поведение, поскольку, жестокость выступает лишь одной из возможных форм проявления агрессии. Жестокое поведение может выступать характеристикой агрессии, присущей для незрелых, неразвитых, невротичных людей, впрочем, с повышением зрелости личности, ее переходам к собственной, личной свободе, характер агрессии может меняться в сторону критики, здорового самоуважения, стремления к справедливости, сопротивления стремлению к доминированию, преобладанию.

Формы проведения агрессивного поведения могут быть разными: чувство гнева; физическая агрессия; подозрительность; негодование; косвенная агрессия.

Таким образам функции агрессии также разные: эмоциональная и враждебная агрессия. Главной целью враждебной агрессия является причинение страданий, ущерба другому человеку, для инструментальной агрессии страдания другого не являются самоцелью, они являются побочным результатом в процессе достижения других целей, удовлетворения других потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая и изучая существующие определения агрессии, можно сделать вывод, что они являются слишком противоречивыми. Нужно рассматривать эти противоречия как результат анализа, при котором отображаются все отдельные конкретные моменты развития предмета исследования. К сожалению, все эти указанные теории стремятся понимать природу и содержание этого понятия основываясь только на одном фундаментальном механизме. Инстинкты, инструментальное обучение, гнев, генетические факторы выступали роли таких объяснительных медиаторов.

Итак, согласно вышерассмотренным определениям, агрессию возможно рассматривать на биологическом уровне как целесообразную форму поведения, которая содействует выживанию и привыканию. С иной стороны агрессия расценивается как зло, поведение, противоречащее положительной сущности людей. Таким образом, агрессия — это любая форма поведения, которая нацелена на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность же следует рассматривать как сравнительно стойкую черту личности, выражающую готовность к агрессии. Через собственную стабильность и вхождения в структуру личности агрессивность имеет возможность определять общую направленность поведения.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Проблема факторов агрессивного поведения, их места и степени воздействия на формирование и проявление этого феномена также считается решенной недостаточно полно; можно выделить три основных подхода к изучению агрессии:

1) агрессивность рассматривается как врожденное, инстинктивное свойство личности.

2) агрессивность понимается как реакция на неудачу.

3) агрессивность рассматривается как приобретенное свойство личности, которое формировалось во время в процессе жизни.

- Одним из главных факторов приобретения личностью повышенной агрессивности считаются недостатки семейного воспитания; также ведущая роль в зарождении и формировании готовности человека к агрессии, а также в реализации отводится к ситуативным факторам; к факторам, которые могут вызвать агрессивное поведение человека, или повысить вероятность ее возникновения, относят: культурных факторов, влияние климатических условий, температуры окружающей среды, повышенный шум, дискомфорт, большое скопление людей, неприятный запах и теснота в помещении, боль, наблюдения за моделями агрессивного поведения других в реальной жизни, на кино и телеэкранах или компьютерных играх, враждебно социальная среда, возникновение стрессовой ситуации, посягательство на личное пространство, ожидания мести за собственные агрессивные действия, сексуальное возбуждение, боль; считается, что мужчинам свойственна сравнительно высокая агрессивность (преимущественно по показателям физической и прямой агрессии);

- Как личностные факторы, которые обусловливают повышение уровня агрессивности, рассматривают: повышенную враждебность и раздражение, антисоциальную направленность личности, повышенную эмоциональную реактивность, превышенную самооценку, негативную аффективность, определенные особенности мотивационной сферы, низкий уровень развития интеллекта, повышенный уровень тревожности и депрессии, завистливость, склонность приписывать окружающим агрессивные намерения и т.д.; также к повышенной агрессивности могут приводить генетические аномалии;

- В литературе выделены два типа социально-психологических факторов агрессивного поведения (фактора первого типа действуют в зависимости от демографических и личностных характеристик; факторы второго типа имеют универсальный характер воздействия, т.е. действуют всегда и на всех) и два основных механизма социализации агрессии: первый заключается в усвоении навыков агрессивного поведения вследствие наблюдения агрессии других лиц или в результате собственного опыта соответствующих агрессивных действий; согласно второму, агрессивное поведение обусловлено ситуацией блокировки актуальных потребностей человека, подавлением возможностей ее самореализации.