Файл: Профессиональные функции предпринимателя по созданию нового бизнеса (Понятие и особенности предпринимательства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
1.2. Особенности создания нового бизнеса
Бизнес-план представляет собой краткое, доступное, понятное и точное описание реализации предполагаемого проекта, является важнейшим инструментом анализа большого числа различных ситуаций, который позволяет выбрать самые перспективные решения, а также средства их достижения. Основная цель составления бизнес-плана состоит в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды согласно рыночным потребностям и возможностям получения требуемых ресурсов. Вместе с главной целью бизнес-плана существуют и другие второстепенные цели, такие как[19]:
Социальные, состоящие в преодолении дефицита продукции, оздоровлении экологической ситуации, улучшении психологического климата в государстве, создании новых культурных и духовных ценностей, развитии творческого и научно-технического потенциала, расширении деловых связей как на региональном, так и на международном уровне.
Повышение делового статуса предпринимателя, состоящее в: развитии и укреплении экономического потенциала компании. Это является залогом успешности последующих сделок, увеличения престижа организации.
Другие цели, например, развитие контактов, вступление в различные ассоциации[20].
Планирование - это процесс управления, который представляет собой скоординированную деятельность по выбору путей достижения целей компании, на основе принятой стратегии или технологии работ. Процесс планирования в компании начинается с ясного понимания того, что необходимо делать для ее эффективного развития и функционирования. Успех любого плана зависит от[21]:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития компании;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности компании, рынка, конкурентов, товародвижения и т.п.;
- правильной оценки конкурентоспособности компании;
- выбора и реализации Стратегии компании.
Планирование деятельности предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих преемственную последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования доступных компании ресурсов в широком смысле[22].
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который создан для того, чтобы вести хозяйственную деятельность, осуществляемую для извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей[23].
В основном предприятие выступает в качестве юридического лица, определяемого совокупностью признаков, куда входит и обособленность имущества, и ответственность по обязательствам имущества, и наличие расчетного счета, а так же выступление от своего имени. Обособленность имущества заключена в наличии самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество организации. Все финансовые отношения организации возникают в тот момент, когда формируются собственные средства предприятия на денежной основе, а так же привлекаются источники финансирования хозяйственной деятельности, распределяются доходы, которые образовавшиеся в результате такой деятельности и используются в целях развития организации.
Процесс организации хозяйственной деятельности требует постоянного финансового обеспечения, первоначального капитала, образовавшегося из учредительских вкладов и принявшего форму уставного капитала. Это является самым главным источником формирования имущества. Образование уставного капитала зависит от организационно-правовых форм предприятий[24].
В момент создания организации, ее уставный капитал направлен на то, чтобы приобрести основные фонды, а так же сформировать оборотные средства в размерах хозяйственной деятельности. Он так же вкладывается в покупку лицензий и патентов, которые являются важнейшим фактором, влияющим на доход. Получается, что первоначальный капитал инвестируется в производственные процессы, на стадиях которого образуется стоимость, которая выражается ценой реализованных товаров. После того, как товары будут реализованы, они примут денежную форму, то есть станут выручкой от реализации, которая поступит на расчетный счет. Выручка доходом не является, она представляет собой лишь источник, за счет которого возмещаются затраченные средства на продукцию, а так же формируются денежные фонды и финансовые резервы организации. В процессе распределения выручки, из нее выделяют различные составные части созданной стоимости. Это связано с тем, что формируется амортизационный фонд, образовавшийся в качестве амортизационных отчислений после принятия износа основных производственных фондов и НМА денежной формы. Обязательное условие для образования амортизационного фонда – это продажа произведённой продукции потребителям и поступления выручки за них[25].
Материальная основа созданного товара – это сырье, материалы, купленные комплектующие изделия и полуфабрикаты, а так же другие материальные затраты, износ основных производственных фондов, заработная плата работников. Все это является издержками организации на производство продукции, выраженными в денежной форме. До того, как выручка поступит на счет предприятия, данные издержки будут финансироваться за счет оборотных средств, не расходуемых, а авансируемых в производство. После того, как выручка все же поступит на счет, оборотные средства будут восстановлены, а издержки производства, которые понесло предприятие, будут возмещены. Сопоставление полученных от реализации продукции выручки и произведенных затрат происходит за счет обособления издержек в качестве себестоимости. Основная сущность инвестирования средств в производство заключается в том, чтобы получить чистый доход. При превышении выручки над себестоимостью, предприятие получит такой доход в качестве прибыли[26].
Результатом кругооборота средств, которые были вложены в производство, являются прибыль и амортизационные отчисления. Их относят к собственным финансовым ресурсам, которыми можно самостоятельно распоряжаться. При оптимальном использовании амортизационных отчислений, а так же прибыли по их целевым назначениям, есть возможность возобновления производства продукции на более расширенном уровне. Назначением амортизационных отчислений является обеспечение воспроизводства основных производственных фондов и НМА. Прибыль, в отличие от амортизационных отчислений не может полностью остаться в распоряжении организации. Большая ее часть поступит в бюджет, в виде уплаченных налогов. Это определит очередную сферу финансовых отношений, возникающих между предприятием и государством по распределению созданного чистого дохода. Прибыль, которая останется на предприятии станет многоцелевым источником финансирования потребностей организации, однако, основными направлениями ее использования станут накопление и потребление. Те пропорции, в которых будет распределена прибыль на накопление и потребление, определят перспективы развития организации.
