Файл: Контрольная работа дисциплина Организационное поведение Тема Факторы групповой динамики. Роли в организационном поведении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
такие как материальные и уровень безопасности, не стремясь при этом к самоактуализации. Чем выше образовательный и интеллектуальный уровень человека, тем более он активен в групповом процессе. Образованные люди уверены в своих словах и не стремятся к поддержке со стороны группы. Эффективность групповой деятельности также во многом зависит от того, каков интеллектуальный уровень лидера и остальных членов группы. Чем этот разрыв больше, тем выше эффективность групповой деятельности.

  • Индивидуально-психологические особенности

На уровень группового взаимодействия и эффективность деятельности группы влияют такие индивидуальные особенности человека, как тип темперамента, акцентуация характера, уровень социализации в обществе [7]. На восприятие людей в группе влияет и уровень самосознания. Чем он выше, тем больше раскрывается человек и тем самым более полным становится его представление о самом себе.

  • Социальный статус

Социальный статус — положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой) в данной социальной системе (генеральный директор фирмы, министр).

В группах с различным статусом участников внимание обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая ими информация более содержательна и менее конфликтна. [6] Человек с более высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Статус члена группы влияет и на степень доверия, оказываемого ему другими членами группы. Проводимые исследования показывают, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на групповые решения, чем члены группы с низким статусом.

Классически выделяют следующие статусы в группе[2]:

  • Альфа – это лидер. Эту роль занимает наиболее активный и наиболее энергетически сильный участник группы. Альфа всегда только один.

  • Бета – это наиболее компетентный и информированный сотрудник. Бет может быть несколько чаще, не больше двух. Бета нейтрален по отношению к альфе. Часто альфа, чтобы упрочить свой авторитет, обращается за поддержкой к бете – носителю знаний и информации. Между бетами в группе, если их несколько, нет антагонистических или конкурентных отношений. Беты предпочитают соблюдать нейтралитет и ориентированы больше на анализ информации.

  • Гамма – это рядовые сотрудники. Это масса, состоящая из обычных людей, которые держатся за общегрупповое мнение и формируют его. Руководитель должен добиваться, чтобы гаммы выполняли задекларированные в правилах групповые нормы. Именно гаммы – оплот соблюдения регламента. Гаммами управлять легче всего, так как они сами заинтересованы отдать управление собой в чьи-либо руки. Так как их большинство, то, управляя гаммами, руководитель управляет всей группой.

  • Омега – это изгой, козел отпущения. Это человек, отвергаемый группой. Он находится вне коллектива, с ним не поддерживают контакт. Это неудачник. Он принимает на себя групповую агрессию. Такая роль в группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы». Также руководителю важно следить, чтобы никто в группе не стал омегой. Омега – очень неприятная роль, скорее всего такой человек покидает группу, а она находит нового омегу.

  • Анти-альфа – анти-лидер. Если в группе есть два лидера, то между ними происходит борьба за лидерство, после чего один побеждает и становится альфой, а другой становится анти-альфой и формирует оппозицию альфе. Анти-альфа и альфа борются за поддержку гамм. Кого поддержат гаммы, тот и станет лидером. Анти-альфа не всегда бывает в группе. Всегда, когда он есть, групповая динамика развивается бурно и часто с агрессией.


На групповом уровне оказывают влияние: [3]

  • Размер группы;

По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-11 человек; для собраний и совещаний – в среднем 8 человек. Наиболее правильные решения принимаются группой в 5-11 человек. По мере увеличения размера группы усложняется: достижение соглашения по спорным вопросам; появляется тенденция разделения группы на подгруппы; происходит рассогласование целей, которое приводит к напряженности и конфликтам. В малых по количеству участников группах очень высок накал межличностного общения, напряженности между членами группы. В больших группах мало внимания уделяется каждому участнику группы.

  • Состав группы;

Под составом группы понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что группы, состоящие из непохожих личностей, более эффективны, чем члены группы, члены которых имеют схожие точки зрения. Индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления разных людей позволяют отмечать лишь отдельные свойства предметов и явлений объективного мира.

3.Роли в организационном поведении.


В бизнесе наличие четких и конкретных групповых ролей может помочь людям более эффективно сотрудничать и координировать свою работу. Кроме того, четко определенные групповые роли могут помочь менеджерам осознать сильные и слабые стороны каждого члена команды, тем самым способствуя общему успеху команды измеримыми и сопоставимыми способами.

Согласно ролевой теории обмен идеями[4], управленческими решениями и деятельностью в современном трудовом процессе достаточно сложен, пока он регламентируется формальными нормами. Однако, когда человек пытается быть самим собой и забывает о ролевых обязанностях, открыто выражая свое отношение к делу и окружающим, он обязательно вступает с нами в конфликтные отношения.

Каждый работник выполняет определенную роль, и от того, насколько успешно он ее выполняет и насколько он сам удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, будет зависеть степень вероятности возникновения конфликтных противоречий, нарушающих взаимодействие человека и организации. Поэтому очень важно правильно сформулировать роль, т.е. роль должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации и отвечать запросам и ожиданиям работника. Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы работнику, исполняющему данную роль, были известны и понятны не только содержание, работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, его место в совокупности работ, выполняемых коллективом.



При изучении ролевого поведения, при построении взаимодействия человека и организации можно определить всю совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе ее функционирования[1]. Они могут быть разделены на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать служащий, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.

Менеджер в процессе выполнения своей работы играет ряд ролей, т.е. выполняет требования определенных поведенческих правил, соответствующих должности в конкретной организации.

