Файл: Типология агрессивного поведения человека (Меры по коррекции агрессивного поведения человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди факторов, которые препятствуют проявлению агрессивности, называют: возможность наказания за агрессию, любовь, дружеские отношения, а также такие личностные качества как умеренность, толерантность, предусмотрительность, бесконфликтность, высокий самоконтроль.

По данным исследователей, на процесс распределения ролей в агрессивной ситуации влияют следующие факторы:

а) самооценка собственного поведения в ситуациях агрессии;

б) социальное принятие или непринятие (роли);

в) социальный статус.

Также было обнаружено, что существуют гендерные различия в распределении ролей в данных ситуациях (мужчины чаще выступают в роли агрессора, они больше склонны к проявлениям агрессии физического типа, а девушки - к вербальной и социальной).

Одним из наиболее распространенных проявлений агрессивного поведения является третирования других людей.

Главные черты феномена третирования - его систематичность, регулярный характер проявления - в отличие от отдельного агрессивного поступка. Во-вторых, в основе отношений между жертвой и агрессором лежит неравенство физических или социальных возможностей (разница в силе или в социальном статусе); иначе говоря, это насилие сильного человека над слабым, взаимоотношения преследователя и жертвы.

Агрессия приводит к увеличению форм девиантного поведения среди молодежи (вандализм, кражи, употребление алкоголя, наркотиков); ухудшению социально-психологического климата в учебных заведениях. Поскольку агрессивная ситуация по своим характеристикам является разновидностью интенсивной длительной стрессовой ситуации, то она имеет серьезные психологические последствия. Как жертвы, так и агрессоры подвержены нервно-психических расстройств (различные расстройства поведения, депрессии), что может привести к совершению уголовных преступлений.

1.3 ВИДЫ АГРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ

Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и всякому неживому объекту. Реан, немного сужая Э. Фромма, понимает под агрессией «любые действия, причиняющие или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному».

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения вреда другому субъекту присутствует практически всегда.

Один из наиболее известных исследователей агрессии и агрессивности человека А. Басс (Buss A., 1961) определяет агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. Им предложено следующее, также достаточно широкое, определение: агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу, или наносит ущерб другим. С данными определениями нельзя полностью согласиться. Так, если ущерб нанесен не умышленно, а случайно, действие человека не всегда можно расценивать как агрессию. Кроме того, неудачные попытки нанести вред, согласно данного определения, нельзя рассматривать как агрессивные действия. Между тем, агрессивный намерение и действия по его осуществлению имели место.


Дж. Каган (Kagan, 1969) отмечал: для того, чтобы судить об агрессивности того или иного акта, необходимо знать его мотивы и то, как он переживает. Вслед за ним Фешбах (Feshbach, 1964) настойчиво указывал на необходимость включения мотивационных факторов в определении агрессии.

В силу этого несколькими исследователями (Берковиц, Фешбах) было предложено другое определение «агрессии». Оно содержит следующее положение: для того, чтобы действия индивида были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обидеть, а не просто приводить к таким последствиям. В этом случае удачные и безуспешные попытки причинить вред или обидеть другого человека будут оценены как агрессивные, так как они были умышленными. Данное определение, таким образом, является более точным и содержит учет мотивации.

Физическая агрессия - использование физической силы против другого человека.

Косвенная агрессия - направлена через другого человека или группу людей.

Раздражительность - склонность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через словесные ответы (угрозы).

Все формы агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее с целью совершенствования или себя, или своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения приводится в действие врожденными и приобретенными механизмами, некоторой внутренней мотивирующей силой.

Решая проблему оценки агрессии, на наш взгляд, целесообразно обратиться к моделям структуры агрессии. Э. Фромм рассматривал два разных вида агрессии:

1) доброкачественную, оборонительную агрессию, необходимую человеку для выживания, и

2) деструктивную, злокачественную агрессию, не является биологически адаптивной[4][7].

