Файл: Теоретические аспекты налоговой системы рф 7 Сущность и понятие налоговой системы рф 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.1.Сущность и понятие налоговой системы РФ

1.2.Модели и принципы построения налоговой системы РФ

Глава 2. Анализ современных тенденций развития налоговой системы РФ Российской Федерации

2.1. Основные проблемы развития налоговой системы РФ

2.2. Перспективные направления развития налоговой системы РФ

Давайте выделим основные перспективы развития налоговой системы РФ9:

2. Сохранение до 2024 года права регионов применять так называемый

6. Повышение процентной ставки акцизного налога на табачные изделия. Причиной этих изменений стало ухудшение состояния общественного здравоохранения и необходимость его сохранения.

Кроме того, в проекте закона на период до 2023 года не рассматриваются предложения, которые решали бы вопросы устранения структурных нарушений.

Нет никакой информации о том, как можно выровнять налогообложение бизнеса.

Таким образом, налоговую систему РФ Российской Федерации на данный период времени можно считать несовершенной.

В целом развитие налоговой системы РФ нашего государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Заключение

Список использованных источников

2:

  • физические лица , получающие доход;

  • юридические лица (хозяйствующие субъекты).

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы компании.

В идеале схема финансовых отношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первое платит налоги, а второе предоставляет товары и услуги на эту сумму, называемые общественными благами. В действительности это невозможно, поскольку на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно связанная с деятельностью каждого предприятия, но и общегосударственная, которая влияет на налогоплательщика лишь косвенно, через социальную среду. Это четко представлено на рисунке 13.



Рисунок 1 - Налоговые отношения между хозяйствующим субъектом и государством

В ст. 8 НК РФ4 дано определение: налог - это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления в целях финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципальных образований»

Налоги и сборы являются основным компонентом налоговой системы РФ. Сущность налогов проявляется через их функции. Экономисты по-разному интерпретируют и разделяют функции налогов и сборов. Сосредоточимся на основных из них: фискальных, экономических, контрольных.

Фискальная функция в основном рассматривается как основная, которая присутствует во всех государственных формах и на всех этапах эволюции. Благодаря функционированию этой функции формируется единый централизованный денежный фонд государства – бюджет и государственные учреждения обеспечиваются необходимыми ресурсами.

Фискальная функция налогов, так сказать, позволяет государственным структурам вмешиваться в экономическую и социальную жизнь общества и тем самым определяет экономическую функцию налогов.

Экономическая функция не столь однозначна и рассматривается учеными-экономистами с разных сторон. Поэтому многие из них выделяют несколько его разновидностей, например: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и репродуктивную. Эта функция позволяет реализовать налоговое регулирование, которое является неотъемлемой частью государственного регулирования, и на современном этапе развития налоговой системы РФ признается важным инструментом государства для
влияния на объем потребительского спроса, экономический рост, инвестиции, а также для стимулирования определенных сфер и секторов экономики. Экономика.

В научных работах прослеживается связь между основными функциями налогов - фискальной и экономической. Например, расширение налоговой нагрузки позволяет в большей степени реализовать фискальную функцию в краткосрочной перспективе, но в то же время подрывает экономические стимулы для развития производства, и, как следствие, в долгосрочной перспективе произойдет спад в развитии экономической юридических лиц и снижение налоговых поступлений в государственный бюджет. И наоборот, снижение ставок и введение льгот в краткосрочной перспективе приводят к снижению роли фискальной функции, но оказывают положительное влияние на развитие экономики. В то же время в долгосрочной перспективе именно благодаря росту деловой активности хозяйствующих субъектов увеличатся доходы государства, и, как следствие, возрастет роль фискальной функции даже при среднем или незначительном уровне налогообложения.

Действие третьей, контрольной функции необходимо для оперативной оценки эффективности каждого отдельного налогового источника и фискальной нагрузки в целом, а также для определения областей, в отношении которых необходимо внести изменения в налоговую систему РФ и бюджетную политику. Эта функция заключается в количественном анализе налоговых поступлений и сравнении их с потребностями государства в финансовых источниках. Контрольную функцию осуществляют налоговые органы, которые призваны следить за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильностью перечисления налогов, соблюдением принятых норм заполнения и подачи налоговой отчетности.

Именно одновременная реализация всех налоговых функций во взаимоотношениях определяет эффективность фискальных отношений и налоговой политики. Все функции, которые присущи налогам, выполняет налоговая система РФ.

За основу проведенного исследования мы возьмем следующее определение налоговой системы РФ: «Налоговая система РФ - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом».