Каждый руководитель в силу специфики своей личности оказывает существенное влияние на характер исполнения управленческой роли, но не на ее содержание. Роли, которые должен выполнять руководитель, в основном определены документами, регламентирующими деятельность организации, – положением об организации, подразделении, аппарате управления, должностными инструкциями и др. [2]

Главные роли руководителя принято делить на три группы:

  • Межличностные:

    • Главный руководитель – глава организации, выполняющий обязанности правового и социального характера;

    • Лидер – осуществляет все управленческие действия и отвечает за подбор, подготовку, расстановку, воспитание и мотивацию работников;

    • Связующее звено (посредник) – ведение переписки, участие в совещаниях, работа с другими организациями;

  • Информационные:

    • Приемщик информации – разыскивает, собирает и обрабатывает информацию, разбирая поступающую к нему почту, осуществляя необходимые контакты, знакомясь с периодическими изданиями, и т.п.;

    • Распространитель информации – передает информацию работникам и организации, проводит беседы, рассылает почту в другие организации и т.п.;

    • Представитель – передает информацию по вопросам политики и основным направлениям деятельности своей организации внешним организациям, участвуя в совещаниях, ведя активную переписку с другими организациями, и т.п.;

  • Роли, связанные с принятием решений[8]:

  • Предприниматель – изыскивает возможности повышения эффективности деятельности организации как внутри, так и вне ее, участвуя в разработке и обсуждении стратегии организации и основных направлений ее деятельности;

  • Устраняющий нарушения – координирует и корректирует деятельность подразделений, участвуя в разработке и обсуждении стратегических и текущих вопросов, включая кризисные ситуации;

  • Распределитель ресурсов – отвечает за распределение ресурсов организации, составляя графики, разрабатывая бюджеты, программы работ подразделений и сотрудников;

  • Ведущий переговоры – отвечает за представительство организации на всех необходимых переговорах.


Все перечисленные роли руководителей взаимосвязаны и взаимозависимы.

В комплексе они определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера организации. Руководители непрерывно меняют свои роли в зависимости от вида проблем и складывающихся ситуаций. У каждого руководителя один вид ролей может преобладать над другими.

4.Анализ динамики групповых процессов в компании «Яндекс»


«Яндекс» - молодая российская (основана 27 сентября 1997г.), но уже успешная и продвинутая компания, которая развивается в сфере IT технологий, в создании разных платформ и сервисов с целью облегчить людям жизнь, а также занимается разработкой программного обеспечения для обслуживания и работы сети Интернет. В основном развивается в России, Белоруссии, Казахстан, Турции и является одной из наикрупнейших компаний в Европе.

Ее история началась в 1990 году и уже в 2000 появилась компания «Yandex». На данный момент у этой компании есть представители в семи странах по всему миру и по России как поисковик Яндекс составляет только 58,6% (за первый квартал 2015 года). Главным доходом является продажа контекстной рекламы (объявления о товарах и услугах).

Годовой оборот компании превышает миллиард доларов. Контекстная реклама размещается не только в поиске, но и на партнёрских сайтах, входящих в Рекламную сеть Яндекса. Собственниками компании Яндекс является множество акционеров как отдельных физических лиц, сотрудников, так и другие зарубежные фирмы.

Ключевые операционные показатели и достижения за IV квартал 2020 года:

Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2020 года составила в среднем 59,7%. В четвёртом квартале 2019 года она составляла 57,5%, а в третьем квартале 2020 года — 59,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в четвёртом квартале 2020 года 58,6%, тогда как в четвёртом квартале 2019 года она составляла 54,3%, а в третьем квартале 2020 года — 58,7% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

Доля поисковых запросов с мобильных устройств в четвёртом квартале 2020 года составила 60,5% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 53,3% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в четвёртом квартале 2020 года.

Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2019 года на 20%.


Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло на 14% (на 3% без учёта Яндекс.Маркета) по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2019 года, в том числе в связи с развитием алгоритмов оптимизации конверсий.

Средняя цена за клик (cost per click) снизилась на 2% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2019 года (без учёта Яндекс.Маркета выросла на 1%).

Обзор ключевых показателей за четвертый квартал 2019 и 2020 годов, а также за 2019 и 2020 финансовые годы представлен в таблицы 4.1. [9]

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря

2019

2020

Изменение

2019

2020

Изменение

Выручка

51 696

71 599

39 %

175 391

218 344

24%

Выручка за вычетом вознаграждения партнерам

45 177

65 683

45%

152 251

198 398

30%

Операционная прибыль

4 891

4 830

-10%

24700

16 249

- 34%

Скорректированный показатель EBITDA

13 230

14 040

6%

51 014

49 762

-2 %

Чистая прибыль

281

402

43%

11199

24 149

116 %

Скорректированная чистая прибыль

5 399

6 309

17%

23540

21 018

-11%

Обзор структуры консолидированной выручки изображен на таблице 4.2 [9]:


В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря

2019

2020

Изменение

2019

2020

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы:




На сайтах Яндекса

27684

32 357

17%

96 466

105 163

9%

На сайтах Рекламной сети Яндекса

6641

6045

-9%

25 272

21 287

-6%

Общая выручка продаж от интернет-рекламы

34 325

38 402

12%

121 738

126 450

4%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси

14 428

21645

50%

45474

66 955

47%

Прочие доходы

2 943

11 552

293%

8 179

24 939

205%

Общая выручка

51 696

71 599

39%

175 391

218 344

24%