Файл: Анализ внутренней среды спортивного оздоровительного клуба.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

Данная тема является актуальной, в новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Целью данной работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Задачи работы:

- изучение истории развития фитнес индустрии в России

- изучение основных методов анализа внутренней среды организации

- характеристика основных составляющих организации на примере «I love fitness»

- проведение SWOT и SNW анализов на примере «I love fitness»

Теоретической и методологической основой данного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам современного менеджмента, экономики, стратегического планирования, оценки эффективности труда, организации и управления предприятием, процедурам принятия решений.

Вопросам сущности, структуры, содержания стратегического планирования, разработки и внедрения посвящены научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов, в числе которых И. Ансофф, А. Ильин, Л. Басовский, Р. Фатхутдинов, В. Парахина, Т. Любанова, О. Виханский, Кэмбэл Д. и др.


Глава 1. Развитие фитнес-индустрии в России

Здоровый образ жизни становится все более и более востребованным в современном мире. Это обусловлено изменением характера нагрузок на человека и увеличением рисков техногенного и экологического характера. Спортивная индустрия расширяется с каждым годом все более активно. Фитнес центры появляются не только в крупных городах, но и в отдаленных от центра самых маленьких районах. Это связано с тем, что фитнес представляет собой широкий комплекс самых необходимых для здоровья и развития услуг, позволяющих поддерживать организм человека в более жизнеспособном виде. Фитнес – это не только формирование красивого, но и постоянная поддержка душевного равновесия. По оценке экспертов, по темпам развития фитнес-индустрия занимает второе место в мире после высоких технологий. Забота о здоровье и красоте сейчас являются самыми востребованными продуктами и услугами на рынке.

Именно физическая культура и является прообразом современного фитнеса. Но, начиная с 80-х годов прошлого века, спорт в нашей стране прекратил свое развитие. С каждым годом стадионы и спортивные комплексы морально устаревали, новое оборудование не разрабатывалось, исследовательская работа в области физкультуры и спорта практически не велась. Лишь после обретения Россией статуса независимого государства в стране начали появляться первые фитнес - центры.

В России не существует четкой классификации фитнес - клубов, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории: по количеству оказываемых услуг, по целевой аудитории, по стоимости (по данным RBC), по размеру, по системе оплаты и вариантам членства.

Сейчас почти все фитнес - центры предлагают корпоративные программы. Зачастую корпоративные члены клуба получают определенные преимущества. В зависимости от количества сотрудников рассчитывается скидка для всей группы.

Фитнес-индустрия имеет хорошую перспективу роста в России, что связано с ростом доходов населения, внимания к культуре здоровья и здоровому образу жизни, а также с ростом конкурентности отечественной экономики.

    1. Общие тенденции развития в России и мире

Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ. Главной проблемой развития фитнеса в регионах является непонимание клиентами важности здорового образа жизни. В данный момент фитнес популярен у более платежеспособного населения. Заинтересованность более обеспеченных людей в фитнесе своим примером увеличивает заинтересованность остальных людей – отсюда нечто похожее на цепную реакцию. Также, не менее важной проблемой является отсутствие специалистов в этой области.


Наиболее активными спортсменами являются американцы, канадцы и норвежцы. В России уровень спортивной активности еще довольно низок. Так, если в США доля населения, занимающегося физической культурой, составляет 40 %, в то время как в России – около 15 %. В России сегодня насчитывается по разным данным более двух тысяч фитнес центров, из которых треть расположена в Москве. Очевидно, что рынок далек от насыщения. Если в столице клубы посещает не более 3 % населения, то в регионах – меньше 1 % . Если сравнивать цифры занимающихся в России и за рубежом, то мы значительно уступаем в процентном соотношении жителям других стран. Поскольку с годами число приверженцев фитнеса в России и других странах растет, резервы у российского рынка фитнес-услуг очень велики.

