Файл: Местное самоуправление в России: история и современность (История создания и развития Местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Местное самоуправление в России: история и современность

Что такое Местное самоуправление? Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Почему же я решил взять такую тему как «Местное самоуправление в России: история и современность»? Мне показалась эта тема одной из наиболее важных и в каком то смысле непонятных, так как многие люди имеют только лишь малую часть знаний и не имеют ни малейшего представления о том что же такое местное самоуправление. В данной работе я бы хотел разъяснить все вопросы, узнать что то новое для себя и конечно же научить других, дабы повысить не только объём знаний, но и помочь в жизни, ведь не знаешь, когда тебе пригодится та или иная информация.

Методы исследования - Первое, что я хотел бы сделать в своей работе, это ответить на ряд вопросов: Что такое местное самоуправление? Для чего оно вообще нужно? Как оно создалось и как оно развивалось? Какие есть органы местного самоуправления? Какие функции выполняет местное самоуправление? Какие есть должности в данной

Так же в практической работе я задам ряд вопросов работнику одного из таких органов.

Ответив, как минимум на эти вопросы нам сразу станет понятен смысл местного самоуправления и его роль в общественной жизни.

Так же в данной работе будут рассмотрены примеры из истории и современности, дабы сравнить разный период времени и показать насколько сильно изменилось местное самоуправление за годы своего развития. Мы найдём ситуации, обратимся к официальным документам, в общем сделаем всё, что бы не только я, но и другие люди смогли разобраться и окончательно определить для себя ценность местного самоуправления. В данной работе будут представлены не только научные факты, зафиксированные в разных источниках, но так же мои рассуждения относительно выбранной работе. Не смотря на то что такая вещь как местное самоуправление это государственный орган и там всё должно быть чётко и точно, мы всё же люди и должны думать, а значит сегодня нам нужно самим понять, что же такое местное самоуправление и сделать для себя важные выводы. Без этого знания в нашей жизни могут случиться проблемы, которые мы будем не в силах решить и останемся беспомощны. И для того, что бы окончательно разбираться в данном вопросе мы рассмотрим не только теоретические примеры, но и практические, дабы сравнить и узнать в чём же разница двух понятий в данном вопросе и насколько сложная эта тема.


Цель исследования - повысить не только объём знаний, но и помочь в жизни, ведь не знаешь, когда тебе пригодится та или иная информация. Дать необходимые знания людям и показать им принцип работы подобных органов как местное самоуправление. Попробовать докопаться до сути и истоков и если моё исследования сможет принести научные плоды, то эта информация сможет оказаться намного полезнее, чем кто-либо сможет это осознать.

Глава 1

Местное самоуправление (теоретическая часть)

Параграф 1

История создания и развития Местного самоуправления

Местное самоуправление в России: история и современность

Что такое Местное самоуправление? Местное самоуправление — организация такой деятельности граждан, при которой эта деятельность обеспечивает самостоятельное решение разнообразных вопросов местного значения самим населением, организация управления муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Почему же я решил взять такую тему как «Местное самоуправление в России: история и современность»? Мне показалась эта тема одной из наиболее важных и в каком то смысле непонятных, так как многие люди имеют только лишь малую часть знаний и не имеют ни малейшего представления о том что же такое местное самоуправление. В данной работе я бы хотел разъяснить все вопросы, узнать что-то новое для себя и конечно же научить других, дабы повысить не только объём знаний, но и помочь в жизни, ведь не знаешь, когда тебе пригодится та или иная информация.
Методы исследования — Первое, что я хотел бы сделать в своей работе, это ответить на ряд вопросов: Что такое местное самоуправление? Для чего оно вообще нужно? Как оно создалось, и как оно развивалось?  Какие есть органы местного самоуправления? Какие функции выполняет местное самоуправление? Какие есть должности в данной
Так же в практической работе я задам ряд вопросов работнику одного из таких органов.
Ответив, как минимум на эти вопросы нам сразу станет понятен смысл местного самоуправления и его роль в общественной жизни.
Так же в данной работе будут рассмотрены примеры из истории и современности, дабы сравнить разный период времени и показать насколько сильно изменилось местное самоуправление за годы своего развития. Мы найдём ситуации, обратимся к официальным документам, в общем сделаем всё, что бы не только я, но и другие люди смогли разобраться и окончательно определить для себя ценность местного самоуправления. В данной работе будут представлены не только научные факты, зафиксированные в разных источниках, но так же мои рассуждения относительно выбранной работе. Невзирая на то, что такая вещь как местное самоуправление это непосредственно государственный орган и там всё должно быть чётко и точно, мы всё же люди и должны думать, а значит сегодня нам нужно самим понять, что же такое местное самоуправление и сделать для себя важные выводы. Без этого знания в нашей жизни могут случиться проблемы, которые мы будем не в силах решить и останемся беспомощны. И для того, что бы окончательно разбираться в данном вопросе мы рассмотрим не только теоретические примеры, но и практические, дабы сравнить и узнать в чём же разница двух понятий в данном вопросе и насколько сложная эта тема.
Цель исследования — повысить не только объём знаний, но и помочь в жизни, ведь не знаешь, когда тебе пригодится та или иная информация. Дать необходимые знания людям и показать им принцип работы подобных органов как местное самоуправление. Попробовать докопаться до сути и истоков и если моё исследования сможет принести научные плоды, то эта информация сможет оказаться намного полезнее, чем кто-либо сможет это осознать.


