Файл: «Учет поступления основных средств» (УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЛМИС»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Нормативно-правовое регулирование учета поступления основных средств
1.2. Методы учета поступления основных средств в организацию
1.3. Порядок проведения переоценки поступивших основных средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «АЛМИС»
2.1 Организационно –экономическая характеристика ООО «Алмис»
2.2. Состав основных средств в ООО «Алмис»
2.3. Учет поступления и наличия основных средств
3. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ И РЕМОНТА ПОСТУПИВШИХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учет амортизации основных средств
3.2. Учет затрат на восстановление основных средств
3.3 Инвентаризация основных средств
- акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11);
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При этом аналитический учет по счету 01 «Основные средства» также ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.
Таким образом, подводя итог исследованию порядка учета основных средств ООО «Алмис», можно отметить, что доминирующий актив - это основные средств. Именно на эти активы направлена инвестиционная активность компании. Эффективная организация бухгалтерского учета основных будет способствовать повышению фонодоотдачи и фондорентабельность использования основных средств что положительно повлияет на общие результаты финансово-хозяйственной деятельности.
3. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ И РЕМОНТА ПОСТУПИВШИХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Учет амортизации основных средств
В настоящее время в ООО «Алмис» амортизация начисляется линейным методом
Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Пример. 22.05.19 ООО «Алмис» приобрело оборудование для диагностики транспорта и 25 мая 2019 г. ввело его в эксплуатацию. Амортизацию этого оборудования бухгалтер начислил, начиная с июня 2019 г.
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса организации (продан, ликвидирован и т.п.).
08.05.19 ООО «Алмис» продало оборудование. Несмотря на это, за май 2019 г. амортизация по этому оборудованию была начислена полностью.
Амортизацию по каждому объекту основных средств ООО «Алмис» начисляет только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 «Основные средства».
Если оборудование полностью самортизировано, но ООО «Алмис» продолжает его использовать, остаточная стоимость такого оборудования равна нулю, то есть на балансе организации такое оборудование числится по нулевой стоимости. Начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.
Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.
15.05.19 ООО «Алмис» приобрело производственное оборудование. Первоначальная стоимость - 66541 руб. Срок полезного использования - 5 лет.
Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер ООО «Алмис» делает проводку:
дебет 20 Кредит 02;
1119,0 руб. - начислена амортизация оборудования за отчетный месяц.
3.2. Учет затрат на восстановление основных средств
Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик объекта основных средств (например, увеличение его мощности, срока службы и т. д.).
Расходы на модернизацию или реконструкцию объекта основных средств включены в его первоначальную стоимость.
Новую первоначальную стоимость основного средства после реконструкции (модернизации) бухгалтер должен указать в графе 9 акта "Первоначальная (балансовая) стоимость с учетом реконструкции, модернизации, руб. коп.".
11 мая 2019 года ООО «Алмис» передало ООО "Полюс" компьютер (инвентарный номер 39, заводской номер 73454) для модернизации (установки жесткого диска 9,5 Гбайт).
Первоначальная стоимость компьютера (без НДС) - 20 500 руб. Срок службы - 5 лет.
К моменту передачи компьютер эксплуатировался в организации 1 год. Сумма начисленной амортизации составила 4 110 руб. Стоимость работ по модернизации компьютера составила 7 500 руб.
После модернизации срок полезного использования компьютера не изменился.
Первоначальная стоимость компьютера после модернизации составит:
20500 + 7500 = 28 000 (руб.)
Годовая норма амортизации компьютера после его модернизации составит:
(110 / (5 лет - 1 год)) * 110% = 25%.
Ежемесячная норма амортизации компьютера после его модернизации составит:
(28 000 руб. * 25%) : 12 мес. = 583 (руб.)
По осуществлению модернизации компьютера ООО «Полюс» составило акт по форме ОС-3 в присутствии представителей от ООО «Алмис».
Бухгалтерские записи по учету ремонта основных средств приведены в таблице 7.
Таблица 7– Бухгалтерские записи по учету затрат на ремонт основных средств
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, ты.сруб. |
Дебет |
Кредит |
1. Оплачены услуги по ремонту оборудования |
7500 |
60 |
51 |
2. Стоимость ремонта включена в стоимость основных средств |
7500 |
01 |
60 |
3. Начислена амортизация по отремонтированных ОС |
583 |
26 |
02 |
Далее рассмотрим порядок отражения в учете выбытия основных средств в связи списания в случае морального и (или) физического износа
Для определения физического износа приказом директора формируется комиссия, которая должна достоверно определить, что данный объект восстановлению не подлежит. Комиссия в установленные сроки проводит осмотр и испытание объекта основного средства и составляет акт на основании своего заключения. Акт подписывают все члены комиссии и главный бухгалтер. Руководитель организации должен утвердить акт.