Отечественный рынок фитнес-услуг начал свое становление 15-17 лет назад. Именно в этот период в Россию из-за границы стали проникать различные модные веяния, одно из которых – представление о том, как важно иметь красивую спортивную фигуру. Фитнес пришел в нашу страну как на видеокассетах с записями программ, так и в виде практических занятий, мастер-классов, на которые к нам стали приезжать американские профессионалы. Российский рынок услуг фитнеса в настоящее время все еще находится в стадии становления и отстает от западного на 20-30 лет. Объем российского фитнес-рынка составляет около 1 % от общемирового рынка. Больше всего фитнес центров мы можем насчитать в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в регионах фитнес-услуги практически не развиваются. Следует отметить, что в России фитнес начал зарождаться у сегмента премиум класса, в то время как другие страны делали свой акцент на сегменте среднего класса. Таким образом, наш подход к развитию фитнес-индустрии был изначально отличен от остальных, потому что заполнение рынка для среднего класса населения в России происходило только во вторую очередь. С периода 2005 по 2008 гг. появилось очень большое количество клубов, позиционируемых как клубы среднего класса, так как большое количество игроков прислушались к мнению экспертов, которые утверждали, что именно этот сегмент наиболее перспективен и стали активно вкладывать средства. Безусловно, это увеличило процент людей, посещающих фитнес-клубы. После. В результате ухудшения экономической ситуации в стране в конце 2008 г. Произошло резкое снижение доходов населения и рост безработицы. Это привело к дальнейшему снижению доли россиян, посещающих фитнес центры. Но 2010 г. ознаменовался возвратом к тренировкам некоторых корпоративных и частных клиентов, в результате чего рынок увеличился. На сегодняшний день молодая в России индустрия фитнеса находится в стадии роста. По мнению экспертов Ассоциации профессионалов фитнеса, последние годы фитнес-индустрия в России стабильно растет в среднем на 20 % в год, открываются новые клубы, приходят новые бренды. Специалисты разрабатывают индивидуальные программы, включающие элементы различных видов фитнеса: аэробики, борьбы, упражнений на тренажерах – для достижения оптимальной нагрузки и наилучшего результата. В наше время посещение спортивных центров стало частью жизни почти каждого человека. Наилучшие перспективы имеют клубы, предоставляющие широкие возможности для семейного фитнеса, предлагая клиентам широкий спектр сопутствующих услуг, новые групповые и индивидуальные программы, эксклюзивные разработки и оборудование, соответствующее мировым стандартам. Игроки рынка считают, что возможен приход в Россию новых западных игроков, но в этом случае им придется вкладывать огромные инвестиции, чтобы компенсировать то время, которым существующие операторы смогли воспользоваться для создания своих клубов. Сегодня на отечественном рынке насчитывается порядка 2500 клубов. В одной только Москве сейчас действует 550 заведений, оказывающих фитнес-услуги, 30 % из которых приходятся на долю сетевых брендов. Но московский рынок фитнес-услуг все равно делает упор на развитие в первую очередь клубов премиум класса, и только потом медленное освоение рынка клубами среднего и эконом-класса. Для российского рынка характерно широкое распространение фитнес-сетей, в том числе по франчайзингу. Однако на определенной стадии развития клуба возможен его выход из франчайзинговой программы и создание собственной торговой марки. Эксперты выделяют ряд особенностей в развитии региональных рынков фитнес-услуг. Основным отличием является то, что провинция на несколько лет отстает от столицы в развитии фитнес-индустрии, однако, в более крупных городах в настоящее время появляются клубы премиум-класса, в более маленьких городах цивилизованного фитнеса практически нет. Фитнес-центры наиболее распространены в крупных городах с населением около или свыше 1 млн чел., где наилучшим образом развита инфраструктура и имеются все предпосылки для интенсивного развития, причем во всех возможных сегментах рынка. На сегодняшний день развитие бизнеса сетей фитнес-клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии, однако по-прежнему почти половина рынка в стоимостном выражении принадлежит Москве.


    1. Менеджмент спортивного оздоровительного клуба

Слово "менеджмент" (management) американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование термина менеджмент:

- административные навыки и умения особого рода;

- власть и искусство управления;

- способ, манера обращения с людьми;

- орган управления и люди, его составляющие.

Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин "менеджмент" как синоним русскою слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл слова "управление" значительно шире, гак как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.

"Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется довольно свободно и в различных значениях, по чаше всего применительно к управлению социально-экономическими процессами па уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Для обозначения других процессов зарубежные профессионалы используют иные термины. Так, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control", для государственного или общественною управления - термины "government administration" или ''public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"). Это подчеркивает принадлежность термина "менеджмент" к социально-экономической сфере деятельности. Однако в последнее время в зарубежной литературе по управлению наметилась тенденция употреблять термин "менеджмент" в более широкой трактовке - применительно и к непредпринимательским организациям и общественным объединениям.

В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в любой стране, на определенной стадии своего развития закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отражают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях.


Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.

Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.

Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги.

Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.