Файл: Теоретические аспекты налоговой системы рф 7 Сущность и понятие налоговой системы рф 7.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Сущность и понятие налоговой системы РФ
1.2.Модели и принципы построения налоговой системы РФ
Глава 2. Анализ современных тенденций развития налоговой системы РФ Российской Федерации
2.1. Основные проблемы развития налоговой системы РФ
2.2. Перспективные направления развития налоговой системы РФ
Давайте выделим основные перспективы развития налоговой системы РФ9:
2. Сохранение до 2024 года права регионов применять так называемый
Нет никакой информации о том, как можно выровнять налогообложение бизнеса.
В целом развитие налоговой системы РФ нашего государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
В налоговой системе Российской Федерации присутствуют элементы разных моделей, то есть используется смешанная модель налоговой системы РФ. Кроме того, характерной особенностью налоговой системы РФ Российской Федерации является преобладание прямого налогообложения организаций над прямым налогообложением физических лиц.
Одним из главных условий налогообложения являются его принципы. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации изложены в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации и развивают основные положения Конституции Российской Федерации6:
Принцип всеобщности (п. 1 ст. 3 НК РФ). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это закреплено и в Конституции РФ. Ст. 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс развивает данное положение. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Принцип равного налогового бремени (п. 1 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. «Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6, ч. 2, и 27 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».
Принцип юридического равенства налогоплательщиков (п. 2 ст. 3 НК РФ). Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Основой данного принципа являются ст. 8, ч. 2; 19 и 57 Конституции РФ. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Ст. 19 закрепляет, что все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
Принцип экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Только с наличием у налогоплательщика объектов налогообложения, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристики, законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по их уплате (ст. 38 НК РФ).
Принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (п. 3 ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
На налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными основными ограничениями прав и свобод.
Принцип единства налоговой политики (п. 4 ст. 3 НК РФ). Не допускается устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Конституции РФ предусматривает, что на территории РФ не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74).
Принцип законности (п. 5 ст. 3 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Принцип определенности (п. 6 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Принцип ясности и доступности понимания налогового законодательства (п. 6 ст. 3 НК РФ). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства (п. 7 ст. 3 НК РФ). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, можно сказать, что принципы построения налоговой системы РФ определяют взаимоотношения между налогоплательщиками и государством, а статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации определяет основные принципы, на которых основана налоговая система РФ Российской Федерации. Современная налоговая система РФ Российской Федерации начала формироваться довольно давно, с тех пор она претерпела множество изменений, и сегодня в Налоговый кодекс Российской Федерации продолжают вноситься поправки с целью улучшения отношений между государством и налогоплательщиками, а также снижения неопределенности в налоговом законодательстве.
Глава 2. Анализ современных тенденций развития налоговой системы РФ Российской Федерации
2.1. Основные проблемы развития налоговой системы РФ
В современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом поступления доходов в бюджет, но и включены во все звенья финансовой системы, формируют и опосредуют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами. Эффективность основных финансовых связей зависит от разумности и адекватности налоговой системы РФ, существующих экономических условий и принципов национальной экономики. Поэтому естественно, что в российских условиях налоги и налоговая политика стали важнейшими объектами и направлениями рыночных реформ.
Центральное место в системе задач налоговой политики занимает удовлетворение потребностей в юридическом определении границ налогового контроля. В этом аспекте необходимо учитывать тот факт, что вопрос о пределах налогообложения включает в себя сразу два вектора: первый связан с размером индивидуального налогообложения, второй связан с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должен достаться государству.
Анализируя существующие подходы к определению налоговой политики, стоит отметить, что цели и задачи налоговой политики определяют ее вид. Другими словами, то, как она реализуется, напрямую зависит от результатов, к которым стремится государство в ходе реализации налоговой политики.
Текущие проблемы налоговой системы РФ Российской Федерации в основном связаны с несовершенством и противоречивостью нормативно-правовой базы, а также отсутствием эффективной коммуникации между законодательной и исполнительной властью. Кроме того, существует ряд проблем, которые существенно усложняют функционирование налогового механизма страны.
Основные проблемы налоговой системы РФ Российской Федерации представлены в виде схемы (рисунок 3).
-
Отсутствие достаточного уровня контроля со стороны государства за сбором налогов
Неравноправное положение налогоплательщика и налоговых
органов
Отсутствие стабильности в налоговом законодательстве Российской Федерации