Файл: «Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов» (Формы осуществления нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Важным инструментарием обеспечения качества нотариальной юридической помощи являются федеральные и региональные целевые программы развития нотариата, механизмы повышения квалификации нотариусов, соглашения по тарифам на нотариальные услуги.

Примечательно, что программные подходы к государственному управлению сегодня еще не характерны для всех отраслей государственного администрирования. В одних случаях данная методология используется активно, в других - менее интенсивно. Вместе с тем, ряд организационных аспектов построения системы нотариата не требует нормативного воздействия законодателя, поскольку данные вопросы могут оперативно разрешаться посредством текущего управления. Если управленческие полномочия органов юстиции и нотариальных палат сравнительно четко указаны в законодательстве, на основе этих норм права необходимо планирование организационно-распорядительной деятельности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Федеральные и региональные целевые программы развития нотариата могут послужить удачным средством для достижения оптимального взаимодействия между нотариатом и государственной властью по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи. К сожалению, многими нотариусами и должностными лицами государственных органов, как показал проведенный нами опрос, не придается надлежащее значение этой форме, поскольку нотариат способен функционировать на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Наиболее типичная точка зрения, высказываемая респондентами, заключается в том, что федеральные и региональные целевые программы необходимы лишь в целях упорядочения расходования государственных бюджетных средств. Если же такого финансирования не требуется, программы развития не оцениваются как необходимые.

Государство заинтересовано в эффективном оказании гражданам юридической помощи различными правовыми и общественными институтами, включая нотариат, в защите прав и законных интересов граждан и организаций на самых ранних стадиях юридического процесса с использованием принципов превентивного правосудия, которые позволяют обращаться в судебные инстанции лишь в крайних, исключительных случаях и использовать все досудебные возможности разрешения юридических споров и проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках проведенного курсового исследования были изучены и проанализированы основные вопросы по исследуемой теме: раскрыто понятие и сущность нотариата, рассмотрены основные формы и направления его деятельности, а так же проанализирована роль нотариата в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов


Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие обобщения и выводы.

Нотариус - одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер. В этой связи нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица) либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц).

Конституционные принципы рыночной экономики, частной собственности и свободы предпринимательской деятельности диктуют необходимость определения нотариата как системы государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям. Конституционно- правовое регулирование нотариата должно основываться на методологии регламентации деятельности профессиональных юридических корпораций.

В системе прав и свобод человека и гражданина целесообразно выделение права граждан на равный доступ к нотариальной деятельности, поскольку в силу специфики статуса нотариуса его гарантии не охватываются положениями статьи 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан на равный доступ к

Механизм нотариальной защиты во многом опирается на зародившуюся в середине 90-х годов идею придания нотариату функции превентивного правосудия. Нотариальная форма вследствие заблаговременности и предварительного характера процедуры выяснения фактических обстоятельств дела имеет преимущества по сравнению с последующей судебной защитой права собственности. Однако выполнение подобных функций со стороны нотариата возможно лишь при соблюдении ряда конституционных условий, которые предполагают беспристрастность и независимость нотариусов, точное и неуклонное соблюдение ими требований законодательства.

Анализируя собранный материал, можно сделать ряд выводов, касающихся исследуемого явления.

Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите и охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.


Нотариат представляет собой институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание. Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии - латинскому нотариату. Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Гаагская Конвенция заключена в г. Гааге 05.10.1961) (вступила в силу для России 31.05.1992) (вместе со "Статусом Конвенции...

2. Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам была подписана 22 января 1993года

3.Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)

4.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 21 января 2009.

5.Указ Президента РФ от 09.03.2004 года  314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти»//Российская газета. 12.03.2004. № 50.

6.    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате / (утв. ВС РФ. 1993 № 4462-1) (ред. от 05.04.2013 № 43-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993, № 10. Ст. 357.

7.Гражданский Кодекс Российской Федерации часть третья ( редакция от28.03.2017) Система ГАРАНТ: ttp://basa.garant.ru/57262986//#ixzz4rlEqnBE5

8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»// Ст.42//Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57262986/#ixzz4rlEqnBE5

9.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 с последними изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ), вступающими в силу с 1 июля 2017 года// Ст.56//Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57262986/#ixzz4rlEqnBE5


10. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «Консультант Плюс: Высшая школа», выпуск №8

11.КоАП РФ действующая редакция с последними изменениями от 10 августа 2017 г.// Ст. 15.6 //Система ГАРАНТ: 11.ТК РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ,в действующей редакции от 1 сентября 2017 года. Ст.80// //Cт.12

12.Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» //Российская газета (интернет-версия). URL: http:// www.rg.ru/2011/11/18/notariat-site-dok.html. Дата обращения 18.01.2012

13."Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" (утв. Минюстом России 19.01.2016). //Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57262986/#ixzz4rlEqnBE5

14.УК РФ в последней действующей редакции от 26 августа 2017 года.//Ст.202//Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/57262986/#ixzz4rlEqnBE5

15.Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2). 5 августа 2000 года N 117-ФЗ и НК РФ ч. 1 в последней действующей редакции от 19 августа 2017года.

//Система ГАРАНТ:http://base.garant.ru/57262986/#ixzz4rlEqnBE5

16.    Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2000. № 4.

17.     Постановление Конституционного Суда от 19.03.1998г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате №15-П. //"Российская газета" от 24 марта1998 г.

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов". //"Российская газета" от 04 марта1998 г.

19.Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998


20.Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954.

21.    Закон Иркутской области “ Об определении пределов нотариальных округов в границах Иркутской области, количества должностей нотариусов в нотариальном округе, материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор”, принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 24 октября 2007 года N 35/5/4-СЗ (в ред. от 31.10.2014 N 129-ОЗ).

22.     Азнаев А.М. Из истории нотариата. // Нотариус. 2013. № 5

23.     Актуальные вопросы нотариальной деятельности : материалы семинара с представителями и методистами нотариальных палат субъектов Российской Федерации. М., 2012.

24.     Алферов И.А. Нотариальная форма защиты и охраны права и охраняемого законом интереса: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 21.

25.     Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. 2009. № 6

26.     Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате в сфере удостоверения сделок с недвижимостью // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012.

27.     Вергасова Р.И. Нотариат в России: учебное пособие. М.: Юрист, 2010

28.     Гельдибаев М.Х., Огородников А.А. Прокурорский надзор. СПб., 2012.

29.     Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. 2-е изд. М., 2011.

30.     Гриб В.Г., Ильин И.С. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. М., 2010.

31.     Долганова И. В. К вопросу о процессуально-правовом статусе нотариуса и иного на удостоверение сделок лица в делах о недействительности завещаний // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012.

Приложение 1

Договор
Купли-продажи жилого дома

г.Тайшет 23 июня 2018г


1. Мы, гр. Промотова Светлаа Владимировна, зарегистрированная по месту
постоянного проживания по адресу: г. Тайшет, ул. Крупская, дом 7, паспорт серии 2500 N234135, выдан ОВД г Тайшета Иркутской области, 11.01.1999 года
код подразделения 382036, именуемая в дальнейшем "Продавец" с одной
стороны, и

гр. Пузакова Ольга Павловна, зарегистрированная по месту проживания по адресу: г. Тайшет ул. Новая, д.156, кв.2, паспорт серии 2511, N569914,
выдан, Отделением УФМС России по Иркутской области в гор. Тайшете и Тайшетском районе,15.12.2011 года, код подразделения 380-027, именуемая в дальнейшем "Покупатель1", с другой стороны,