Фешбах (Feshbach S., 1964) предложил различать три вида агрессии: случайную, инструментальную и враждебную. Однако против выделения случайной агрессии в отдельную категорию отрицал Кауфман (Kaufinann H., 1965). Если принять такое деление агрессии на виды, то как случайную агрессию нужно рассматривать любое случайное, непреднамеренное действие, принесшее вред. При этом Кауфман думал, что и инструментальную и враждебную агрессию следует считать умышленной.


Отдельные исследователи (Buss, 1961, 1971; Feshbach, 1964, Hartup, 1974) различают враждебную и инструментальную агрессию. Враждебная агрессия имеет место, когда главной целью агрессивного воздействия выступает причинение вреда. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем цель причинения вреда не относится, а агрессивные действия выступают как инструмент для осуществления различных желаний.

Зильманн (Zillmann, 1970) предложил заменить враждебную агрессию на «обусловленную раздражителем», а инструментальную - на «обусловленную побуждением». Обусловлена раздражителем агрессия предполагает действия, направленные на устранение неприятной ситуации или ослабления ее вредного воздействия. Агрессия, обусловленная побуждением, используется с целью достижения определенной выгоды[5][8].

К. Хорни выделяет три линии поведения: движение к людям, движение против людей и движение от людей; соответственно она выделяет уступающем агрессивный и отстранен типы личности.

Существуют и другие принципы распределения агрессии на виды. Так, агрессию делят на групповую и индивидуальную. Х. Маркль говорит о возможности выделения дисциплинарной, социальной, игровой, моральной агрессии. В психопатологии изучают садистские агрессии и т. д.

Для классификации агрессивного поведения А. Басс предложил три дихотомии: физическая - вербальная, активная - пассивная, направленная - ненаправленная. Следует отметить, что этой классификации многие исследователи пользуются до сих пор. Разделяя вербальную и физическую агрессию, А. Басс указал на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, языковые средства, а с другой стороны - другая произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки (Bricklin et al, 1962; Kunz 1946) [9]. К категории вербальной агрессии относят оскорбления, угрозы, принуждения и вымогательства, упреки и обвинения, проклятия, клевета и т. п. Даже крик без языковых высказываний нередко носит агрессивный характер. М. Дугал (Dugal M., 1928) особенно выделял как агрессия рев.

В случаях, когда в основе классификации видов агрессии лежит ее направленность, выделяется два ее вида: прямая и косвенная. При прямой агрессии действия направлены непосредственно против жертвы, при косвенной - действия осуществляются опосредованно, без присутствия жертвы.

Итак, большинство исследователей меняют к мысли о том, что агрессивное поведение должно включать агрессивный намерение. Однако при более внимательном рассмотрении установить наличие или отсутствие агрессивного намерения не всегда оказывается простой задачей. Намерения — это личное, скрытое, недоступное прямому наблюдению замыслы (А. Басс).


О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за актами агрессии [11].

Однако, включение критерия наличия или отсутствия агрессивного намерения в определение агрессии видится целесообразным. Это позволяет оценивать как агрессию попытки причинить вред другим, даже если они не увенчались успехом, а также дифференцировать от агрессивные действия, следствием которых стало случайное причинение вреда, и действия, имеющие благие намерения, для осуществления которых причинение боли необходимо (например, действия хирурга).

Формы агрессии:

1) Не деструктивная агрессия, т. е. стойкое невраждебное самозащитное поведение, направлено часто на достижение поставленной цели.

2) Враждебная деструктивность, то есть зло, неприятное поведение, причиняющее боль окружающим. Ненависть, ярость, желание мести тоже могут быть формой защиты, однако порождают много личностных проблем и заставляют страдать окружающих.

Нельзя упускать из виду и ситуативные факторы, которые тоже в некоторой степени выливают на возникновение агрессии.

Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других людей уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию.

Преднамеренность агрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно знать, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственно акта агрессии не было.