Денежные ресурсы предприятия состоят из амортизационных отчислений и части прибыли, которая направлена на накопление. Такие ресурсы необходимы для производственного и научно-технического развития, формирования финансовых активов, то есть для того, чтобы приобретать ценные бумаги, делать вклад в уставные капиталы других предприятий и пр. Другая часть прибыли, которая не используется в накоплении средств, направляется на то, чтобы социально развивать предприятие. Некоторая часть прибыль используется на потребление, из-за чего между организацией и лицами, занятыми или не занятыми на предприятии, возникают финансовые отношения.
Бизнес-план является ярким примером сочетания текущего и перспективного планирования. Такой план необходимо разрабатывать в развитых странах в момент создания новой организации или же для обоснования производственных процессов новой продукции. Бизнес-план составляют на срок от 3 до 5 лет, ведь плановые разработки на более длинные периоды не могут являться достоверными[27].
Бизнес-план – это не только финансовый план, но и план, необходимый для того, чтобы разработать стратегию финансирования и привлечь конкретных инвесторов для участия в создании новых предприятий или в финансировании новых производственных программ.
Создание бизнес-плана будет способствовать внутреннему управлению организацией, ведь он разрабатывается на базе поставленных целей, способов их осуществления, увязки финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Если бизнес-план будет составлен профессионально, то он позволит сохранить инвесторские средства и снизить вероятность банкротства.
Руководство предприятия постоянно находится перед необходимостью принятия правильного выбора. Оно осуществляет выбор наиболее оптимальной реализационной цены, принятия решений в области кредитной и инвестиционной политики и т.п.
Вся деятельность предприятия должна быть рентабельной и обеспечивающей денежные поступления в объеме, который будет удовлетворять группы лиц, заинтересованные в результатах работы предприятия. При составлении планов (бюджетов) предприятия большое значение имеет точное описание ожидаемых результатов от деятельности предприятия в будущем[28].
Существует краткосрочное и долгосрочное планирование. Некоторые значения принятых решений распространяются на достаточно долгую перспективу. Подобное относится к таким областям, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Эти решения способны определить деятельность организации на большое количество лет вперед, они должны отражаться в бюджетах, степень детализованности которых невысока.
Долгосрочные планы представляют собой рамочную конструкцию. Ее составными элементами выступают краткосрочные планы.
Чаще всего, предприятия используют краткосрочное планирование, а за плановый период берут – один год. Это можно объяснить тем, что за предполагаемый период должны произойти все традиционные для жизни организации события, ведь за данный срок можно выровнять сезонные колебания конъюнктуры. Годовой бюджет разделяется на месячные и квартальные бюджеты.
Нельзя выработать общие правила, способные установить степень детализации бюджета. Она зависит от уровня надежности составляемых расчетов. Каждое предприятие должно объективно оценивать степень необходимой детализации бюджетов, обеспечивающих координацию отдельных запланированных действий.
В общих чертах можно определить следующие цели планирования:
- детализированное планирование;
- координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь;
- обеспечение необходимой информацией всех руководителей центров ответственности;
- стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;
- контроль за производством;
- оценка эффективности работы руководителей[29].
1.3. Функции предпринимателя в создании нового вида бизнеса
Роль и значение предпринимательской деятельности для общества и хозяйственной системы в целом — очень объёмная и дискуссионная тема. Диапазон точек зрения по этой тематике очень широк — от полного отрицания предпринимательства (марксизм, троцкизм) до распространения этого института на традиционно государственные функции (частная армия, ЧВК, частные тюрьмы и т.д.). Неоднозначны также подходы к понятию и трактовке категории «бизнес-идеи»[30].
В части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 2 ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке[31].
Такое толкование упрощено, поскольку отождествляет предпринимательство с любой деятельностью, приносящей доход. При таком рассмотрении в предпринимательскую деятельность попадает деятельность, связанная с выпуском новой продукции по собственному патенту и открытие торговой точки хлебобулочными изделиями[32].
Рассмотрим сущность предпринимательства через функции, осуществляемые предпринимателем при развертывании своего дела. Как правило, это общеполагающие функции, присущие всем направлениям деятельности[33]:
- общеэкономическая функция, обусловленная ролью любых субъектов рынка;
- ресурсная функция, обусловленная необходимостью эффективного использования ресурсов, как правило, обладающих свойством ограниченности;
- инновационная (творческо-поисковая) функция, присущая любой деятельности, однако наиболее остро стоящая перед предпринимательской деятельностью;
- социальная функция — созданием возможностей для получения соответствующих доходов;
- организационная функция — в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка[34].