Файл: Местное самоуправление в России: история и современность (История создания и развития Местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итог – Таким образом можно увидеть процесс развития такого органа как местное самоуправление. Учитывая все эти факторы и изучив данный материал, мы наглядно видим поэтапность развития такого понятия как «местное самоуправление». Видны этапы его развития и формирования, а так же переформирования в определённые периоды времени. В разные временные периоды оно развивалось неоднозначно. Сначала за развитие отвечали главы государства, потом за это отвечали собрания высокопоставленных лиц, выбранных народом. Таким образом, местное самоуправление брало своё развитие из разных источников. Самоуправление постоянно развивалось и совершенствовалось.

Параграф 2

Что такое Местное самоуправление в России?

Как я уже говорил, Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Прежде всего это самостоятельная и зачастую государственная организация, предназначенная для решения ряда вопросов и проблем непосредственно связанных с жизнью и бытом граждан. Основополагающими элементами данного местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность большинства муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления. Местное самоуправление – это один из способов выражения интересов гражданина и прав человека. Благодаря механизмам МСУ становится возможным проявление созидательной инициативы с последующим практическим воплощением, формирование ответственности населения относительно своего места проживания. Очень сложно подстроиться под каждого жителя, поэтому институты местного самоуправления призваны не только собирать статистику, но и проводить опрос и собрания населения с целью улучшения уровня жизни на данной территории. Основным федеральным законодательным актом, который устанавливает и регулирует принципы организации местного самоуправления в России, выступает №131-ФЗ. Он был одобрен обеими палатами Федерального Собрания – Госдумой 16.09.2003 г. и Советом Федерации 24.09.2003 г., после чего 06.10.2003 г. Был подписан самим Президентом.


Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, а значит, признаётся и осуществляется по всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление занимает важную часть в жизни граждан. Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности в целом, поскольку сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового государства, высшая ценность которого - человек, его права и конечно же свободы.

Природа местного самоуправления расценивается довольно неоднозначно. Очень многие специалисты считают невозможной полную автономию от органов государственной власти, они относят МСУ к логическому продолжению этой власти, ее необычному структурному подразделению на муниципальном уровне. Г.В. Барабашев отозвался о теории негосударственного происхождения местного самоуправления, как о мифе и пережитке устаревшей концепции. Он один из тех, кто относит МСУ к разновидности государственной власти и делает понятия муниципальной, государственной и публичной власти тождественными.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем более подробно рассмотрены и закреплены все основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера, что даёт нам понимание о развитии данного Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся не только в нормативных правовых актах субъектов РФ но и в муниципальных правовых актах.

В системе местного самостоятельного управления правовые акты всегда обладают определенным рядом признаков:
1)    Они всегда принимаются при осуществлении определенных функций и определенных полномочий субъектами муниципального права. Обычно это сообщества граждан, органы и должностные лица местного самостоятельного управления которые принимают решения в основном на местном референдуме, некоем сходе.
2)    Правовые акты местного самоуправления всегда несут официальный характер потому что выражают свободную волю граждан определенного муниципального образования или волю органа местного самостоятельного управления, должностного лица и конечно всегда влекут за собой юридические последствия.
3)    Все правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления, носят подзаконный характер, т. е. они должны соответствовать действующим законам.
4)    Решение субъектов муниципального права становится правовым актом при условии соблюдения процедуры его принятия и надлежащего оформления. Решение должно быть составлено в письменном виде и подписано уполномоченным на то должностным лицом.
Система муниципальных правовых актов делится на несколько пунктов таких как:
1)  Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.
2)  Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
3)  Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.


Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что, вместе с личным интересом каждого человека и государственным интересом, существуют также коллективный интерес местного сообщества, т. е. муниципальный интерес. Он состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. В этом смысле муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для осуществления общих интересов и совместного решения общих задач. Население и образуемые им органы могут сами решать задачи повышения уровня и качества своей жизни. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

1) Носители власти, к которым принято относить лишь единицы локальной коллективной самоорганизации.

2) Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры.

3) Власть местных структур самоуправления.

4) Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

5) Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.

6) Поселения сельского и городского уровня.

7) Городские округа.

Итог – Местное самоуправление в России очень сложный механизм. Он необходим в государстве для решения ряда проблем и неудобств. Местное самоуправление состоит из множества организаций и содержит в себе множество самых разнообразных структур. Она обладает собственной системой и благодаря ей совершает свою деятельность. Местное самоуправление очень большая и разномастная организация.

Параграф 3

Органы местного самоуправления современной России и что это такое?

Органы местного самоуправления – ряд организаций или должностей, отвечающие за определённые функции в своей специализации. Каждый орган жизненно необходим и все эти органы тесно или не очень, но, так или иначе, они связаны между собой. Рассмотрим 4 органа местного самоуправления:


1) Администрация

2) Контрольный орган

3) Дума

4) Глава муниципального образования

Рассмотрим их ответвления, функции и т.д.

1)Муниципальная администрация представляет собой организационно-распорядительный орган муниципального управления, призванный осуществлять практическую реализацию всех функций местного самоуправления. Функции муниципальной администрации включают в себя:

Во-первых, организационно-управленческие функции, суть которых полностью сводится к формированию состава и структуры органов муниципального управления, входящих в состав муниципальной администрации. Реализации этой функции определяется содержанием полномочий муниципальной администрации по осуществлению местного самоуправления. К указанным функциям относятся издание муниципальной администрацией нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции, формирование органов муниципального управления, определение их кадрового состава и так далее;

Во-вторых, исполнительно-распорядительные функции, суть которых сводится к принятию и исполнению управленческих решений, направленных на разрешение вопросов, имеющих местную значимость для населения муниципального образования. В состав данных функций входят разработка проекта муниципального бюджета, формирование проектов планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, обеспечение исполнения бюджета, обеспечение реализации планов и программ социально-экономического развития, подготовка отчетности относительно исполнения муниципального бюджета и так далее.

Рассмотрим полномочия администрации более подробно. К полномочиям администрации относятся:

1)Составление и рассмотрение проектов бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля над его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

2)Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в порядке, установленном Собранием депутатов;

3) Организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;


5) Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6) Организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией (вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной полиции);

7) Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) Организация мероприятий меж поселенческого характера по охране окружающей среды;

9) Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) Создание удобных условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) Организация библиотечного обслуживания населения меж поселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

12) Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

13) Организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

14) Создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на всей территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

15) Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

16) Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры»;

17) Создание подходящих условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

18) Создание подходящих условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;