Файл: Системный подход к менеджменту (Инновации в системном подходе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В начале 20-х годов 20 века молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 – "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в обще дисциплинарную науку.

Впоследствии, благодаря трудам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей теорией систем направлений — кибернетика, синергетика, теория самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или в крайнем случае, спасти ее от банкротства. 


Именно в это время и стали применяться научные теории менеджмента с непосредственной опорой на различные научные школы, одной из которых была школа управления. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению. Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. В своей работе я подробней остановлюсь на системном подходе. 

В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании.

Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

• менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений; 

• руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений; 

• менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным – общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является; 

• системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль. 

В заключение хотелось бы отметить, что системный подход включает большой объем вопросов, каждый из которых многогранен, интересен и достоин отдельного изучения. Но в рамках своей работы я постараюсь наиболее полно осветить основные принципы и положения данного научного направления.

Актуальность темы исследования.

В современных условиях важно найти исходные позиции к трактовке различных явлений. Почему? Да потому, что неверный̆ ракурс, точка зрения, позиция исследователя могут привести к ненаучным толкованиям проблемы, поиску и применению неправильных способов ее решения. В доказательство хотелось бы привести слова русского психофизиолога И.П. Павлова, который говорил, что при правильном методе и посредственный ученый может достичь высоких результатов, при плохом же методе даже самый выдающийся исследователь не достигнет ничего. Мы говорим: сколько людей̆ – столько точек зрения. В известном анекдоте так и написано, что в любом вопросе два еврея имеют три несхожих мнения. И это подтверждается по многим вопросам. В частности, хотелось бы привести две диаметрально противоположных точки зрения на достижение результата. Девиз ордена иезуитов «Цель оправдывает средства», а Л.Д. Троцкий, разрабатывая теорию «перманентной революции», говорил, что «движение – все, конечная цель – ничто». Поэтому любому теоретику и практику важно найти правильные исходные позиции, применить современные научные методы, использовать передовые технологии для оптимального и эффективного решения стоящих перед ним задач. В менеджменте, наряду с системным, существуют комплексный, ситуационный, процессный̆ подходы. С моей точки зрения, именно системный подход является важнейшим (системообразующим) для всеобъемлющего и всестороннего синтеза в рамках одной научной дисциплины (проблемы) на уровне новых знаний, ключом для решения глобальных задач.


Объект исследования современные подходы к менеджменту.
Предмет исследования системный подход к менеджменту.

Задачи исследования:

1.Провести библиографический̆ поиск и на его основе сделать ретроспективный̆ анализ подходов к менеджменту в России и за рубежом.

2. Провести анализ современных подходов к менеджменту.

3. Определить место, значение и современное состояние теории и практики системного подхода к менеджменту.

4. Сопоставить системный подход с другими подходами.

5. Обработать полученные в результате библиографического поиска данные.

6. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования.

7.Составить отчет и презентацию о проделанной̆ работе.

8. Представить отчет и презентацию на зачет.

Глава 1. Теоретические и практические основы системного подхода к менеджменту

    1. Системный подход: понятие, принципы и характерные черты

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство[1].

Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи (об этом упоминалось выше). Определим черты системного подхода:

• Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам. 


• Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета – «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами «нижестоящий» уровень. 

• Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.  С учётом сказанного определим понятие системного подхода: 

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы[2].

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода[3]:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. 

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом[4].

Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать определенные выводы, а точнее отличие системного и традиционного (аналитического) подходов. Системный подход основан на общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи) и кибернетике, то есть, теории управления (Норберт Винер, У. Росс Эшби, Стаффорд Бир). Теория систем была основана ими в 40-60-е годы ХХ века.


В настоящее время активным направлением системного подхода в менеджменте является систем ориентированный менеджмент, разработанный в Санкт-Галлене (Швейцария) школой менеджмента местного университета под руководством Малика Фредмунда. Переводов работ этого ученого на русском языке, к сожалению, пока нет. Истоки этой школы положены в исследованиях ее основателя, Ханса Ульриха. Дальнейшее развитие этой области в связи с тем, что Ф. Малик, являющийся одним из последователей Ульриха, использовал идею британского кибернетика С. Бира. Стаффорд Бир создал свой собственный системный подход к управлению, с учетом социальной организации, похожей на живой организм. Он назвал это «модель жизнеспособной системы в своей книге «Мозг фирмы» (1981). Такой подход является актуальным и может рассматриваться как перспективный в науке управления[5].

Еще одно направление в системном подходе к управлению представлено ​​в книге соучредителя Института интерактивного управления (США) Джамшида Гаредаги «Системное мышление.  Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа архитектуры моделирование бизнеса» (2007). Здесь изложена комплексная интерактивная методика системного моделирования, с которой объединяется итеративный подход, системная динамика Джея Форрестера и идея самоорганизации социокультурных систем. В основе концепции моделирования целенаправленной системы, разработанной 70-е годы ХХ века, находятся научные труды Рассела Л. Акоффа[6].

Другое известное направление системного подхода развивает Питер Сенге. В своей книге «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» (1990) он сделал системное мышление инструментом для анализа проблем управления и лидерства, а также предложил использовать систему архетипов для решения бизнес-задач. В соответствии с его идеями и инструментами моделирования системы написана книга консультантов-психологов Джозефа О'Коннора и Иана Макдермотта «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» (1997, на русском языке - 2006).  Из более ранних работ этого направления выделяются работы Л. Стэнфорда Оптнера «Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности»[7].

Эффективным методом управления с использованием системного подхода признана «теория ограничений Голдратта». Она описана автором в его бизнес-романах «Цель: процесс непрерывного совершенствования» и «Цель-2: Дело не в везенье» и методично раскрывается в книге Уильяма Детмера «Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию»[8].