Файл: Менеджмент человеческих ресурсов(Кадровая политика ее методы и содержание).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Человеческий фактор в менеджменте
1.1. Кадровая политика ее методы и содержание
1.2. Менеджмент человеческих ресурсов
1.3. Стратегия управления человеческими ресурсами
Глава 2. Исследование менеджмента управления человеческими ресурсами на примере компании ВГТРК
2.1 Общая характеристика ВГТРК
2.2 Управление человеческими ресурсами в ВГТРК
2.3 Рекомендации по управлению человеческими ресурсами в ВГТРК
В процессе планирования решаются две задачи: обеспечение потребностей организации в персонале необходимого уровня и эффективное использование уже имеющихся человеческих ресурсов.
Сначала анализируется рынок труда, строятся прогнозы по внутреннему и внешнему спросу и предложению человеческих ресурсов, составляется схема обеспечения кадрами и определяются приоритетные направления. Производится расчет затрат на набор, отбор, руководство, обучение и профессиональную подготовку.
При анализе уже имеющихся человеческих ресурсов исследуется компетентность сотрудников, их заинтересованность в успехе организации, готовность к восприятию изменений. Также необходимо узнать достаточно ли хорошо «вписываются» сотрудники в существующую культуру производства, и какие внешние факторы влияют в данный момент на качество и количество персонала.
Непосредственно цикл менеджмента человеческих ресурсов включает в себя несколько ключевых элементов:
- отбор;
- оценка профессиональных качеств;
- вознаграждение;
- повышение квалификации.
Начинается цикл реализации планов в сфере человеческих ресурсов с набора и отбора кадров. Это процесс подбора сотрудников на рынке труда, для выполнения определенных функций в организации. Главной задачей является укомплектование штата компетентными людьми. Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.
Для набора новых работников необходимо четко определить требования к данной работе путем анализа предполагаемых задач и ответственности, составить список качеств, которыми должен обладать кандидат, и его будущих функций. Также необходимо решить из каких источников будет проводиться набор (из внутренних или внешних). К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, подбор персонала через поиск в интернете, обращение к агентствам по трудоустройству, направление заключивших контракт людей на специальные курсы. Большинство организаций предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации: продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Далее необходимо сделать выбор из полученных заявок и договориться о встречах и собеседованиях. В результате будет сделан выбор о принятии того или иного кандидата.
Следующим этапом является оценка профессиональной деятельности набранных сотрудников или степени эффективности его труда. В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
В ходе оценки труда персонала могут быть приняты следующие административные решения: повышение или понижение по службе, перевод или увольнение. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности, навыки и умение. Оно помогает и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности.
Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает, не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.
Также оценка профессиональной деятельности представляет собой важное средство мотивации. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое поощрение должно стимулировать сотрудника хорошо работать и в дальнейшем.
Как видно второй элемент цикла менеджмента человеческих ресурсов тесно связан с третьим и четвертым элементами - вознаграждением и повышением квалификации. По результатам оценки трудовой деятельности администрацией принимаются решения о поощрении работников или их обучении и повышении квалификации.
Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет. Оно может принять форму и материальных выплат и нематериальное поощрение. К первому относят все виды выплат: заработную плату, различные виды премий, поощрений и т.п. Ко второму - продвижение по службе, предоставление возможности дальнейшего обучения, поручение более ответственных заданий.
Большие затраты организации несут при обучении и профессиональной подготовке персонала. Это своего рода инвестиции в человеческие ресурсы, которые должны окупиться, а затем и принести прибыль.
1.3. Стратегия управления человеческими ресурсами
Под стратегией управления человеческими ресурсами понимается генеральный план действий по достижению устойчивого конкурентного преимущества организации посредством эффективного формирования, освоения и развития человеческих ресурсов с учетом изменений внешней среды. Стратегическое управление человеческими ресурсами (УЧР) – это приоритетное направление формирования конкурентоспособного, высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способного достигать долгосрочных целей и реализовывать общую стратегию организации[5].
Человеческие ресурсы - это трудоспособное население, являющееся материальной основой человеческого потенциала, который характеризует степень развития физических и духовных способностей человека.[6]
Стратегию управления человеческими ресурсами нужно рассматривать прежде всего в качестве функциональной стратегии, которая должна быть интегрирована в корпоративную стратегию, обеспечивая человеческими ресурсами выполнение инновационной, производственной, маркетинговой стратегий.
Процесс разработки и реализации стратегии управления человеческими ресурсами – это сложный процесс, сходный с разработкой бизнес-стратегии и состоящий из пяти взаимосвязанных этапов:
1) определение стратегических целей исходя из сформулированной миссии компании;
2) проведение SWOT-анализа внутренней и внешней среды для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
3) разработка стратегии;
4) реализация стратегии – разработка планов мероприятий для успешного выполнения стратегии;
5) контроль и оценка стратегии (при необходимости ее коррекция).
Любая современная организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себя трудовыми ресурсами, условиями, необходимыми для их трудовой деятельности и жизни. Квалифицированные работники сегодня критический ресурс, поэтому его дефицит может ослабить потенциал организации, что приведет к негативным последствиям.