Восприятие агрессии. Распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия делают человека более агрессивным и жестоким.

Желание мести. Как уже отмечалось, часто агрессия может возникнуть как реакция на поведение окружающих, т. е. как акт мести за то.

Следует также упомянуть и организационные факторы, влияющие на появление агрессивного поведения в учебных заведениях. Сюда относятся такие особенности, как уровень внимания администрации заведения к проблеме насилия среди молодежи, доминирование чисто учебных целей над проблемами личностного развития человека, уровень развития системы супервизорства (западный аналог кураторства), при которой в студенческую жизнь внедряется нормы, толерантно относятся к третированию или других форм насилия.

Необходимо подчеркнуть, что «большинство исследователей агрессии трактуется как отрицательное, деструктивное явление. Однако нельзя не признать, что агрессия может выполнять и положительную функцию. Так, деструктивный компонент активности человека необходимо в спорте, в творческой и других видах деятельности.


1.4 МЕРЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЙ

Не каждый ли день человек сталкивается с нервным напряжением, но неприятного осадка от стрессовых ситуаций можно избавиться довольно быстро и легко.

Психологи предлагают ряд методов, которые помогают успокоиться после затяжного нервного напряжения.

Физические упражнения и свежий воздух - лучший способ расслабиться первое и основное, что вспоминают все без исключения специалисты, незначительное физическая нагрузка на свежем воздухе. Можно выйти на улицу и пройти квартал-другой в быстром темпе. А если высота здания позволяет, можно по лестнице спуститься пешком на десять этажей вниз и таким же образом подняться. В крайнем случае можно просто сделать несколько глубоких вдохов у окна. [9]

Существует и много других способов отстраниться от негативных эмоций. Хотя далеко не каждый может действенно применить такие методы, о них надо помнить. Если вы имеете хорошее воображение, можно представить себе нарушителя вашего душевного спокойствия в какой-либо комической ситуации, смешной виде или нелепой позе.

Еще один метод - аналитическое воспроизведение события, состоялась. Для людей, мыслящих рационально, это может быть полезно, ведь, осмыслив свои ошибки во время беседы, они не допустят подобного в будущем. Но, как отмечают психологи, главное не зацикливаться на негативных моментах и не «накручивать» себя.

Обычно конфликт возникает не внезапно, а разворачивается постепенно. Важно уметь вовремя определить осложнения взаимоотношений и возникновения предконфликтной ситуации. Признаками назревающего столкновения могут служить: возникновение недоразумений, обострение противоречий во взглядах и действиях собеседников, ощущение дискомфорта, растерянности, негативные суждения о других людях, об условиях жизни и труда, повышенная раздражительность и тому подобное. Кроме того, каждый человек может оценить, в каком состоянии он находится и учесть это в целях предупреждения конфликта, причиной которого может быть, например, собственная раздражительность. Во время общения необходимым также является оценка актуального психического состояния партнера и избежать обсуждения острых проблем при повышенной возможности агрессивной реакции с его стороны. Лучше дать собеседнику возможность успокоиться, а уже после этого выяснять отношения.

Когда человек чувствует, что теряет контроль над собой, то должен вовремя остановиться и овладеть свои эмоции. Так, с целью преодоления негативных эмоциональных переживаний, В.Шейнов рекомендует использовать такие способы их рационализации: пассивный (основан на доверительном общении), активный (строится на двигательной активности человека) и логический (предусматривает сосредоточение усилий на анализе проблемы и поиска выхода из конфликтной ситуации ) [10]. А. Анцупов и А. Шипилов предлагают прекратить конфликтное общение или нейтрализовать обострения спора такими приемами: изменить тему разговора, прекратить на время общения, выйти из комнаты и уединиться, чтобы успокоиться и обдумать ситуацию, уступить, если проблема спора не слишком важна для нас и др. Г. Чепмен определяет следующие пять шагов, последовательное осуществление которых обеспечит преодоление обоснованного гнева: