Файл: Американская модель менеджмента (История становления и развития американского менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Главное значение менеджмента заключается в том, что от его качественных характеристик зависит поведение организации на рынке, которое в свою очередь влияет на состояние всех рыночных отношений, так или иначе складывающихся в государстве. Именно поэтому и результаты конкретной организации на рынке, и состояние всей экономики государства зависят от того, насколько грамотно менеджмент управляет организацией. Исходя из этого, можно смело утверждать, что менеджмент каждого отдельного предприятия оказывает некое влияние на общеэкономические процессы, которые совершаются на национальном уровне.
В современном мире развитие как теории, так и практики менеджмента не прекращается, оно имеет ряд тенденций. Однако к настоящему моменту у человечества уже имеется внушительный объем знаний накоплены значительные сведения в данной области.
Существует несколько моделей менеджмента и одной из самых обсуждаемых и привлекающих внимание является американская модель. Американский менеджмент был и остается так называемой мощной «управленческой цивилизацией» среди всего многообразия теорий и практики. Он позволил Соединенным Штатам Америки занять лидирующую позицию среди стран мира. Именно в США практика и наука менеджмента сформировались впервые. Американский менеджмент имеет огромное значение в мире, его влияние на развитие практики и теории управления велико. В любом случае, нет необходимости слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендация их практиков, однако знать их идеи необходимо. Опыт ведения бизнеса и функционирования менеджмента богат и полезен для изучения.
Как свидетельствует мировой опыт, механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически исключено. Условиями для создания собственной модели являются, с одной стороны, изучение всех знаний, которые имеются в зарубежной теории и практики, однако речь идет именно об осмысленном переносе на отечественную «почву», а также использование лучших результатов в собственной деятельности. При создании собственной модели нужно считаться с такими факторами, как форма государственного устройства, зрелость сложившихся рыночных отношений, тип собственности и т.д.
Все вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в анализе американской модели менеджмента и возможностей ее применения в организационных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть сущность американской модели менеджмента;
- Провести сравнительный анализ американской, японской и российской моделей менеджмента;
- Проанализировать применение положений американской модели менеджмента на примере реальной компании.
Объектом исследования является менеджмент и управление.
Предметом – социально-экономические отношения, возникающие в результате применения положений американской модели менеджмента в компании.
Теоретическую основу составили труды таких ученых, как Виханский О. С., Семенов А.К., Баринов В.А., Балашов А. П., Фаррахов А. Г. и другие.
Методологическую базу составили общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование и др.
Формирование менеджмента как социально-экономического учения произошло в XIX-XX веках, и с тех пор США по праву считается его родиной. Проведя анализ управления, американские социологи пришли к выводу, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано прежде всего менеджменту, так же, как и капиталу, то есть менеджмент и капитал являются такими составляющими, которые необходимы Америке для экономического развития [14; с. 16].
Американская модель менеджмента возникала в период экономического бума США. Она формируется в следующих условиях [10; с. 23]:
- создания крупных иерархических структур;
- разделения управленческого и исполнительского труда;
- введения норм и стандартов;
- установление должности наемного менеджера, его обязанностей и ответственности.
Объективные предпосылки для формирования «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера Фредерика Уинслоу Тейлора (20.03.1856-21.03.1915) появляются в тот момент, когда в свою высшую, монополистическую стадию переходил классический капитализм [5; с. 41-42].
Характерные тенденции эпохи классического капитализма, такие как свободная рыночная экономика, преобладание средних и небольших предприятий, индивидуальное предпринимательство, находили свое отражение в деятельности основоположников «научного менеджмента».
Соединенные Штаты Америки по уровню технического производства в конце XIX-начале XX века вошли в число мировых лидеров. Имеется несколько фактов, показывающих, почему же все-таки именно Америка является родиной современного управления. Уже в начале XX века США были чуть ли не единственной страной, где проявив личную компетентность, человек мог преодолеть различные трудности, например, связанные с его национальностью, происхождением и т.д.
Основным фактором развития науки в США выступил большой бизнес в лице крупных и сверхкрупных корпораций, таких как Midvale Steel и Bethlehem Steel, персонал которых составлял по несколько тысяч человек, а не средний или мелкий бизнес. Американский ученый и экономист Питер Фердинанд Друкер (1909-2005) писал следующее: «Крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса» [13; с. 91]. Как раз-таки невмешательство государства способствовало тому, что предприниматели, которые смогли добиться успеха в самом начале развития своего бизнеса, становились монополистами.
Роль администрации в частном и государственном секторе усиливается в XIX веке, собственность же теряет свой индивидуальный характер (акционерные общества и др.) и трансформируется в корпоративную, возникают механизмы поддержания иерархической структуры, исключающей конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.
В это же время в американском обществе увеличивается социальная значимость «чина», протекает всеохватывающая бюрократизация аппарата управления. Необходимость в взаимосвязанной, четкой работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными стандартами, нормами и принципами, потребность в рационально организованном труде начинают испытывать предприятия - гиганты.
Существенное влияние на практику и теорию управления оказала великая индустриальная революция (XVII-XVIII) [3; с. 22]. Владельцы капитала отдалялись от занятия бизнесом, это происходило одновременно с выходом индустрии за границы мануфактуры и формированием современной системы акционерного капитала, то есть руководитель - собственник уступил место сотням и тысячам акционерам. Появилась абсолютно новая, так называемая диверсифицированная или «распыленная» форма собственности. Это означает возникновение множества акционеров вместо единого собственника и появление совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Также на смену единственному руководителю-собственнику пришли несколько наемных менеджеров, которые теперь набирались не только из привилегированных классов.
Под администрированием прежде всего подразумевалась формулировка общих целей и политики компании, под менеджментом - контроль за их реализацией (речь идет о первоначальном и узкотехническом смысле) [8; с. 37]. Каждый производственный процесс трансформировался в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. С целью объединения возрастающего количества функций и устранения проблемы их координации, соединения на новой основе, за каждой из них закрепляется штат специалистов (в виде отдела, подразделения и т.д.), а общие координационные функции отдаются менеджеру.
Важно выделить и запомнить одну закономерность - сначала собственник и менеджер представлены в одном лице, позже управление отщепляется от капитала и производства[2; с. 29-30]. Взамен одному капиталисту - менеджеру приходят два сообщества - акционеров и наемных руководителей.
Чуть позже, на более позднем этапе развития возникает следующая ситуация: менеджеров много и каждый их них следит за конкретной функцией. Теперь единый менеджер - специалист дробится в очередной раз и возникает сообщество специалистов. Менеджер, используя специальные координирующие инструменты (например, систему принятия решений, цели политики компании и др.), координирует работу специалистов.
Что касается различий в развитии индустрии континентальной Европы и Северной Америки, то ряд специалистов отмечает, что американцы начали с механизации всего комплекса операций, европейцы же были склонны механизировать отдельные операции. Американцы переняли в уже готовом виде передовые технические идеи европейцев и практически сразу воплощали их в конкретные технические модели. Также для североамериканского подхода характерны гибкость и скорость, внедрение техники, в меньшей степени опутанное бюрократическими сетями [12; с. 82].
Центрами технического прогресса в США выступали предприятия (в отличие от Европы, где таковыми служили государственные учреждения и университеты). Развитые фирмы имели хорошо оборудованные лаборатории, которые занимались практическим внедрением технических достижений.
Таким образом, наличие множества моделей менеджмента можно объяснить объективными различиями в таких областях, как национальная культура, политика, корпоративная культура предприятия, развитие экономики и др. Традиции, обычаи и привычки влияют на сферу деловых отношений. Но, несмотря на это, имеются исторические сложившиеся модели, которые определяют основную стратегию принятия решений. К таким моделям относится американская.
В Америке считается, что успех фирмы зависит от внутренних факторов. Рациональной организации производства, непрерывному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов всегда уделяется особое внимание. Внешние факторы отходят на второй план.
Рационализация производства подразумевает высокую степень специализации отдельных работников и структурных единиц компании, жесткое разграничение их обязанностей[7; с. 42]. Преимущества специализации заключаются в сокращении объема подготовки работников, повышении уровня профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, увеличении возможности специализированного оборудования, отделении от производственных заданий таких, которые бы не требовали квалифицированного труда и могли бы быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую зарплату.
Решения обычно принимаются индивидуально, уровень ответственности находится в управленческой пирамиде на несколько ступенек выше, чем уровень менеджеров, формально обладающих властью. Таким образом, руководство отвечает за действия своих подчиненных.Американская фирма существует в социальной атмосфере, где пропагандируется равноправие. Это значит, что рабочие более мобильны, с легкостью сменяют одно рабочее место на другое в поисках индивидуальной выгоды.
Для американского менеджмента характера иерархическая модель. Она предполагает разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Главные особенности американской модели менеджмента[12; с. 82-83]:
- Задача менеджера – раскрытие творческого потенциала сотрудника, поощряются новые идеи;
- Управление по целям;
- Менеджмент – сильное конкурентное преимущество;
- Наличие внешних акционеров, то есть не связанных с корпорацией;
- Разработанная законодательная основа, определяющая права и обязанности управляющих, директоров и акционеров.
Характерные черты американской модели менеджмента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характерные черты американской модели менеджмента[11]
Черты |
Характеристика |
Доминирующие качества делового человека |
Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску |
Критерии к продвижению по службе |
Высока квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро |
Профессиональная компетентность |
Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации |
Процессов принятия решений |
Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно. |
Отношение работников к фирме и работе |
Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги). |
Характер проведения инноваций |
Революция |
Форма деловых отношений |
Контракты |