Глава 1
Местное самоуправление (теоретическая часть)
Параграф 1

История создания и развития Местного самоуправления
В древней Руси такого понятия как «Местное самоуправление» не было, но были «иные» органы, регулирующие общественную жизнь. Одним из таких органов было вече. Летописец Нестор, очень отчетливо смог отобразить такую форму самостоятельного управления в «Повести временных лет». Вече – это главная форма самостоятельного управления в Древней Руси  X-VI веков , собрание, сходка городской или племенной общины для решения самых различных, но в основном общественных вопросов войны и мира, избрания для правления князей и главных воевод, принятия законов , решения насущных вопросов по договоренностям с другими  землевладениями, а также решения ежедневных вопросов местных жителей. Вече существовало повсеместно и у всех народов славян самого начала образованной феодальной государственностью и принята славянскими народами христианства. Однако  в Рoссии господствовала  достаточно жесткая система управления государственного, которое было централизировано, и полностью основанного на власти царя со времен Ивана Грозного, который, как известно уничтожил и Новгородскую губернию и Псковскую губернию ещё в 1570 году, и  до самого начала 1917 года.

Но и тенденции в Российской  системе государства, в период самоуправления то усиливались, то наоборот имели тенденцию к ослаблению, из-за чего она была не надёжной.
При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (или как её называли тогда «ратуша»), а в прочих городах - земские избы и выбранные бурмистры. Но снова предпочли использовать систему, которая основывалась на назначении чиновников сразу после смерти Петра Великого.Следующий важнейший шаг в сторону самоуправления был сделан при  одном из великих правителей Екатерине II, которой был принят специальный акт - "Грамоту на права и выгоды городов Российской империи".

Стали появляться различные губернские собрания. Уездные дворянские собрания и различные городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Но несмотря на это общее построение системы самостоятельного управления, по прежнему строилась по некоему принципу сословий и могла функционировать исключительно контролируемая чиновниками государства: к коим вполне можно было отнести и городничих и полицмейстеров и тд.

После окончания правления Великой Екатерины этот интересный процесс снова взял направление в сторону регресса. Довольно обширным шагом в развитии местного самостоятельного управления стали принятые реформы царя Александра II.  Создавались выборные земские собрания, делившиеся на 2 типа: губернские и уездные, создавались специальным положением о земских учреждениях. Этим собраниям поручалось заведовать местными хозяйственными делами в общем, включая образовательные заведения, такие как школы, медицинскими организациями - больницами, дома призрения и т.д.

Органами самоуправления города стали городская дума и городская управа, но существовали и органы государственной власти параллельно с ними. Земские и городские органы совершенно не подчинялись местной администрации, но осуществление их деятельности полностью контролировалось министром внутренних дел и губернаторов. Даже эти незначительные ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство у многих  государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при царе Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений. Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая 1917 года Временное правительство России приняло внушительный пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки удалось довести около 9,5  тысячи волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не представилось возможным по причине октябрьского большевистского переворота в октябре 1917 года.