Среди основных факторов внешнего окружения выделяют:
• экономические: темпы инфляции, налоговая ставка, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий;
• политические: общая политическая обстановка, соглашения по тарифам и торговле между странами, таможенная политика, кредитная политика властей, ограничения на получение ссуд и наем рабочей силы;
• рыночные: демографические условия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных видов товаров и услуг, доля рынка, занимаемая фирмой, емкость рынка;
• технологические: изменения в технологии производства, конструкционных материалов и элементов, применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг в управлении, изменения в технологии сбора и передачи информации, в средствах связи, другие ноу-хау;
• конкурентные: уровень конкуренции в отрасли, цели, стратегии, сильные и слабые стороны конкурентов, потенциальные угрозы с их стороны;
• социальные: обостренные национальные чувства, отношение большой массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих и их социальных установок, изменение общественных ценностей;
• правовые: законодательство страны и его изменение, нормативные акты местных органов власти и центрального правительства, уровень развития правового регулирования экономики, особенности антимонопольной политики и законодательства;
• международные: учет и анализ данных факторов приобрели важное значение после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю и наиболее актуальны для фирм, работающих на внешнем рынке, так как международная ситуация очень часто сказывается на многих отечественных компаниях тем или иным образом.
Степень воздействия отдельных компонентов внешней среды на систему управления человеческими ресурсами различна и зависит от вида деятельности, размера организации, территориального расположения, формы собственности и т. п.
При осуществлении практической деятельности по управлению кадрами граница между понятиями персонала и человеческих ресурсов несколько размывается. Тем не менее это не совсем одно и то же, а потому стоит четко знать разницу между ними.
Так, говоря о кадрах, стоит отметить, что к ним относятся только те люди, которые работают в организации на основании официально оформленных трудовых отношений. А если говорить о персонале, то здесь имеется в виду часть работников, относящихся к оперативному управлению, а также внештатные сотрудники.
Такое понятие, как человеческие ресурсы, является намного более емким и широким. Оно подразумевает способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, умственной и эмоциональной деятельности, которые помогают ему эффективно участвовать в производственной деятельности.
Глава 2. Исследование менеджмента управления человеческими ресурсами на примере компании ВГТРК
2.1 Общая характеристика ВГТРК
Всеросси́йская госуда́рственная телевизио́нная и радиовеща́тельная компа́ния — крупнейший советский и российский медиахолдинг.
Структура ВГТРК
Сегодня Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания занимает лидирующее положение на рынке национального вещания, и является одним из ведущих производителей программ.
В состав ВГТРК входят:
- федеральные каналы: "Россия 1", "Россия Культура";
- более 80 региональных телерадиокомпаний, вещающих во всех субъектах Российской Федерации;
- первый в России круглосуточный информационный канал «Россия 24»
- международный телеканал на русском языке "РТР-Планета", выходящий за рубежом с 2002 года;
- русская версия телеканала "Евроньюс";
- четыре радиостанции – "Радио России", "Маяк", "Культура", "Вести ФМ";
- государственный Интернет-канал "Россия", который объединяет десятки Интернет-ресурсов.
Кроме того, ВГТРК в партнерстве с компанией "Ростелеком" предлагает первый российский пакет неэфирных каналов "Цифровое телевидение", включающий в себя семнадцать телеканалов, удовлетворяющих любые запросы аудитории: "МояПланета", "Наука 2.0", "История", "Живая Планета", "Т24", "Мульт", "Русский роман", "Русский детектив", "Русский бестселлер", НСТ и другие.
Телевидение
Аудитория телеканала "Россия 1" – 98,5% населения России и более 50 миллионов телезрителей в странах СНГ и Балтии. Телеканал "Россия 1" занимает лидирующее положение на рынке национального вещания и является одним из ведущих производителей программ. Вышедшие на канале экранизации классических произведений русских писателей - Достоевского, Булгакова и Солженицына - собрали рекордную зрительскую аудиторию, сформировав новые, высочайшие стандарты в области производства телефильмов. Информационная программа "Вести"- признанный лидер новостного вещания страны. Лучшие репортеры "Вестей" успешно справляются с поставленной перед ними задачей – создать и оперативно донести актуальные, достоверные, современные новости до каждого зрителя.
Международную версию "России 1" - канал "РТР-Планета" - смотрят жители Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и США. "РТР-Планета" - это круглосуточный информационно-развлекательный канал на русском языке, специально созданный для русскоязычных соотечественников, проживающих за рубежом и состоящий из лучших телепрограмм "Россия 1" и "Россия Культура".
Телеканал "Россия 24" вещает круглосуточно, в режиме реального времени обновляя ленту новостей. Канал сообщает мировые новости и новости регионов России, а также новости культуры, экономики и спорта. Заметное место занимают экономическая аналитика и интервью с влиятельнейшими представителями российской и мировой политических элит. Особое внимание телеканала отдано прямым трансляциям важнейших мировых событий. Создано специальное подразделение экономических новостей – Единый экономический центр ВГТРК.