На формирование, развитие и функционирование налоговой системы РФ влияют различные факторы. Таким образом, можно выделить несколько периодов в развитии мировой налоговой системы РФ как элемента государственного устройства. Первый этап развития охватывал экономику Древнего мира и экономику Средневековья. Характерной чертой этого периода является неразвитость налоговых отношений, случайный характер платежей, приравниваемый экономистами к понятию налогов.

Во второй период происходит сознательное формирование национальных налоговых систем, происходящее на фоне вытеснения натуральной экономики деньгами и роста потребностей государства. В этот период налоги в основном косвенные, вводятся и отменяются в зависимости от задач, стоящих перед государством на определенный период времени.

Третий период характеризуется меньшим количеством налогов и стремлением к их единообразию. Разрабатываются единые правила налогообложения, более четко определяются формы обязательных вычетов, предпринимаются попытки ввести единые правила налогообложения. В то же время в результате теоретических исследований будущего налогов был сделан вывод об их объективной необходимости.

Четвертый период развития государственных финансов (XX— XXI века) характеризуется установленным набором налогов. Сформированы общие принципы построения налоговой системы РФ, при этом основной функцией признана фискальная. Изучая национальные и региональные варианты развития, выделяются основные факторы, влияющие на структуру налоговой системы РФ конкретной страны: уровень экономического развития, экономическая доктрина, преобладающая в обществе, социально-экономическая структура общества, государственное устройство. Параллельно с учеными были детально проработаны отдельные вопросы: унификация используемых терминов и понятий, налоговые классификации, судебно-правовые аспекты применения налогового законодательства и т.д.

Большая часть доходов бюджета и государственных внебюджетных фондов формируется за счет налоговых поступлений и сборов. Часть налоговых поступлений образует целевые отчисления.

Основным элементом налоговой системы РФ является совокупность различных видов налогов и сборов, взимаемых государством с юридических и физических лиц. Налоговые отношения, возникающие между государством и юридическими лицами, регулируются законодательными актами. Следовательно, еще одним важным элементом является компетенция государственных органов (законодательных и исполнительных). При выполнении функций государственных структур разрабатываются принципы, формы и методы построения налогов, сборов и отчислений, методы их исчисления. Также элементом
налоговой системы РФ являются налоговые органы, которые организуют и проводят работу по контролю за правильностью и полнотой расчета и соблюдением сроков уплаты налогов (рисунок 2).



Рисунок 2 - Элементы налоговой системы РФ

Таким образом, налоговую систему РФ можно определить как совокупность5:

  • налоги и сборы , взимаемые государством;

  • принципы, формы и методы их установления;

формы и методы налогового контроля и ответственность за нарушение налогового законодательства. Никакой налог не может взиматься на любой территории Российской Федерации, если это не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговая система РФ должна способствовать эффективному управлению экономикой, учитывать интересы государства, хозяйствующих субъектов и населения. С этой целью государство разрабатывает налоговую политику страны с учетом международного опыта и национальных особенностей развития. Таким образом, грамотно построенная налоговая система РФ, налоговая политика как составляющие всей финансовой системы страны могут влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества.


1.2.Модели и принципы построения налоговой системы РФ



Налоговая система РФ Российской Федерации - это совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, а также принципы, порядок, формы и методы их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

Действующая налоговая система РФ Российской Федерации сформирована в соответствии с первой частью Налогового кодекса Российской Федерации (далее также именуемого Налоговый кодекс Российской Федерации) и с организационной точки зрения близка к современным зарубежным системам. Налоговая система РФ Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного, что характерно для таких федеративных государств, как США, Германия и др. В унитарных (унифицированных) государствах налоговая система РФ, как правило, состоит из двух основных звеньев – республиканского и местного. Двухуровневые налоговые системы действуют в таких странах, как Франция, Италия, Япония, где взимаются центральные (государственные) и местные налоги.

В мировой практике существуют четыре основные модели налоговых систем: англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская, смешанная.

Англосаксонская система (используется в США, Австралии, Великобритании, Канаде) характеризуется преобладанием прямых налогов; небольшой долей косвенных налогов; преобладанием налогообложения физических лиц.

Признаки евро континентальной системы (используется в Германии, Нидерландах, Франции, Австрии, Бельгии): высокая доля взносов на социальное страхование; преобладание косвенных налогов; незначительная доля прямых налогов (в несколько раз меньше косвенных налогов).

Латиноамериканский (используется в Чили, Боливии, Перу) обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики; преобладание косвенного налогообложения; незначительный уровень прямых налогов.

Смешанный (используется во многих странах, а также в Российской Федерации ) сочетает в себе черты различных моделей; позволяет избежать зависимости бюджета от определенного вида или группы налогов; вводится для диверсификации структуры доходов.