После этого периода начался рассвет СССР и изменённое местное самоуправление. После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность всех местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата. В основу советской системы был положен принцип ее крепкого единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под строгим контролем коммунистической партии. Однако необходимость скорейшего выхода из ужасного кризиса после гражданской войны вызвала к жизни новую экономическую политику с определенным допущением рыночных методов хозяйствования, некоторой децентрализацией власти и организацией хозяйственного самоуправления на местах. В 1920 - 1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное и похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (теперь уже муниципальные) банки. В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году - Положение о местных финансах, которые очень четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был знаменитый профессор Л. Велихов. Его фундаментальный труд "Основы городского хозяйства", изданный в 1928 году, и даже в наши дни сохраняет свою актуальность. В 1927 - 1928 годах в СССР начался новый период развития, так называемый период "великого перелома" и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся довольно резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы намного более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были быстро ликвидированы, а сам термин надолго исчез из употребления. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без малейших изменений до конца 80-х годов. Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года советы избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Был введен так называемый институт "наказов избирателей" своим депутатам и система отзыва депутатов, не оправдавших доверия. Из числа депутатов создавались постоянные комиссии для предварительного рассмотрения всех вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состава исполнительный комитет, его председателя и заместителей, подотчетных ему. В подготовленные исполкомами проекты бюджетов можно было вносить поправки на сессиях местных советов. Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на довольно безальтернативной основе, а кандидатуры единственного претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. "Сценарии" сессий советов всегда отрабатывались заранее. Такая система не являлась ни истинным народовластием, ни самоуправлением. Однако когда начался процесс «Перестройки» это повлекло за собой ряд изменений и конечно же, эти изменения коснулись местного самоуправления. После «Перестройки» начнётся постсоветский период, что за собой повлечёт ещё ряд изменений, касающихся местного самоуправления. Интерес к идее местного самоуправления вернулся с началом перестройки, во второй половине 80-х годов XX века. Развитие малого предпринимательства и расширение местной инициативы в сфере экономики требовало довольно адекватных преобразований в системе местной власти. В апреле 1990 года был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности. В июле 1991 года был принят российский Закон "О местном самоуправлении в РСФСР". Эти Законы позволили начать возрождение местного самоуправления на абсолютно новых принципах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности. Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако сохранялась система вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался главой вышестоящей администрации, хотя и с согласия совета. В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после которых советы всех уровней были распущены. Переходный период до конца 1995 года характеризовался жёсткое доминированием исполнительной власти. Лишь в некоторых регионах были избраны по временным положениям представительные органы местного самоуправления с весьма ограниченными полномочиями. Только после принятия в 1995 году Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началось возрождение местного самоуправления в России.


Были избраны новые органы местного самоуправления. В конце 1995 года Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. После выполнения ее основных мероприятий в 1999 году была принята вторая программа - Федеральная целевая программа государственной поддержки и развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 1996 году был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В 1997 году принят Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", в 1998 году - Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в РФ". В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ. В то же время практика реализации местного самоуправления выявила ряд серьезных недостатков и нерешенных проблем которые было необходимо решить. В ряде субъектов РФ полноценные органы местного самоуправления так и не были сформированы и сохранилась практика назначения глав городов и районов региональными президентами и губернаторами. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве существенно подорвали финансовую базу местного самоуправления и превратили большинство муниципальных образований в дотационные. На органы местного самоуправления был возложен довольно значительный объем государственных полномочий, не обеспеченных финансированием. С 2002 года в России началась административная реформа, призванная сильно повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным ее компонентом стала реформа местного самоуправления. В 2003 году был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года. В дальнейшем в него было внесено приличное множество изменений и дополнений, в том числе срок вступления Закона в полную силу был временно отодвинут на 1 января 2009 года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь образованных муниципальных образований (в особенности сельских поселений) к его реализации. Реформирование и становление системы местного самоуправления в современной России, фактически начавшиеся с 1990 года с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», продолжается и в настоящее время, объединяя в себе элементы и преимущества как государственного, так и общественного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации нельзя считать полностью сформированным, его модернизация, поиск моделей функционирования, максимально приближенных к интересам людей, осуществляется в контексте тенденций социально-экономического развития государства.