Файл: Теоретические аспекты налоговой системы рф 7 Сущность и понятие налоговой системы рф 7.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Сущность и понятие налоговой системы РФ
1.2.Модели и принципы построения налоговой системы РФ
Глава 2. Анализ современных тенденций развития налоговой системы РФ Российской Федерации
2.1. Основные проблемы развития налоговой системы РФ
2.2. Перспективные направления развития налоговой системы РФ
Давайте выделим основные перспективы развития налоговой системы РФ9:
2. Сохранение до 2024 года права регионов применять так называемый
Нет никакой информации о том, как можно выровнять налогообложение бизнеса.
В целом развитие налоговой системы РФ нашего государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Рисунок 3 – Проблемы налоговой системы РФ Российской Федерации
Давайте рассмотрим основные из выделенных проблем более подробно. Главной и наиболее важной проблемой является значительная сложность налоговой системы РФ, действующей на территории Российской Федерации.
Первая и главная проблема - это сложность налоговой системы РФ.
Эта проблема выражается в том, что в Российской Федерации существует множество различных налогов, вычетов и сборов, которые, по сути, имеют незначительные отличия друг от друга, а также существует большое разнообразие налоговых вычетов, которые также сильно усложняют деятельность предприятий, в результате чего они вызывают ошибки при удержании налогов, что, в свою очередь, приводит к очередности уплаты штрафов за несвоевременный платеж.
Вторая проблема - это наличие нечетких формулировок в законодательных и нормативных актах. Эти неопределенности могут привести к неэффективному функционированию налоговой системы РФ страны.
Третья проблема также важна, это отсутствие государственного контроля за сбором налогов. Поскольку уклонение от уплаты налогов влечет за собой сокращение доходной части государственного бюджета.
В таблице 1 представлена группировка факторов, негативно влияющих на налоговую систему РФ Российской Федерации на разных экономических уровнях.
Таблица 1
Группировка проблемных факторов, влияющих на налоговую систему РФ на различных уровнях экономики
Макроэкономический уровень | Микроэкономический уровень |
1. Наличие неравномерного распределения налоговых обязательств между честными и уклоняющимися налогоплательщиками. | 1. Противоречивость многочисленных налоговых актов и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной на- логовой службы. |
2. Отсутствие льгот для частного инвестирования в экономику. | 2. Значительные расхождения стандартов бухгалтерского и налогового учетов, что приводит к более трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли. |
3. Высокий уровень загруженности фонда оплаты труда. | 3. Ежемесячные авансовые платежи многих налогов, стали причиной вымывания собственных оборотных средств предприятий. |
4. Низкая доля налогоплательщиков сред- него класса, что служит причиной перенесения налогового бремени на сферу производства. | 4. Множество видов налогов. |
С целью ликвидации данных проблем и предотвращения спада в экономики государство разработало и согласовало главные пути политики в сфере налогов с 2021 по 2023 гг.
Постоянный мониторинг состояния налоговой системы РФ является необходимым условием обеспечения финансовой безопасности государства. Своевременное выявление и решение проблем помогает избежать многих угроз, реализация которых может серьезно пошатнуть стабильность экономики и финансовой системы страны.
В настоящее время одной из основных проблем налоговой системы РФ в Российской Федерации признано отставание правового регулирования от изменений в составе налогов, основными из которых являются прямые и потребительские налоги, а также отсутствие эффективного контроля за точным соблюдением налогоплательщиками налоговых правил. Поэтому для своевременного совершенствования конституционных норм в правовой налоговой концепции Российской Федерации были разработаны обобщенные принципы управления налоговой системой7.
Еще одна проблема современной налоговой системы РФ заключается в том, что она имеет точный фискальный характер, что, в свою очередь, значительно усложняет использование регулирующих и стимулирующих функций налоговой системы РФ. Это отражается при рассмотрении налоговой ставки. Например, процентные ставки налога на добавленную стоимость, а также корпоративного подоходного налога, которые завышены по отношению к другим развитым европейским странам, имеют наибольшее значение для формирования бюджета страны. Исходя из этого, важнейшим направлением в секторе государственной экономики является налогообложение субъектов экономической составляющей жизни общества. В связи с этим можно сделать вывод, что данная проблема в системе управления рынком является пережитком прошлых лет.
Следующая проблема - это метод расчета налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Большое количество экспертов в области экономики сходятся в одном мнении: установление прогрессивной ставки этого налога вместо нынешней пропорциональной ставки устранило бы дифференциацию населения на «богатых» и «бедных», а это, в свою очередь, безусловно, способствовало бы развитию «средний класс» общества, численность которого в настоящее время в Российской Федерации незначительна.
