Файл: Системный подход к менеджменту (Инновации в системном подходе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение системного подхода

При менеджменте организации, предприятия системный подход объективно необходим. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определѐнную целостность, некоторые единства. Системный подход используется в различных отраслях науки и деятельности человека гносеологической основой является общая теория систем, начала которой положил австралийский биолог Людвиг фон Берталанфи. Он в начале в 20-гг. начал изучать организмы, как определѐнные системы, обобщил свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929г.). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге работы, люди и сознание он перенѐс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. Затем Л. Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку предназначение этой науки он видел в поиски структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности. Основные черты системного подхода, следующие[20]. 1. Системный подход- форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам. 2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами. 3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частыми целями. На сегодняшний день в литературе выделяется четыре основных подхода к менеджменту организации[21]:

1. Подход на основе выделения различных школ (исторический подход к менеджменту) – менеджмент как наука рассматривается посредством взглядов ученых различных научных школ, а именно: школа научного управления, школа административного управления, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления.

2. Процессный подход – менеджмент рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций. Данный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые ставили перед собой задачу – описать функции менеджера. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этого подхода, выделял пять взаимосвязанных функций менеджмента в организации: прогнозирование и планирование, организация, распоряжение, координация и контроль. В дальнейшем авторы дополняли список этих функций.


3. Системный подход – организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняю[22].

Глава 2. Практическая составляющая системного подхода к менеджменту

2.1. Роль системного подхода в менеджменте

Ученые всего мира сходятся во мнении что для снижения рисков необходим системный подход от всевозможных потрясений: экономических; экологических; эколого- экономических. И прежде всего они заняты поисками методов и путей снижения экономических рисков. Риски экономических потерь, ущербов, которые могут быть у объектов различного уровня общественной организации вследствие ухудшения состояния (качества) окружающей среды (экологических нарушений) можно определить, как эколого-экономические. Такое ухудшение может иметь различный характер: относительно модельный (эволюционный) и быстрый (катастрофический̆). Элементами системного подхода является планирования программирование разработка бюджета программное финансирование[23].

Для реализации системного подхода необходимо:
− формирование целей;
− установление способов их достижения на определенно заданной̆ территории;

−программирование-техническое оснащение;
− согласование затрат с целями и задачами с учетом факторов времени;
−разработка детального перечня мероприятий по достижению поставленных целей системноепрогнозированиевосновекотороголежатметодысистемногоанализ

Современный механизм управления качеством продукции базируется на системном и процессом подходах к менеджменту качества. Системный подход — важнейший элемент философии управления качеством. Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества, — залог устойчивого положения предприятий на рынке.

Системы менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000 стали одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения качества продукции и услуг. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества началась с 1987 г. и в настоящее время их применяют в 170 странах; свыше 1 млн предприятий и организаций сертифицировали свои системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ИСО 900. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе и положенная в основу стандартов ИСО серии 9000, является концентрированным обобщением накопленного мирового опыта в области управления качеством продукции и охватывает все основные требования стандарта ИСО 9001, не детализируя их создание и сертификация СМК на основе МС ИСО серии 9000 постепенно становится общепризнанной нормой и в Российской Федерации. В настоящее время более 6,5 тыс. предприятий получили сертификат соответствия СМК. Наиболее быстрыми темпами работа по созданию СМК проводится в машиностроительных отраслях, строительстве, в сфере услуг и образования, пищевой и перерабатывающей̆ промышленности. Создание и сертификация на предприятии СМК на основе МС ИСО серии 9000 приносит организации значительные преимущества существенно улучшает показатели финансово-хозяйственной деятельности Сравнение экономических показателей̆ деятельности предприятий, достигнутых при внедрении СМК, со средними значениями по отрасли показывает, что рентабельность возрастает в 2,3...3,6 раза, рост объема продаж на одного работающего — в 3,2...4,7 раза, рост объема инвестиций на одного работающего — в 1,7...2,2 раза.


В последние годы в теории и практике управления все шире используются различные модели бизнеса, позволяющие дать его системное представление. Бизнес-модель — это система основных характеристик бизнеса, позволяющая создать, успешно функционировать и развиваться в течение достаточно длительного времени. Это упрощенное, схематичное, концептуальное представление о протекании бизнес- процессов. Подобные модели часто отражают графическими схемами. На рис. 1.7 приведен пример шаблона бизнес-модели А. Остервальдера, И. Пинье.

Сегодня его используют такие компании, как Coca-Cola, GE, P&G, Mastercard, LEGO и многие другие компании. Пример: бизнес-модель торговой компании «Интер Оил»[24].

2.2. Реализация системного подхода к менеджменту

На что здесь стоит обратить внимание, особенно, если мы имеем дело с организационными системами?  Во-первых, что любая оргсистема создана для решения определенных задач, т.е. имеет определенное предназначение, задаваемое ее целями. Во-вторых, что для реализации этого предназначения она должна уметь выполнять определенные функции, владеть некими технологиями деятельности.  И, наконец, носителями этих технологий являются ее элементы, между которыми установлены определенные связи, позволяющие взаимодействовать для достижения установленных целей.  Вот это взаимодействие, а точнее взаимосодействие, и дает, так называемый, системный эффект, проявляющийся в наличии у системы особых свойств, не присущих её отдельным элементам, а также сумме элементов, если они не соединены системообразующими связями. 

