Файл: «Организация хозяйственных связей в торговле».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших отраслей народного хозяйства является торговля. Миллионы людей по всему миру пользуются услугами розничных продавцов каждый день. Оптово- розничная деятельность торгового предприятия - последний этап движения товаров от производства к потреблению, конечная форма реализации товаров потребителю в малых и больших объемах через магазины, супермаркеты, павильоны, лотки, оптовые склады и другие торговые точки. [3,74]

Развитие оптовой и розничной торговли требует создания специальных служб, которые будут изучать и прогнозировать изменение потребительского спроса, формировать оптимальный ассортимент товаров, анализировать и определять прогрессивные формы и методы розничной торговли на уровне региона, края, области.

Хорошо организованное управление на предприятиях розничной торговли способствует росту товарооборота, удовлетворению спроса населения и достижению коммерческого успеха. Для этого каждое предприятие стремится максимально расширить продажу товаров, упростить и сделать удобным для покупателей приобретение необходимых товаров.

Управление оптовой и розничной деятельностью является одной из важнейших составляющих торговли, что позволяет повысить эффективность организации и максимизировать прибыль. [12,145].

При написании курсовой работы использовались научные разработки таких ученых как Алавердов А. Р., Башмаков В. И., Борисов А. Ф., Веснин В.Р., Герчиков В.И., Журавлев П.В., Карташов С.А., Кибанов А. Я., Одегов Ю.Г., Маслова В. М. и др.

Объектом курсовой работы хозяйственные связи.

Предметом исследования являются направления хозяйственных связей в торговле.

Целью курсовой работы является организация хозяйственных связей в торговле.

Задачами исследования являются:

      1. изучение теоретического аспекта организации предприятий торговли;
      2. изучение хозяйственных связей в торговле;
      3. проанализировать виды хозяйственных связей используемых в торговле.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным проблемам развития хозяйственных связей в торговле.

ГЛАВА 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В ТОРГОВЛЕ


Понятие, роль и значение хозяйственных связей в торговле

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно – правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров [7].

Система хозяйственных связей с промышленностью – важнейшая составная хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.

Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления, покупателям.

Система хозяйственных связей включает, в частности, участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно – правовых норм.

В условиях развития рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между покупателями и поставщиками уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых гражданского законодательства.

В настоящее время основным нормативно – правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятие и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств.

Вместе с тем следует отметить, что сфера хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров, как и любая коммерческая деятельность, все – таки требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введение в действие помимо


Гражданского кодекса РФ законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установление налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства [2,3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хозяйственные связи с развитием рыночной экономики требовали значительного расширения самостоятельности и равноправие партнеров по договору, повышение роли хозяйственного договора, перехода от административно – командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения к свободной продаже товаров. В настоящее они способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.

При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Выбор поставщика потребителями

осуществляется в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка – дело сложное. Выбор необходимо начать с анализа материальных потребностей предприятия и возможности удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требования к ним [3,4].

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам:

  • функциональным;
  • территориальным;
  • формам собственности;

-ведомственной принадлежности.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории:

  • поставщики изготовители;
  • поставщики – оптовые предприятия.

Поставщики изготовители – производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели, выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

Поставщики – оптовые предприятия закупают товары у поставщиков - изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам).

По территориальному признаку поставщиков товаров могут быть:[4]


  • местными (внутриобластными)
  • внеобластными;
  • республиканскими;
  • внереспубликанскими.

По формам собственности поставщики товаров могут быть:

  • частными;
  • государственными;
  • муниципальными;
  • кооперативными;
  • иные формы собственности.

На основании вышеизложенного необходимо сделать следующий вывод. К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясо – молочной продукции, рыбного хозяйства). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно – экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

Виды договоров, применяемых в торговле

Гражданско-правовые договоры в настоящее время весьма распространены.

В отличие от односторонних сделок договором является соглашение минимум двух участников об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [5].

Договор широко используется во внешней торговле, где обычно именуется контрактом. Торговое предприятие в зависимости от особенностей его коммерческой или хозяйственной деятельности заключает договоры различных видов:

  • договор купли – продажи;
  • договор розничной купли – продажи;
  • договор поставки;
  • договор консигнации;
  • договор складского хранения товаров;
  • договор аренды;
  • договор на техническое обслуживание торгового оборудования.

Договоры в зависимости от соотношения прав и обязанностей участников обязательства можно разделить на два вида:

  • двусторонние;
  • многосторонние.

Заключение договора позволяет учесть особенности взаимоотношения сторон, согласовать их индивидуальные интересы, а также создать юридические гарантии для его участников: одностороннее изменение условий договора не допускается, а нарушение условий влечет обязанность возместить причиненные убытки.

На практике договоры часто оформляются следующим образом: организация берет типовой договор и исключает из него все пункты, представляющие для нее опасность и какие – либо неудобства. Подобное обычно происходит, если партнеры равны по значимости или если товар низколиквидный. Если же партнеры не равны или товар быстроликвидный, то более значимый партнер навязывает более слабому свои условия. Одна из важнейших причин такого положения дел – конфликт целей и интересов сторон, а так – как их цели разнятся: цели оптовика – продать товар с максимально возможной торговой наценкой в кратчайшие сроки при минимальном товарном запасе минимальных сроках обращения денег;


цели покупателя – купить товар в зависимости от возникновения потребности и как можно дешевле. Но в успешной реализации товаров и эффективной работе торгового предприятия и конечном счете заинтересованы все участники торгового процесса. Исходя из этого следует стремиться сделать договор таким, чтобы он содержал минимум возможных в будущем конфликтных ситуаций, отвечал действующему законодательству и то же время защищал интересы всех участвующих в договоре партнеров.

Согласно ГК РФ коммерческий договор – вид сделки, поэтому он может быть заключен в любой форме, допустимой для совершения сделок. Исключения составляют договоры, форма которых четко определена действующим законодательством. Договоры могут заключаться в устной и письменной форме [5].

Общий порядок заключения коммерческих договоров регламентируется Гражданским Кодексом РФ.

Договорной процесс начинается с направления одной стороной другой

стороне предложения заключить договор – оферты. Согласие с офертой называется акцептом, и его получение считается заключением договора [5]. Последнее возможно и путем подписания сторонами заранее приготовленного текста. В случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения договора стороны несут гражданско-правовую ответственность, заключающуюся в уплате предусмотренной законом или договором неустойки и в возмещении причиненных убытков, что по общему правилу не освобождает от обязанностей исполнить заключенный договор в натуре. При заключении договора важно предусмотреть все существенные условия, без которых договор не считается заключенным.

Когда договоры подлежат обязательной государственной регистрации, они считаются заключенными с её момента. Исключения могут быть только в случаях, предусмотренных законодательством.

Содержание договора купли – продажи определяется его условиями, установленными по согласованию сторон, если не предусмотрено законодательством.

По договору купли – продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а тот обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В статье 454 ГК РФ указаны общие положения о данном виде договоров. Согласно этой статье к купли – продажи ценных бумаг и валютных

ценностей, положения, предусмотренные §1 гл. 30 ГК РФ, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли продажи [5].

Условия договора о товаре определяются ст. 455 ГК РФ. Так, согласно ей, договор может быть заключен на куплю – продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. Условия договора