Файл: Системный подход к менеджменту (Инновации в системном подходе менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
2.3. Инновации в системном подходе менеджмента
Международный стандарт ИСО 9000: 2000 рекомендует предприятиям применять системный подход к менеджменту. Причём, в отличии, скажем, от процессного подхода, конкретных требований, касающихся применения этого принципа в стандартах ИСО серии 9000 не содержится. Хотя очевидно, что любой процесс, любое явление могут рассматриваться, описываться и управляться двумя способами: или с учётом внутренних и внешних взаимосвязей и взаимодействий элементов данного процесса или явления, или без такого учёта. Первый способ это и есть системный подход. Очевидно, он является нормальным, разумным и правильным. Второй способ – это несерьёзный, поверхностный и, зачастую, опасный подход. Вместе с тем, известно, что любая система, а уж тем более такая сложная, как предприятие (а нас в данной статье интересует именно предприятие как система) имеет практически бесчисленное количество внутренних и внешних связей. И учесть их все ни один человек, ни крупный исследовательский институт, ни все институты мира вместе взятые не могут[27].
Таким образом, «системность» подхода людей к решению задач всегда относительна. В любом «системном» подходе всегда найдутся неучтённые связи и факторы. Важнейший теоретический и практический вопрос для предприятия состоит в том – насколько велика учтённая часть связей[28]. Или, другими словами – насколько важными в данной ситуации являются учтённые связи, выявлен ли и учтён ли фактор, который объективно является главным в данной задаче. В ответе на этот вопрос отражается и квалификация, и компетентность, и опыт, и талант, и интуиция того, кто управляет предприятием. А также то, насколько в данном случае предприятию просто повезло. И этот факт известен специалистам очень давно. Приведём отрывки из стандарта ИСО 9000, где упоминается системный подход. Прямо и непосредственно системному подходу посвящён только пункт 0.2.д. стандарта: «Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей».
Внимание системному подходу уделяется в п. 2.1 «Обоснование необходимости систем менеджмента качества», где есть, в частности, следующий текст: «Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон». Из приведённых отрывков следует, что «системный подход» не является чем-то жестко определённым. Об этом свидетельствуют такие слова как «вносят вклад» (а, скажем, не утверждающий глагол «обеспечивают»), «может быть основой» (а не «является основой») и т.п[29]. С одной стороны, это понятно. Поскольку, как было отмечено выше, строго доказать наличие системного подхода невозможно. С другой стороны, такая ситуация вызывает сожаление, поскольку системный подход это не «пустой» лозунг, а единственно разумный и правильный подход к решению любой задачи, в том числе и в менеджменте. Причём на практике этого принципа предприятия придерживаются далеко не всегда, часто действуя без достаточного обоснования принимаемых решений. Очевидно, что данная проблема свойственна для предприятий во всех странах, и именно этот факт является причиной появления подобного «элементарного» принципа в международном стандарте[30].
Далее будет рассматриваться вопрос выбора критериев (или критерия), которые могли бы свидетельствовать о наличии системного подхода к менеджменту на данном предприятии (разумеется, со всеми теми ограничениями, о которых шла речь выше). Для решения поставленной задачи рассмотрим два стандарта: японский стандарт «Руководящие указания по устойчивому росту» (JIS/TR Q 0005:2005. Quality management systems. Guidelines for sustainable growth) и международный стандарт ИСО 9004:2008. «Управление для успеха» – Под- ход к менеджменту качества» (Managing for sustainability – A quality management ap- proach). Некоторая практическая конкретизация системного подхода содержится в п. 2.3 «Подход к системам менеджмента качества», начинающегося со слов «Подход к разра- ботке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих: а) установление потребно- стей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон...» На сегодняшний день в теории и практике инноваций пока ещё не всё достаточно определено. В частности, следует признать правоту С.А. Назарова, который отмечает: «К сожалению, часто слово «инновация» звучит как заклинание, которое призвано нести положительный психологический заряд для обывателя... Почему одни полезные разработки внедряются сразу, другие – погодя, а третьи – никогда[31]?
Лауреат Нобелевской премии Д. Акерлоф около 35 лет тому назад показал: свободный конкурентный рынок, сам по себе, не обеспечивает высокого качества. На рынке имеет место асимметричность информации: производителю и потребителю доступна различная информация о продукции, тем более о новой продукции. Потребитель, в принципе, не может хорошо разбираться во всех, существенных для него, свойствах продукции (т.е. в её качестве). Этот момент в полной мере касается и инноваций. Таким образом, качество инновации, объективно обладающей в данный момент новизной, высоким спросом потребителей и рентабельностью для производителя, может в различной степени удовлетворять требования различных заинтересованных сторон. Известно немало примеров, когда то или иное новшество активно приветствуется и потребляется одной группой людей и отвергается другой группой. Равно как известны примеры активной поддержки инновации практически всем обществом с последующим не менее активным её отторжением из-за последствий, которые это общество ранее не смогло предвидеть. Главное, на что здесь обращается внимание, это тот факт, что качество инновации как продукции (объективная совокупность её свойств) и связанное с этой инновацией качество в понимании ИСО 9000. Точка зрения на этот термин, разделяемая автором, в значительной степени изложена, например, в удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, которая всегда субъективна) это разные объекты[32].