И чем сложнее система, тем более справедлив этот вывод. Если опять-таки, обратиться к области бизнеса, то наглядным проявлением этой «системной энергии» является резкий рост капитализации компаний, наблюдающийся последнее время (не будем смотреть на кризис, который не отменяет тенденции)[25]. Причем, интересно не столько увеличение абсолютной величины капитализации, сколько рост, так называемого, коэффициента Тобина: соотношения рыночной стоимости компании, как бизнес-системы и бухгалтерской стоимости активов, как суммы стоимостей отдельных частей бизнеса. Если еще в 80 г. прошлого века этот коэффициент был на уровне единицы а, иногда, и меньше, то теперь он в среднем достиг десятикратной величины. Почему за компанию, как целое, платят в десять раз больше, чем за полный набор ее активов, взятых по отдельности? Это и есть полученный эффект целостности, эффект хорошо организованной системы, имеющей устойчивые перспективы развития.


Теперь становится ясным, почему в последнее время так возросла роль организационного менеджмента, задачей которого и является проектирование конкурентоспособных и эффективных компаний. Итак, «системный подход» - предписывает видеть организацию, как целенаправленную систему, состоящую из элементов, подсистем, реализующих определенные функции. Оптимизация структур организаций, с применением данного подхода, основана на согласовании компонент «системной триады»:

1. Целей, которые определяют смысл создания и существования организации и ее частей

2. Деятельности в различных ее формах (функциональные задачи, процессы и т.п.), которая обеспечивает реализацию целей

3. Организационной структуры, определяющей устройство организации

Для согласования этих компонент их нужно идентифицировать, структурировать, связать друг с другом. Кроме того, каждой из целей необходимо приписать метрики – показатели, отражающие степень реализации системой любого уровня своего предназначения («если не измеряем, то не управляем»). Я уже говорили, в одной из предыдущих статей, что строительство корпоративного здания начинается с верхних этажей. Это предполагает приоритет рассмотрения целей организации и способов реализации деятельности перед оргструктурой. Поэтому проектирование организации состоит из следующей последовательности шагов:

1. Разработка системы целей и показателей

2. Разработка системы деятельности 

3. Синтез оргструктуры, т.е. распределение ответственности за реализацию целей путем осуществления определенных элементов деятельности с помощью выделенных активов[26].

Причем, эти шаги повторяются несколько раз на разных уровнях детализации. Вначале на концептуальном уровне определяются главные цели организации, выявляются основные элементы деятельности для достижения этих целей, разрабатывается концепция оргструктуры. После согласования общей модели организации производится более детальная ее проработка на разных уровнях подсистем. Причем, конечный уровень детализации может быть разным. В одних типах организаций, допускающих значительную стандартизацию деятельности (например, для непрерывных производств), можно быстро доходить до описания должностных позиций, в других случаях (например, для быстрорастущих креативных компаний) – пока ограничиваться уровнем организационных систем, подразделений. Итеративный характер организационного проектирования отражен в виде спирали на рисунке ниже. Движение по спирали от центра к периферии отражает нарастание степени детализации проработки, при этом на каждом витке предполагается необходимость балансировки «целей – деятельности - оргструктуры».


Как мы уже говорили, чтобы успешно двигаться по этой «спирали», надо ясно представлять, как концептуально устроена любая компания. И очень важны правильные «концептуальные очки», правильный язык описания. Однако, к сожалению, единой организационной теории пока наука не создала. Даже стандарты менеджмента качества, обобщившие лучший мировой опыт создания эффективно работающих организаций, не могут служить прямым руководством к действию. Организация сейчас описывается с помощь множества различных подходов.

Поэтому и появился бизнес-инжиниринг - междисциплинарный подход, который использует знания различных теорий, чтобы создать целостную модель компании. Бизнес-инжиниринг переносит точные методы конструирования технических объектов на бизнес. Сложное устройство организации представляется в виде модели. А потом с ее помощью находится оптимальное решение, которое внедряется «в жизнь». Поэтому, чтобы начать конструирование или, что то же самое, «организационный дизайн», нужно не только определить список целей и действий (элементов), но и определить, каким образом они структурируются, как, например, классифицировать цели или деятельность. Все выучили слово «процесс», но разве это единственная форма протекания работ? 

Системность в самом деле проектирования модели организации нужна для того, чтобы:

  • Гарантировать полноту решения и того, что ценности и ожидания всех заинтересованных сторон найдут свое отражение в целях компании, и никакая деятельность, необходимая для их достижения, не будет забыта;
  • Предоставить возможности для понимания и анализа деятельности. Неструктурированные линейные списки из сотен позиций не позволят это сделать. Лучшее, что они могут сделать – это выступить в роли снотворного. Причем, важна и наглядность представления – отсюда особое внимание к способам визуализации знаний об организации деятельности компании.
  • Лучше распределить ответственность по оргструктуре путем анализа и проверки существующих принципов и правил организационного проектирования.

Выбор подходящего концепта и системы понятий - дело непростое. То, что вначале казалось очевидным или удачным определением, при ближайшем рассмотрении таким не кажется. Однако, как писал Эдвард Деминг - без «глубинных знаний» (profound knowledge), без целостного понимания теоретических основ устройства и механизмов работы компании невозможна работа по совершенствованию ее деятельности.