Пример: 3 февраля 2019 года в ООО «Алмис» было принято решение о списании станции технической диагности (технический паспорт N 456789, инвентарный номер 278, заводской номер 90887). Станция вышла из строя по заключению комиссии восстановлению не подлежит и должна быть списана с баланса организации. Первоначальная стоимость станции – 3 000 000 руб. На момент списания на нее начислена амортизация в сумме 300 000 руб.
Амортизация начислялась следующим образом:
Срок службы станции 15 лет:
3000000/15 = 200 000 руб. – ежегодная сумма амортизации;
200000/12 = 16 667 руб. – сумма ежемесячной амортизации.
Таким образом, станция в 2019 году числилась в бухгалтерском учете по нулевой стоимости.
В результате демонтажа были оприходованы: запчасти; металлолом.
На списание станции в ООО «Алмис» был составлен Акт ОС-4 № 11.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.
Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки станции, отражают в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».
На основании оформленных актов на списание основных средств, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Пример. Общая стоимость помещения склада ООО «Алмис» на 02.02.19 составила 1 620 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту демонтажа части склада составила 1 350 000 руб. Общий срок полезного использования - 84 месяца. Фактический срок эксплуатации - 70 месяцев. Ликвидации подлежит 1/3 часть склада.
За разборку ликвидируемой части производственного склада подрядной организации уплачено 50 000 руб. (в том числе НДС - 7627 руб.). Стоимость материалов, полученных при ликвидации, - 100 000 руб. В феврале 2019 на основании приказа руководителя ООО «Алмис» составлен акт о частичной ликвидации помещения в бухгалтерском учете организации. При этом производятся следующие записи (табл. 8.):
Таблица 8 - Бухгалтерские записи по учету частичной ликвидации основных средств ООО «Алмис» за январь 2019 г.
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Корр. счетов |
|
Дт |
Кт |
||
Списана первоначальная стоимость ликвидируемой части здания |
540000 |
01/выб |
01/1 |
Списана начисленная сумма амортизации по выбывающей части объекта |
450000 |
02 |
01/выб |
Остаточная стоимость учтена в составе прочих расходов |
90000 |
91/2 |
01/выб |
Приняты к учету МПЗ, полученные при ликвидации части здания |
100000 |
10 |
91/1 |
Учтены расходы по ликвидации части основных средств |
42373 |
91/2 |
60 |
Выделена сумма НДС, предъявленная подрядчиком за услуги по разборке части здания |
7627 |
19 |
60 |
Стоимость, по которой здание будет учитываться в бухгалтерском учете после окончания работ по его частичной ликвидации, - 1 080 000 руб. (1620000 - 540 000), сумма начисленной амортизации - 900 000 руб. (1 350000 - 450 000), остаточная стоимость - 180 000 руб. (1 080 000 - 900 000).
Здание на момент завершения работ по его частичной ликвидации эксплуатировалось 70 мес., оставшийся срок его эксплуатации - 14 мес. (84 - 70). Исходя из этого сумма амортизации в следующем месяце по объекту составит 12 857 руб. (180 000 руб. : 14 мес. x 1 мес.).
При списании основных средств по причине стихийных бедствий могут остаться материалы, пригодные для их дальнейшего использования.
В случае списания объекта основных средств вследствие недостачи, выявленной по результатам инвентаризации, составляется акт результатов инвентаризации, на котором должно быть письменное указание руководителя о порядке отражения в учете выявленных результатов.
Пример. В ООО «Алмис» 25.04.17 в процессе инвентаризации выявлена испорченная в результате возгорания грязевая мотопомпа, не подлежащая восстановлению. Принято решение комиссии о списании мотопомпы.
Первоначальная стоимость мотопомпы на дату инвентаризации составляет 100000 руб., сумма начисленной амортизации 850573,1 руб. По решению суда во взыскании с виновного лица отказано судом.
Операции по списанию объекта основных средств, испорченного в результате пожара представлены в таблице 9
Таблица 9 - Отражение операции по выбытию объекта основных средств по чрезвычайным обстоятельствам (стихийным бедствиям) ООО «Алмис» за апрель 2019 года
Содержание операции |
Первичный документ |
Сумма, руб. |
Корреспондирующие счета |
|
Дт |
Кт |
|||
Списана первоначальная стоимость испорченного станка |
Акт ф. № ОС-4 |
100000,0 |
01.2 |
01.1 |
Списана сумма амортизации, начисленная на списываемый объект |
Акт ф. № ОС-4 |
85057,1 |
02 |
01.2 |
Списана остаточная стоимость станка на счет прибылей и убытков |
Акт ф. № ОС-4 |
14942,9 |
91.2 |
01.2 |
Если объекты основных средств выбывают по причине передачи их в аренду, то они остаются на балансе арендодателя, который должен отразить изменения в положении этих объектов только в аналитическом учете.
Синтетическими регистрами по учету выбытия основных средств являются: журнал-ордер к счетам 01 «Основные средства» и 91 «Прочие доходы».
К аналитическим регистрам по выбытию основных средств относятся карточка счета по субконто счета 91 «Прочие доходы» в разрезе субсчетов.