Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы выставочно-ярмарочной деятельности
1.1.Выставки: определение, сущность, классификация
1.2.Характеристика и виды ярмарочной деятельности
1.3. Коммуникационное сопровождение и технологии организации выставочно-ярмарочных мероприятий
2.1. Особенности организации выставочно-ярмарочной деятельности на примере компании «Экспоцентр»
2.2. Анализ этапов организации выставок и ярмарок на примере "Экспоцентр" в г. Москва
2.3. Проблемы и перспективы организации выставочно-ярмарочной деятельности в России
Глава 2. Практические аспекты организации выставочно-ярмарочной деятельности на примере компании «Экспоцентр»
2.1. Особенности организации выставочно-ярмарочной деятельности на примере компании «Экспоцентр»
Сегодня в мероприятиях такого характера участвует не менее 20 тысяч иностранных компаний и более 100 тысяч отечественных экспонентов. Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности России особое внимание уделяет повышению количества площадок, компаний-участников и посетителей. Среди других городов первой по данным показателям является Москва. В столице проходит более 60% всех отраслевых событий. Государственная программа способствования развитию выставочной деятельности нацелена на привлечение как можно большего количества участников рынка, обеспечение эффективного взаимодействия между ними, налаживания сотрудничества и внедрения инновационных технологий.
Один из наиболее крупных и престижных столичных центров, который известен не только в России, но и во всём мире, – ЦВК «Экспоцентр». Это высокотехнологичный современный комплекс, который имеет 9 оборудованных выставочных павильонов, а также площадки для проведения конференций, конгрессов и вневыставочных мероприятий. На его базе ежегодно проходит более 100 международных выставок, которые посещает несколько миллионов специалистов, экспертов, представителей компаний и заинтересованных лиц.
ЦВК «Экспоцентр» в последние годы уделяет всё больше внимания инновационным разработкам. Поэтому многие собственные выставочные мероприятия посвящены данной теме. Большая доля совместных событий «Экспоцентра» также освещает новации и разработки в различных сферах. Это направление деятельности выставочного центра перекликается с интересами экономики и государства в целом.
Следует отметить, что благодаря концепции развития выставочной деятельности за последние годы количество региональных площадок увеличилось вдвое. Однако, несмотря на это, их обеспеченность площадками по-прежнему является недостаточной. Свою заинтересованность вопросом развития материально-технической базы для осуществления выставочно-ярмарочной деятельности проявляют многие субъекты РФ.
Политика государства в этом вопросе направлена, в том числе на координирование данной деятельности, а также разработку ряда мер по её господдержке и оказанию помощи участникам-производителям, иным предпринимателям, организациям и посетителям. Концепция развития выставочной деятельности в РФ определяет её основные и перспективные направления. Она ставит перед собой целью полноценное формирование этой деятельности, как отрасли экономики, способствующей её устойчивому инновационно-экономическому росту.
После установления целей участия в ярмарке или выставке предприятие составляет смету стоимости участия, которая представляет собой способ определения расходов, необходимых для его осуществления.
Смета расходов на участие в выставке (ярмарке) разрабатывается для определения предстоящих расходов, связанных с проведением выставочно-ярмарочного мероприятия. Смета может включать следующие основные статьи расходов:
- плата за право участия в выставке или ярмарке (взнос на право участия, арендная плата за пользование выставочным оборудованием и выставочной площадью, плата за размещение информации в каталоге и т. п.);
- расходы на изготовление выставочного оборудования (если предприятие планирует пользоваться своими стеллажами, стендами во время выставки или ярмарки, а не арендовать их у организаторов);
- транспортные расходы на перевозку собственного выставочного оборудования и выставочных товаров;
- командировочные расходы работников, направляемых для принятия участия в выставке (ярмарке);
- расходы на транспортировку выставочных товаров, выставочного оборудования и т. п.;
- расходы на изготовление рекламных материалов, предназначенных для бесплатного распространения на выставке (ярмарке);
- расходы на бесплатное рекламное распространение образцов продукции (товаров).
Если же на выставке (ярмарке) предприятие планирует бесплатно распространять большой ассортимент и количество образцов продукции (товаров), то можно разработать отдельную смету на бесплатное распространение таких образцов продукции (товаров).
Поскольку предусмотреть все вероятные расходы невозможно, то вполне логично, что смета выставочно-ярмарочных расходов будет приблизительной [14].
Для организаторов выставок и ярмарок смета устанавливает пределы, в которых должны проводиться расходы, чтобы обеспечить достижение целей, продиктовавших необходимость участия в ярмарке или выставке.
Что включает в себя цена 1 м2 выставочной площади?
Это, как правило, стоимость:
1) общего электроосвещения закрытых выставочных площадей и открытой территории;
2) общей охраны территории;
3) пропусков на право входа персонала фирмы-экспонента в пределах квоты, устанавливаемой в зависимости от размера арендуемой площади;
4) одного экземпляра каталога выставки (при условии участия в этом каталоге);
5) вывоза мусора и строительных отходов из специально отведенных мест в период монтажа, работы и демонтажа выставки;
6) и других дополнительных услуг.
Участнику выставки или ярмарки дополнительно следует определить основные позиции и основные статьи расходов. Обычно расходов требуют:
- мероприятия, проводимые на стенде;
- тип стенда;
- оформление стенда;
- персонал, работающий -у стенда;
- реклама до выставки;
- работа с прессой;
- особые формы обращения к посетителям;
- угощения на стенде;
- транспорт;
- монтаж и демонтаж стенда;
- текущие затраты по стенду.
Статистические данные о том, что сумма, расходуемая на изготовление стенда, превышает 1/3 общих затрат по участию в ярмарке или выставке, подчеркивает значение стенда как средства коммуникации, но в то же время и свидетельствует о необходимости серьезного подхода ко всей проблеме в целом начиная с выбора места и кончая оформлением экспонатов.