Следует отметить наличие в специально литературе, по крайней мере, двух точек зрения относительно цели инновационной деятельности. Для их иллюстрации приведем цитаты из двух источников, которые не принадлежат отдельным авторам, и которые, в какой-то степени, можно считать «официальными». «Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технология), а также реализованных на практике решений организационного, производственно - технического, социально - экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественных отношений и сферу управления обществом. «Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый либо усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый либо усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки»[33].
Если предположить, что обсуждение указанного вопроса закончится в пользу системного характера инноваций, тогда инновацией будет считаться результат целенаправленного процесса, характеризующийся новизной и улучшением качества (повышением степени удовлетворённости хотя бы одной из заинтересованных сторон, при том, что интересы других сторон не пострадали). Таким образом, в статье сформулирован ряд тезисов, предлагаемых к обсуждению:
1. Учёт требований всех заинтересованных сторон и применение инноваций являются критериями системного подхода к менеджменту.
2. Инновация, как всякий результат процесса является
3. Следует различать качество инновации как продукции (объективная совокупность её свойств) и связанное с этой инновацией качество в понимании ИСО 9000 (степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, которая всегда субъективна).
4. Реальный результат инновационной деятельности предприятия в данный момент характеризуется не столько объективным качеством инновации, сколько распределением степени удовлетворения этой инновацией требований заинтересованных сторон.
5. Инновация, являющаяся имманентным признаком системного подхода к менеджменту, сама может иметь системный или несистемный характер. Только инновация, имеющая системный характер, может обеспечить системный подход к менеджменту и устойчивость предприятия. Ядром «систем- ности» менеджмента (в том числе и инновационного) является учёт требований всех заинтересованных сторон[34].
6. Специалистам целесообразно ответить на вопрос, можно ли считать инновацией новый и конкурентоспособный результат целенаправленного процесса, который ведёт к повышению степени удовлетворённости требований некоторых заинтересованных сторон, причём степень удовлетворённости требований некоторых других сторон снижается[35].
Заключение.
Системный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать как набор законченных принципов и процедур. Это -- определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы.
Согласно этому подходу, все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее время лучшим способом сделать управление эффективным. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.
Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции.
Список использованной литературы:
1. Акофф Р. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
2. Глущенко В.В. Менеджмент: Системные основы. 2-е изд. Железнодорожный (Моск. обл.): НПЦ «Крылья», 1998. 223 с.
3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий. М.: Наука, 1970. 382 с.
4. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. Критический анализ американской теории менеджмента. М.: Соцэкгиз, 1962. 195 с.
5. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. 829 с.
6. Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2000. 397 с.
7. Лапыгин Ю.Н. Теория менеджмента. М.: Рид Групп, 2011. 336 с.
8. Мескон и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. 700 с.
9.ПашкинС.Б.,КурмышовВ.М.,БерезняцкийВ.С.Проблемнаяситуационнаязадачакаксредствопроверки сформированности компетенций обучающихся по учебной дисциплине // Перспективы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 августа 2015 г., г. Уфа). Уфа, РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 92-94.
10.Пашкин С.Б., Семикин В.В., Минко А.Н. Развитие метакомпетенций студентов (курсантов) на основе применения рефлексивных творческих заданий // Современное состояние психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 августа 2015 г., г. Уфа). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.116-118.
11.Пашкин С.Б., Минко Н.И., Миленина И.П. Методология и методы психолого-педагогических исследований / ВИТУ. СПб., 2008 106 с.
12.Полное собрание законов Мерфи / Пер. с англ. 4-е изд. Минск: «Попурри», 2008. 608 с.
13.Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. 14.Пудич В.С. Системное развитие менеджмента как науки. М.: ГУУ, 2001. 219 с.
15.Семикин В.В., Пашкин С.Б., Гончаренко С.В. Содержание и балльно-рейтинговая система оценки научно- исследовательской практики магистрантов // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 января 2016 г., г. Самара) / В 2 ч. Ч.2. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 78-81.
16.Соболева Е.Н. Менеджмент: системный подход к управлению. М.: Экон-информ, 2003. 93 с. 17.Современный менеджмент: российские реалии и теория: сб. научных трудов / Отв. ред. А.Н. Цветков. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – 176 с.
18.Теория системного менеджмента: Учебник / Под ред. П.В. Журавлева. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. 512 с. 19.Уорд М. 50 методик менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2004. 199 с.
20.Цветков А.Н. Менеджмент в исследованиях и разработках. СПБ.: СПбГИЭА, 1997. 98 с.
21.Цветков А.Н., Зарембо В.Е. Методы решения творческих задач в менеджменте. Учебно-практическое пособие. М.: Кронус, 2010.
22.Шереметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие. М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. 406 с.
1. Басовский, Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие./ Л. Е. Басовский. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 216 с. - (Высшее образование) - ISBN 5-16-000431-9
2. Вершигорова, Е. Е. Менеджмент: Учеб. Пособие./ Е. Е. Вершигорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 283 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-000528-7
3. Веснин, В. Р. Менеджмент: Учебник./ В. Р. Веснин. - М.: ТД «Элит» - 2000, 2003. - 546 с. ISBN 5-94126-040-7
4. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие./ А. В. Карпов. -- М.: Гардарики, 2004. -- 584 с: ил. - ISBN 5-8297-0018-2 (в пер.)
5. Основы менеджмента; учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с. - ISBN 5-238-01061-3
6. Семенов, А. К., Набоков, В. И. Основы менеджмента: Учебник./ А. К.Семенов, В. И. Набоков. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 300 с. - ISBN 5-94798-811-9