Еще одной проблемой является отсутствие единообразия в распределении налогов и сборов между налогоплательщиками. Например, если головной офис организации официально зарегистрирован в определенной местности, и в то же время все ее филиалы и трудовые ресурсы расположены в другом регионе, то налогообложение будет реализоваться с учетом особенностей, присущих месту регистрации главного офиса. Исходя из этого, все налоговые вычеты, уплачиваемые налогоплательщиками, будут приходиться на регион, где расположен главный офис. В то же время стоит отметить, что в настоящее время большинство всех организаций на территории Российской Федерации официально зарегистрированы в Москве и Московской области, но их сотрудники осуществляют свою деятельность в разных регионах. Это приводит к значительному замедлению благосостояния остальных субъектов Российской Федерации, и с каждым последующим годом разница в уровне их финансового развития только увеличивается.
Особое внимание следует уделить теневой экономике, которая активно развивается в наше время, в обороте которой находится огромное количество денег, что, несомненно, является довольно серьезной проблемой в наше время. Организации, которые, используя преступные схемы, уклоняются от уплаты налогов и сборов, получают несомненную финансовую выгоду, в то время как добросовестным налогоплательщикам приходится покрывать проблемы организации за счет собственных средств в сложных финансовых ситуациях. Исходя из этого, происходит дальнейшее расслоение общества на «богатых» и «бедных». В связи с этим, чтобы устранить эту проблему, необходимо предоставить финансовым органам больше полномочий в их деятельности, включая более тщательные налоговые проверки юридических и физических лиц на предмет получения их доходов и отражения понесенных ими расходов. Итак, если физическое лицо не согласно с решением налоговой службы об указанном доходе этого лица, оно должно обязательно указать на ошибки государственных органов и предоставить информацию обо всех источниках полученного им дохода. Соответственно, не стоит игнорировать проверку юридических лиц на предмет законности изменений объемов капитала. Эта проверка в первую очередь связана с тем, что в настоящее время участились случаи вывода капитала организации через оффшорные счета
, расположенные за рубежом.
Как показывает судебная практика, страны СНГ, а именно Беларусь и Казахстан, остаются основными направлениями для вывода средств. Важной проблемой в настоящее время является политика государства по возмещению долгов налогоплательщиков. Таким образом, задолженность по налогам и сборам в 2020 году увеличилась на 1,5% и составила 1,8 трлн рублей, что, несомненно, свидетельствует о слабом внимании к этому вопросу со стороны государства. Можно предположить, что при более жестких методах взыскания долгов у физических и юридических лиц не было бы таких сумм, как долги перед государством8. Ведь санкции, применяемые к недобросовестным налогоплательщикам, зачастую значительно ниже суммы налоговых отчислений в бюджет, что вынуждает субъектов налоговых отношений по-своему расставлять приоритеты в уплате налогов и сборов. Кроме того, юридические лица могут перевести эти средства в оборот во время задержки платежей и в очередной раз извлечь из этого больше выгоды, чем при уплате налога в установленный законом срок.
Благодаря росту налоговых отчислений в бюджет у государства появляется больше возможностей для повышения уровня благосостояния в стране, что является ключевым признаком реализации эффективной налоговой политики. Поэтому каждый налогоплательщик должен быть более дальновидным в вопросах своевременной уплаты налогов и сборов, установленных законом.
Последней наиболее существенной проблемой является доля косвенных налогов, а не прямых налогов в общей системе налогообложения. В то же время их уровень непрерывно растет с каждым годом, что в свою очередь негативно сказывается на экономической ситуации в стране, поскольку эти налоги не способствуют стимулированию экономических процессов и увеличению собираемости средств в виде уплаченных налогов и сборов.
Результаты исследования подтверждают значительную роль налоговой политики в системе обеспечения экономической безопасности страны. Тщательно продуманная налоговая политика позволяет избежать большого количества проблем, которые могут пошатнуть стабильность экономики и привести к непредсказуемым последствиям.
Важная роль налоговой политики заключается в формировании доходной части бюджета страны путем создания условий для накопления налоговых отчислений. Кроме того, налоговая политика стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым способствуя расширению экономического потенциала страны. В связи с этим должное внимание следует уделять реализации налоговой политики с учетом особенностей политического и экономического развития страны, что оказывает непосредственное влияние на потребности государства в создании стабильной налоговой системы РФ.