Правильное и своевременное изучение фасада выставочного зала помогает фирме в ее стараниях добиться подходящего размещения стенда и суметь воспользоваться большим стечением посетителей к “популярным” стендам [5].
В рамках осуществления этой деятельности обычно проводятся такие мероприятия, как:
1) изготовление различных рекламных материалов, придающих стенду индивидуальность;
2) бесплатная раздача мелких сувениров;
3) раздача образцов товаров;
4) организация различных специальных мероприятий (шоу, конкурсы, дегустации);
5) передача музыкальных программ;
6) демонстрация видеофильмов, слайдов;
7) проведение пресс-конференций, коктейлей для журналистов, клиентов [1].
Послевыставочная (послеярмарочная) деятельность. На этой стадии, начинающейся с момента закрытия выставки и длящейся затем не один месяц, выполняется следующая работа:
1) анализ контактов, осуществленных за период работы стенда;
2) проверка результатов участия;
3) составление отчета об участии.
Поскольку во время работы экспозиции невозможна общая глобальная оценка осуществленных контактов, эта работа начинается сразу же после закрытия ярмарки или выставки и включает в себя:
- классификацию и оценку соглашений, которые, возможно, были заключены;
- непосредственную проверку “личности” посетителей;
- активизацию предприятия для выполнения полученных заказов в установленные сроки;
- своевременную подготовку и рассылку образцов согласно принятым обязательствам;
- немедленное предоставление запрошенных дополнительных данных;
- направление благодарственных писем всем посетителям, содержащих дополнительные сведения о предприятии, его продукции и планируемых мероприятиях (участие в ярмарках или выставках, организация показов и т.д.), и соответствующие приглашения к участию в них.
Участие в ярмарке и выставке является для предпринимателя своего рода инвестицией, поэтому и возникает необходимость сравнения его стоимости (затрат) с полученными результатами. Оценка участия обозначает методическое проведение сравнения между целями и полученными результатами и, в частности, проверки того, что сделано, что необходимо было сделать и, безусловно, что еще нужно сделать, и представляет собой длительную и многостороннюю процедуру, охватывающую все экономические и внешнеэкономические цели [9].
Основными элементами, на сравнении которых должна быть сосредоточена проверка результатов участия, являются:
1) сметные и реальные расходы по участию;
2) расходы на рекламу - пропаганду и вызванный ими резонанс, как он проявляется в реакции посетителей;
3) впечатление, произведенное стендом, и соответствующий отклик на равноценные стенды конкурентов, участвующих в ярмарке или выставке;
4) эффективность работы персонала и соответствующие результаты по другим стендам;
5) оценка состава посетителей;
6) заказы, полученные в результате работы стенда, в сравнении с ожидавшимися.
Отчет, о принятии участия в выставочно-ярмарочном мероприятии. Отчет составляется по окончании выставки (ярмарки). В нем отмечаются фактические расходы, понесенные предприятием во время подготовки и принятия такого участия, с соответствующим документальным их подтверждением.
При этом ответственные лица должны отчитаться за бесплатную раздачу на выставке выданной им под отчет продукции (товаров). Для этого в отчете о принятии участия в выставочном мероприятии нужно отдельно указать перечень и количество бесплатно розданной продукции (товаров). Кроме того, бесплатно розданные на выставке образцы товаров на предприятии нужно списать, оформив для этого акт списания, а не розданный на выставке остаток продукции (товаров) ответственные лица должны вернуть на склад предприятия.
При этом если для проведения выставочно-ярмарочного мероприятия работники были направлены в командировку, то по возвращении из командировки они должны отчитаться по суммам средств, полученным в подотчет, подав в бухгалтерию предприятия Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, с соответствующими документами, подтверждающими их расходы (кассовыми чеками, актами закупки, товарными чеками, накладными на отпуск ТМЦ, актами выполненных работ, актами купли-продажи, квитанциями и т. п.).
Специальное оборудование для рекламы продукции на выставке (ярмарке). Выставочное оборудование достаточно специфично. Некоторые его виды могут использоваться исключительно на выставках. В других случаях, наоборот, оборудование может быть неразрывно связано со своими экспонатами-товарами, которые всего лишь на время “перекочевали” из одного зала - торгового в другой - выставочный.
Участники выставок и ярмарок могут использовать как собственное, так и арендованное оборудование. И это является одним из главных факторов, влияющих на учет.
Если предприятие использует собственное оборудование, то это может быть оборудование:
- временно изъятое из собственного производства (в том числе из торгового зала, офиса, производственного цеха) на период выставки (ярмарки);
- приобретенное специально для участия в выставке (ярмарке);
- изготовленное предприятием специально для участия в выставке (ярмарке);
- имеющееся в наличии на складе предприятия.
Дальнейшую судьбу оборудования определяет собственник (или уполномоченные им лица), и она может быть различной. Оборудование, изъятое из производства (торгового зала, офиса), может быть возвращено, на прежнее место, а может “залечь” где-нибудь на складе. Приобретенное и изготовленное оборудование, а также оборудование со склада может стать полноправным участником хозяйственной жизни предприятия, а может быть возвращено на склад. Выставочное оборудование, потребности в использовании которого у предприятия не будет в обозримом будущем, может быть продано и т.д. [13]
Таким образом, с выставочным оборудованием могут осуществляться различные хозяйственные операции.
Предприятие-участник может использовать на выставке (ярмарке) оборудование, которое уже числится на балансе в составе его необоротных активов и используется им для других целей. Это может быть оборудование из офиса, торгового зала, производственного цеха, то есть из любого подразделения предприятия.